Переулки эпохи и идеальные дни: культурная афиша февраля
Кадр из фильма «Идеальные дни»
«Мастер и Маргарита»
Уже в прокате
Масштабная экранизация романа Михаила Булгакова режиссером Михаилом Локшиным уже оборачивается множественными дискуссиями разной степени созвучности материалу, тогда как на экране царят Мастер (Евгений Цыганов), Маргарита (Юлия Снигирь), Воланд (Аугуст Диль) и множественная свита, как и подобает сюжету. В новом кинопрочтении у него находятся новые же контексты и смыслы, а это значит, что тривиальных толкований классики ждать не стоит. Вместо того — размах замысла и его воплощений, а также испорченные, как известно, квартирным вопросом люди.
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
«Идеальные дни»
В прокате с 1 февраля
Мелодичный, неспешный, а оттого невероятно гармоничный фильм Вима Вендерса знакомит своего зрителя с уборщиком токийских туалетов по имени Хираяма. Его будни поэтичны и размеренны, нрав спокоен, а музыкальный вкус хорош. Хираяма, например, любит послушать на кассетах Лу Рида (привет названию фильма) или Патти Смит. Однако ни один день не похож на другой, и дело вовсе не в событиях и словах, а в тихой повседневности и ее приметах, в которых Вим Вендерс — режиссер-поэт и бытописец — явно знает толк.
Кадр из фильма «Идеальные дни»
Ретроспектива «Комедия по-итальянски. Эпизод 1»
5–9 февраля
Кинотеатр «Художественный»
Итальянский менталитет имеет немало предметных проявлений, а классический кинематограф страны отсылает не только к драмам и размышлениям о них, но и к смеху. Кинотеатр «Художественный» продолжает череду своих авторских ретроспектив темой «Комедия по-итальянски», в афише которой появляются пять авторов и пять сюжетов, охватывающие период с конца 1950-х до середины 1970-х. Как и в жизни, комичное на экране порой соединяется с трагичным (а в Италии в целом и на Сицилии в частности иначе никак), ностальгическое — с современным, а повседневное — с историческим.
Кадр из фильма «Соблазненная»
Группа «13». В переулках эпохи
8 февраля — 2 июня
Музей русского импрессионизма
Художники, решившие в конце 1920-х объединиться в группу, оказались связаны названием «Тринадцать» — по числу авторов, принявших участие в первой выставке. Она прошла в Москве в 1929 году и вместо манифеста выбрала своим фокусом концентрацию на действительности и ее переменах, находивших отражение в обыденных лишь на первый взгляд приметах и чертах. Музей русского импрессионизма пристально рассматривает творчество группы «Тринадцать», заглядывая, как следует из названия, не только на парадные улицы, но прежде всего в переулки эпохи.
Концерт «Гориболь играет Десятникова»
16 февраля
ДК «Рассвет»
ДК «Рассвет» тем временем готовит вечер, посвященный композитору Леониду Десятникову. Пианист Алексей Гориболь выйдет на сцену с программой, основой которой окажутся прелюдии из фортепианного цикла «Буковинские песни» и киномузыка (пьесы из «Мании Жизели», «Москвы» и «Подмосковных вечеров»). Однако фортепианным концертом дело не ограничится, а смысловую параллель ему задаст документальный фильм «Ленечка». Оттого музыкальный и образный портрет композитора и его трудов окажется еще объемнее.
«Петушки»
17, 18 февраля
Пространство «Внутри»
Свой новый спектакль Савва Савельев называет рефлексией на 50-летие поэмы Венедикта Ерофеева. И рефлексировать этот режиссер действительно умеет, подтверждениями чему, красочными и достоверными, могут стать постановки «Берегите ваши лица» или «Я — Марлен». В «Петушках» ерофеевский Веничка, герой притягательный и одинокий, уступает свое одиночество героям разным и множественным, выбравшим единством времени, места и действия зал ожидания Курского вокзала.
«Мадам Бовари»
16, 17 февраля
На сцене театра «Маска»
Режиссер Антон Федоров — ученик Юрия Погребничко и автор (среди прочих своих спектаклей) постановки «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре» — на этот раз всматривается в сюжет Гюстава Флобера. И как текст писателя оказался необычным и неожиданным для своего времени, так и спектакль не становится простым пересказом. Напротив, это тотальное погружение в мир гротеска и фарса, в котором режиссерская мысль и взгляд на тему звучат еще острее и ярче. В истории про Эмму Бовари карикатурность и комичность соединяются с трагичностью, а театральный сезон пополняется спектаклем, являющим авторский мир как он есть.
«Воскресение»
22 февраля
Александринский театр, Санкт-Петербург
Первая режиссерская работа Никиты Кобелева в должности главного режиссера Александринского театра обращается к «Воскресению» Льва Толстого. Привычным для режиссера и неизменно привлекательным для зрителя образом это сделано с вниманием к деталям, чуткостью к героям и истории на уровне не столько сюжетном, сколько сущностном и содержательном. Так что в спектакле толстовское «Воскресение» соединится с другими текстами и замыслами писателя, а соединенность с залом зазвучит на тех самых глубинных волнах, столь ценных для режиссера и заметных по другим его спектаклям. В частности, по постановке «Тварь», также идущей на Новой сцене Александринки.
«Мы уже здесь»
29 февраля
Пространство «Внутри»
Спектакль Александра Золотовицкого по пьесе драматурга Павла Пряжко — размышление о невозможности побега не от кого-нибудь, а от себя самого. В этом контексте не так уж важно, где происходит дело, но дело происходит на Марсе, что тоже задает тон повествованию. Эскиз постановки можно было увидеть на питчинге Мастерской Брусникина в Переделкино, а теперь спектакль вместе со всем своим марсианским офисом и его обитателями обретает свою сцену.