Стиль
Впечатления Как композиторы объединяют технологии и музыку и где это послушать
Стиль
Впечатления Как композиторы объединяют технологии и музыку и где это послушать
Впечатления

Как композиторы объединяют технологии и музыку и где это послушать

Фото: ceammc / vk.com
Эти пять зарубежных композиторов создают сегодняшний музыкальный язык. Познакомиться с ключевыми авторами в области технологической музыки — электроакустики и мультимедиа — можно будет на событиях фестиваля «Биомеханика»

Технологии проникли в музыку настолько стремительно, что многие вещи пришлось быстро переформатировать. Велика вероятность, что музыка исключительно в аудиоформате тоже отойдет на второй план. Мультимедиа, аудиовизуальные инсталляции, визуальная и гибридная музыка — определения, которые все чаще применяются к современным композиторам. Эти направления активнее всего развиваются в Европе и Америке.

1. Стефан Принс

Бельгиец Стефан Принс изучал музыку и философию в контексте их взаимосвязей с технологиями. Он не только увлеченный изобретатель новых форм, но и рефлексирующий композитор, рассказывающий об опасностях, таящихся в виртуальных мирах и вообще в современном обществе. В 2006-м Принс основал Nadar Ensemble — один из первых европейских коллективов, занимающихся мультимедийными произведениями и переосмыслением классического формата концертов. Ансамбль часто относят к эстетике DIY (предметов самостоятельного изготовления), ведь музыканты сами создают сложнейшие электронные устройства для исполнения пьес и визуальное оформление выступлений.

В своих произведениях Принс использует различные технологические девайсы: игровые контроллеры, лэптопы и «умные» устройства. Часто он работает с видеопроекциями, совмещая реальных музыкантов с их виртуальными двойниками, создавая тем самым «гибридных перформеров», как называет их композитор.

Этот прием можно наглядно увидеть в цикле произведений «Piano Hero», где Принс работает с роялем и MIDI-клавиатурой. Во время выступления исполнителя снимают камеры, видео транслируется на экранах, и параллельно звуки преобразуются с помощью электроники. Все эти сложные технические решения нужны, чтобы показать, как машины (например, камеры в городских пространствах или мобильные устройства) наблюдают за людьми. Темы, поднятые в Piano Hero, не теряют своей актуальности, хотя пьеса писалась больше десяти лет назад. Первая часть этого произведения Принса будет исполнена пианисткой Алиной Ежаковой в арт-пространстве «Артемьев» 25 января.

© stefanprinsmusic

2. Михаэль Байль

Михаэль Байль — один из первопроходцев в области мультимедийной музыки. Он работает в этой сфере больше 25 лет и параллельно с композициями создает аудиовизуальные форматы концертов. Байль рано начал включать в свои сочинения видео: еще до распространения смартфонов он снимал на портативные камеры. C развитием компьютерных программ, позволяющих управлять live-видео дистанционно, съемка стала происходить вживую непосредственно во время исполнения. Записи видео воспроизводятся в разных режимах, например, в ускоренном и замедленном виде или с вычленением отдельных фрагментов. Именно такой принцип live-монтажа стал если не главной, то определяющей чертой творческого стиля Байля. А некоторые его музыкальные сочинения можно вполне считать самодостаточным видео-артом.

Композитор часто создает нестандартные сценические ситуации, когда пианисту нужно играть на рояле без самого инструмента или когда во время пьесы перформеры снимают клип для поп-группы. Кажется, что участники в пьесах много импровизируют, но на самом деле все движения, звуки и видео рассчитаны точно по секундам. Байль, как иллюзионист, околдовывает публику, заставляя ее усомниться в том, что на самом деле реальное, а что — виртуальное.

Подробнее о творчестве Михаэля Байля можно будет узнать на концерте-презентации в арт-пространстве «Артемьев», где после интервью с композитором солисты CEAM Artists сыграют два его произведения с видео. Еще одно сочинение, «String Jane», можно будет увидеть и услышать 29 января в Рахманиновском зале, оно будет исполнено в России впервые.

© ceammc

3. Сара Глойнарич

В свои тридцать с небольшим композитор Сара Глойнарич уже сделала международную карьеру. Она получает заказы от оперных театров, ведущих ансамблей и фестивалей современной музыки, а ее сочинения регулярно попадают в рейтинги известных изданий. В 2023 году Глойнарич получила премию Фонда Эрнста фон Сименса, которая в композиторском мире по значимости приравнена к Нобелевской.

Ключевая тема ее творчества связана с феноменом памяти. Глойнарич использует много цитат и часто отсылает даже не к классической музыке, а к образцам поп-культуры. Для нее органично включить в пьесу песню Уитни Хьюстон или Элвиса Пресли. Хотя цитирования почти никогда не считываются на слух, потому что композитор не показывает фрагменты в оригинальном виде, а преобразовывает их с помощью различных электронных средств. Важной частью ее произведений становятся жесты и движения, которые она прописывает исполнителям, многие перформансы дополняются видео.

На фестивале «Биомеханика» состоится российская премьера ее сочинения «Artefacts # 2» для сопрано, ударника и электроники. В основу пьесы положены 20 барабанных партий из рок-хитов восьмидесятых и девяностых. Глойнарич исследовала огромное количество популярной музыки, чтобы вычислить, из чего складывается формула коммерческая успеха. Она выявила несколько параметров, например повторы отдельных фрагментов или гомогенность звучащего материала, которые гипнотизируют слушателей, заставляя их дослушивать треки до конца, а не переключаться на что-то еще.

На концерте 5 февраля «Artefacts #2» исполнит солистка вокального квартета N’Caged вместе с технической командой и музыкантами Центра электроакустической музыки.

© WDRKlassik

4. Георг Фридрих Хаас

Современная музыка часто отпугивает слушателей радикальностью или жесткостью звучаний. Австриец Георг Фридрих Хаас опровергает этот стереотип: журнал Classic Voice назвал его сочинения «самой красивой музыкой, написанной после 2000 года». Есть только один нюанс: его красота пугающая. Мироощущение Хааса меланхолично, а во многих его пьесах ощущение тревоги зашкаливает. Эта мрачность появилась не на пустом месте: семья композитора долгое время поддерживала политику национал-социалистов в Австрии. Время взросления оказалось для Хааса (он родился в 1953-м) очень болезненным, ведь ему пришлось пересмотреть всю систему ценностей, привитую с детства, и сделать сложный моральный выбор — фактически отказаться от своих родственников.

Музыка отражает тяжелые переживания композитора, но при этом затягивает, как хороший психологический триллер. На концерте фестиваля можно будет услышать его Струнный квартет № 4, где Хаас интереснейшим образом работает с электроникой: по звучанию она очень близка тембрам струнных, поэтому часто невозможно установить грань между звуками инструментов и их искусственными двойниками. Это масштабное произведение солисты Vacuum Quartet исполнят в ДК «Рассвет» на концерте-презентации 23 января вместе с сочинениями российского композитора Александра Хубеева, у которого выходит альбом на FANCYMUSIC.

© NeoQuartet

5. Алессандро Перини

Алессандро Перини для каждого своего сочинения придумывает нестандартную форму. Его пьесы могут быть вписаны в природный ландшафт или существовать только в цифровом виде, для многих он создает собственные объекты. А если даже Перини пишет для классических инструментов, то обязательно преобразует их или прикрепляет электронные устройства к исполнителям: надевает на руки специальные перчатки с датчиками или изобретает новую форму смычка для скрипки.

Композитор много сотрудничает с арт-институциями и несколько раз становился участником художественных резиденций. Для Перини очень важны микрозвуки — те, что можно расслышать только с помощью электронного оборудования. Это похоже на АСМР, но если у этой техники главная цель связана с получением психологического и телесного удовольствия, то для композитора важно показать звучащие миры, на которые мы не обращаем внимания в повседневной жизни. Например, он создавал произведение для деревьев, где к растениям крепились микрофоны, а затем уже эти звуки выводились в колонки, позволяя расслышать мельчайшие акустические процессы.

На концерте 29 января в Рахманиновском зале можно будет услышать пьесу Перини «Epicentro». Она написана для необычного состава: рояля, микрофонов и десяти вибромоторов. Эти устройства специально для фестиваля создавались в мастерской Центра электроакустической музыки Московской консерватории, а уже на самом выступлении можно будет увидеть, как такие совсем далекие от искусства предметы могут стать полноценными музыкальными инструментами.

© alessandroperini