Стиль
Впечатления Возвращение Вуди Аллена и Люка Бессона: культурная афиша сентября
Стиль
Впечатления Возвращение Вуди Аллена и Люка Бессона: культурная афиша сентября
Впечатления

Возвращение Вуди Аллена и Люка Бессона: культурная афиша сентября

«Великая ирония»

«Великая ирония»

Сентябрь как повод отправиться в кинозалы, на прогулку по подмосковному Переделкино или по миру современного искусства

«Хроники Переделкина. Записки исследователя»

5 сентября — 5 мая
Исторический корпус Дома творчества Переделкино

Обновленный переделкинский Дом творчества уже не первый год задумывает и осуществляет проекты, соединяющие внимание к истории и современности, детству и зрелости, литературе, кино и музыке, но впервые столь масштабно и всеохватно берется за собственное «я». Оно, как известно, произрастает из самой сути писательского поселка, где каждый дом полнится историями и даже легендами. О тех, кто здесь жил и писал, о взаимосвязях и житейских контекстах пойдет речь в исследовательском проекте, принимающем формы то исключительно серьезные, то игровые. Литература и жизнь едва ли отделимы друг от друга — и Переделкино — явный и яркий тому пример.

Фото: пресс-служба

Кинопрограмма «Титановые маргаритки»

2 — 24 сентября
Лекторий музея «Гараж»

Новая кинопрограмма музея современного искусства «Гараж» строится вокруг феномена «женского взгляда» и осмысляет его на конкретных примерах. В своем названии она заключает две предметные отсылки: к «Маргариткам» Веры Хитиловой и «Титану» Жюлии Дюкорно, а заодно и к разделившим эти два фильма 55 годам («Маргаритки» вышли в 1966-м, «Титан» — в 2021-м). Все это одновременно символично и логично, как и сам состав программы: «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой, «Сент-Анн» Рейне Верметт, «Хорошая работа» Клер Дени, «Мы» Алис Диоп.

«Архитектон»

13 — 17 сентября
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Возможность стремительного и полноценного погружения в архитектуру Ленинграда и Петербурга под названием «Архитектон» оборачивается не только одной лишь выставкой, но вместе с тем форумом, премией и проросшим позади «Манежа» паблик-артом. Размышления об архитектуре прошлого, настоящего и будущего оказываются поводом оглянуться в попытке осмысления и рефлексии, а также взглядом, направленным вперед, в «Город с открытым кодом» — так называется один из разделов экспозиции и одноименная ему инсталляция. Для тех же, кто всегда интересовался темой кабинетов и рабочих столов, в территориальном и идейном центре выставки обустроен групповой «Кабинет архитектора» — в нем собраны предметы и примечательности из пространств петербургских архитектурных студий.

«Бери да помни»

В прокате с 14 сентября

Дебютная полнометражная работа режиссера Байбулата Батуллина отличается теми же приметами, что и его короткий метр с нетривиальным сюжетом и ироничным названием «Показалось». Здесь все полнится юмором и жизнью, одновременно увлекая своего зрителя простым, но вместе с тем хитросплетенным сюжетом: внук, оставшийся в деревне с бабушкой (Роза Хайруллина) и дедушкой (Рабит Батулла), еще не знает, что родители за ним не вернутся. Дед же, пытаясь увлечь мальчика, вспоминает о старой игре, как раз одноименной названию фильма. С завершившегося полторы недели назад фестиваля «Короче» история увезла главный приз, а теперь без промедлений готова претендовать на зрительское внимание в прокате.

Фото: пресс-служба

Ярмарка молодого современного искусства blazar

21 — 24 сентября
Музей Москвы

За три прошедших к настоящему моменту выпуска ярмарки молодого искусства blazar стало понятно, что интерес к молодому искусству у ее посетителей неподдельный и носит весьма практические свойства: редкие работы остаются без наклейки «продано», и есть все основания полагать, что четвертая по счету ярмарка исключением тоже не станет. Оставаясь «спутником» Cosmoscow, blazar в то же время развивается в собственном направлении. Обратить внимание стоит, к примеру, на то, что среди постоянных участников ярмарки, помимо привычных для формата галерей, можно заметить независимых художников. Через год или два их работы могут стать частью галерейных стендов, а пока — молодость, автономность и новые взгляды.

Фото: пресс-служба

Фестиваль актуального научного кино

15 — 30 сентября
Москва

О том, как рассказывать о науке так, чтобы зрители не сбежали из зала, знают документалисты со всего мира. Предметы внимания и интереса у них очень разные: от размышлений о том, можно ли отменить влияние человека на мир природы, до попыток осмысления тукдама, буддийской посмертной медитации. Примечательным для кинематографистов может показаться и поведение радиоизотопов, иными словами, каждый найдет в программе что-то свое, какими бы разными ни были зрительские симпатии.

«Олдбой»

В прокате с 14 сентября

Отмечающий свое 20-летие фестивальный хит южнокорейского режиссера Пак Чхан-ука возвращается в прокат после реставрации. Его счастливая судьба хорошо известна: Гран-при Каннского фестиваля в 2004-м году и щедрые похвалы Квентина Тарантино, включившие в себя определение «абсолютный шедевр» — пожалуй, не пустой звук. Впрочем, пересмотреть «Олдбоя» или впервые познакомиться с сюжетом можно и без этих контекстов. Почерк режиссера и залихватский сюжет оказываются гораздо шире любых оценок.

Фото: пресс-служба

«Догмен»

В прокате с 28 сентября

Дуглас (Калеб Лэндри Джонс) привык проводить время не с людьми, но с собаками. К первым он едва ли испытывает хоть немного доверия, ко вторым — наоборот. Люк Бессон возвращается с новым сюжетом после нескольких лет тишины и сразу — в конкурс Венецианского кинофестиваля, начавшегося как раз на излете лета. Появятся ли на прокатных афишах и в трейлерах сведения о призах, покажут события ближайшей недели, но то, что фильм был куплен прокатчиками со всего света — уже случившийся факт.

Фото: Shanna Besson / TF1 FILM PRODUCTION

Венецианский кинофестиваль — 2023: в ожидании «Догмена»

«Великая ирония»

В прокате с 28 сентября

Еще один «привет» с венецианской «мостры» (правда, уже внеконкурсный) — «Великая ирония» Вуди Аллена. Любовные перипетии на этот раз обуревают героев не где-нибудь, а в Париже, хорошо знакомом Аллену и его зрителям по другим историям, но каждый раз обнаруживающем новые свои свойства. Чем может обернуться встреча с бывшим одноклассником, если у тебя есть муж, но не хватает любви, какова природа ревности и не готовит ли судьба парочку поворотов — очевидно, без фирменной для автора иронии этот сюжет не обойдется.

Фото: Вольга

Ярмарка современного искусства Cosmoscow

29 сентября — 1 октября
«Экспоцентр»

Переместившись в «Экспоцентр», ярмарка продолжает свой путь по миру современного искусства. В этом году, как и всегда, Cosmoscow объявила победителей в трех привычных для себя номинациях: институция года (ей стал ZAMAN из Уфы), музей года (это звание получил пермский музей PERMM) и художник года. Последним объявили нижегородского художника Артема Филатова, основателя студии «Тихая» и неутомимого исследователя. На ярмарке он покажет проект «Все исчезнет», который окажется связан с магическими свойствами «зеленки», именуемой также бриллиантовым зеленым.