Стиль
Впечатления Гайдай какой-то: как прошел и о чем говорил седьмой кинофестиваль «Горький fest»
Стиль
Впечатления Гайдай какой-то: как прошел и о чем говорил седьмой кинофестиваль «Горький fest»
Впечатления

Гайдай какой-то: как прошел и о чем говорил седьмой кинофестиваль «Горький fest»

Фото: пресс-служба
С 7 по 13 июля в Нижнем Новгороде прошел VII фестиваль нового российского кино «Горький fest». Рассказываем, как он оказался связан с именем Леонида Гайдая и кто забрал главную награду

Двойственность и многомерность, свойственная программе фестиваля нового российского кино Горький fest, на этот раз отразилась и в жизни. Документальное и художественное, полнометражное и короткометражное кино — в конкурсной программе, по-настоящему жаркие дни, сменившиеся проливным дождем и совсем не летним температурным режимом — на улице. Взаимосвязи и переплетения, образующие собственные контексты, становятся приметой любого фестиваля. Порой остающиеся незаметными внешнему миру, за неделю фестивальной жизни они подвергаются обсуждениям, шуткам, критике и комментариям, а также становятся фоном для разворачивающихся на экране и запланированных фестивальной программой событий.

Этот микроклимат у каждого фестиваля свой. У Горький fest в этом году, помимо прочего, он обладал теплом гайдаевских сюжетов, поскольку 100-летие режиссера Леонида Гайдая стало для фестиваля заглавной темой, задавшей и те самые особые контексты. Через нарицательную призму «Это Гайдай какой-то!» можно было взглянуть не только на хорошо знакомые и работающие как культурный код истории, но также на многое вокруг, ведь, если присмотреться, юмора в буднях не меньше, чем в кино. 

За примерами далеко ходить не нужно, на церемонии закрытия, допустим, за сценки во вполне себе гайдаевском духе невольно ответило общество «Рыбаки и охотники», сперва уточнившее, что среди его членов немало лиц кинематографичных и кинематографических, а после вручившее первый в истории фестиваля приз своего имени. Он, однако, из-за сцены не появился, стремительные поиски к результатам сначала тоже не привели, но во второй раз награда и некоторое количество рыб — не настоящих, а исключительно символических, героя нашли (им стал режиссер фильма «Без башни» Алексей Кокорин).

Фото: пресс-служба

Что же до конкурсной программы, то в нее из 615 претендовавших на участие работ (здесь отдельный привет отправляется бессонным дням и ночам программного директора фестиваля, киноведа Андрея Апостолова) попали 16 фильмов, разных не только с точки зрения выбранной интонации, но самого метода и способа рассказать историю. Соседство в одной программе короткого и полного метра, так же как кино художественного и документального, обосновано желанием охватить современный российский кинематограф максимально широко, в разных его проявлениях и с сопутствующими размышлениями о текущем положении дел.

Так через экран нижегородского театра драмы соединились, к примеру, документальная премьера платформы KION («Жизнь по вызову. Док», режиссер Родион Чепель) и черно-белый мистический короткометражный дебют из Якутии («Кукушка», режиссер Евгений Николаев), едва ли имевшие шансы пересечься в иных обстоятельствах. Платформы-гиганты с их скоростями, масштабами и объемами производства диктуют свои правила и по-своему же видят роль автора и режиссера в проектах, которые все чаще получают определение «контент». Независимое авторское кино идет другим путем, на котором ключевым остается поворот в сторону художественного высказывания.

Принимать решения и определять лауреатов в этом году выпало жюри в составе кинокритика Ларисы Малюковой, режиссера Евгения Сангаджиева, актрисы Кристины Асмус, оператора Юрия Коробейникова, сценариста Екатерины Мавроматис и продюсера Елены Гликман. Этично отметив на церемонии закрытия, что любые суждения и оценки неизбежно субъективны, а другой состав жюри, возможно, принял бы и другие решения, члены жюри этого года объявили свой выбор: лучшим был назван художественный полнометражный фильм Романа Михайлова «Наследие», определенно говорящий на своем собственном, своеобразном и поэтичном киноязыке. Сюжет, наблюдающий за жизнью подростков отдаленного села, отдает безвременьем, ведь что вчера, что сейчас здесь все те же осевшие на бок дома, старые обои, собственные поверья и быт. Первая влюбленность соседствует тут со смертью, а говорят в кадре не только люди, но и предметы.

Показанный после церемонии закрытия фестиваля в статусе победителя, своим цветовым решением фильм образовал удивительно гармоничное сочетание со множеством золотых конфетти, оставшихся сверкать в зале и на сцене, и в то же самое время разительный смысловой контраст с ними. На непродолжительный миг праздничная вспышка конфетти появляется и на экране, в своих собственных целях и смыслах.

Трейлер фильма Романа Михайлова «Наследие»

В заполненную событиями фестивальную неделю время нашлось и для добрых дел. Традиционный благотворительный аукцион в пользу фонда Константина Хабенского на этот раз прошел в филармонии, а среди лотов оказались связанные с именем Леонида Гайдая артефакты. Среди них, к примеру, журнал «Крокодил», на который был подписан режиссер, с сохранившейся карандашной пометкой квартиры — №69.

Подводивший итог этому вечеру концерт пианиста Риада Маммадова и контрабасиста Сергея Корчагина носил название «For all we know» и тоже не оставил без контекстов. Одноименное одному из джазовых стандартов, это выступление напомнило, что мы не знаем, каким окажется завтра, но сегодняшний момент разделить друг с другом можем сполна. То же касается и российского кино. Каким оно будет завтра — вопрос, искать ответ на который продолжат и Горький fest, и вся индустрия.