Стиль
Впечатления Живопись образованных, политпоп и Ист-Виллидж: гид по истории искусства Китая
Стиль
Впечатления Живопись образованных, политпоп и Ист-Виллидж: гид по истории искусства Китая
Впечатления

Живопись образованных, политпоп и Ист-Виллидж: гид по истории искусства Китая

Художник Фан Лицзюнь в комплексе «Таймс-сквер» в Гонконге
Художник Фан Лицзюнь в комплексе «Таймс-сквер» в Гонконге
Что мы знаем про современное искусство Китая, чья история, в силу разных обстоятельств, напоминает нашу собственную?

Считается, что для развития зрелого рынка искусства в среднем требуется более 50 лет. Китай прошел этот путь всего за 30. Впервые Китай был представлен на Венецианской биеннале в 2005 году, тогда же году появилась компания Poly International, с которой началась история самого крупного в Китае аукционного дома, а местные покупатели, разбогатевшие на волне открытости, начали оказывать мощную поддержку соотечественникам на аукционах. Затем китайские коллекционеры обратили внимание и на западных художников, пополнив свои фонды международными именами. В 2010 Китай по объему рынка искусства обошел Великобританию, а в 2011 оставил позади США. С 2013 года в Гонконге проходит ярмарка Art Basel. Эксперты отмечают, что она стала более открыта к западному искусству благодаря англо-саксонским аукционным домам, которые обучали и консультировали местных коллекционеров. В 2019 Гонконг стал местом аукционных рекордов американских художников: картина Джули Мерету была продана $5,6 млн, а работа KAWS — за $14,8 млн, что превысило эстимейт в 14 раз.

История рынка современного искусства Китая

Период становления современного китайского искусства совпал с развитием культурного движения в середине 1980-х. Искусство того времени напрямую участвовало и стимулировало процессы «раскрепощения сознания масс», формировало новый язык и концепции, именно оно и стало мостом к западному искусству, поставило под сомнение традиционные культурные устои. Появление современного искусства в Китае более-менее соотносится с публикаций в 1978 году декларации Дэн Сяопина о политике «открытых дверей», которая начала эру экономической и культурной либерализации.

Выставка Роберта Раушенберга 1985 года в Национальной художественной галерее (ныне Национальный художественный музей) также оказала мощное влияние на формирование нового поколения художников. Группа «Новая волна 85 года» экспериментировала с формами и стилями искусства, начиная от живописи, вдохновленной постимпрессионистами и заканчивая перформансом под влиянием дадаизма. Спустя тридцать лет, в 2016 году, в Пекине прошла масштабная ретроспектива Раушенберга, которая стала блокбастером, впрочем, одним из многих.

Роберт Раушенберг, Sino-Trolley / ROCI CHINA, 1986
Роберт Раушенберг, Sino-Trolley / ROCI CHINA, 1986

Первые китайские и зарубежные исследования в области современного искусства КНР появились в 1990-е годы. Среди них «История современного искусства Китая: 1979-1989» Люй Пэна, «История современного китайского искусства 1985-1986», «Китайское авангардное искусство», «Обособленные методы, обособленная современность» Гао Минлу.

Художественные коллективы весны китайского искусства принято условно делить на три течения: идеалистическая живопись, жизненное течение и контрискусство. Независимо от принадлежности к той или иной группе все художники продвигали свободу творчества, хотели совершить революцию в понимании красоты и форм художественного выражения. Возникшая в начале 90-х рыночная экономика Китая способствовала появлению так называемых деревень художников, например, появились деревни Юаньминъюань, Сунчжуан, Восточная пекинская деревня. Кроме Пекина с конца 1990-х в Шанхае, Нанкине и других городах стали возникать своеобразные «склады творчества». Развитие деревень и «складов» и стало основной базой для нового искусства страны.

Когда заходит разговор о китайском рынке искусства, не избежать территориальных вопросов. Гонконг представляет не только Китай, но и Индию, и всю зону Юго-Восточной Азии, где сосредоточено много новых коллекционеров начала XXI века. Шанхай, в свою очередь, называют Эльдорадо для молодых китайских художников, открывших студии на огромных пустырях.

Современное искусство Китая делят на несколько направлений, вот одна из классификаций:

  • Новая «живопись образованных людей», основанная на приемах традиционной «живописи образованных людей». Среди новых художников-интеллигентов: Тянь Лимин, Чжу Синьцзян, Чэнь Пин.

  • «Политический поп» лучше всего можно описать как движение, а не как стиль, поскольку его художники использовали разные визуальные подходы. Появившиеся по мотивам столетия со дня рождения Мао в 1993 году, картины в стиле политической поп-музыки изображают лидера, часто в свободной манере. На картинах Ли Шаня, например, он предстает с цветком лотоса, растущим изо рта. Семейные портреты Чжан Сяогана пробуждают призрак основателя КНР через маленькие значки Мао, которые носят все изображенные фигуры, как бы помещая эти портреты в эпоху «культурной революции».

  • «Цинический реализм» похож на политический поп по тону и темпераменту, но в центре его внимания находится не конкретная, а обобщенная личность. На портретах и автопортретах герои изображаются встревоженными, гримасничающими, как будто храбрящимися перед внешним миром или, как в случае Юэ Миньцзюня, постоянно смеющимися в ответ на социальные потрясения. Помимо Юэ, к приверженцам цинического реализма относятся Фан Лицзюнь и Гэн Цзяньи.

    Здесь можно вспомнить начало 1970-х годов в СССР, московский концептуализм и соц-арт, переосмысление пионерских плакатов, вывешенных в красном уголке: например, работа Александра Косолапова «Сашок! Ты будешь пить чай?», живопись Виталия Комара и Александра Меламида.

  • «Вульгарное искусство» (Gaudy art) стало продуктом второй половины 90-х и продолжением традиций политического поп-арта и цинического реализма. Художники Gaudy art размышляли о масс-культуре и коммерциализации.

В начале 1990-х художники продолжали создавать то, что можно было бы назвать экспериментальным современным искусством, но им приходилось быть более изобретательными в поиске способов репрезентации. Многие полностью отказывались от публичной музейной системы и выставляли свои работы в неофициальных и частных студиях. Названные квартирным искусством, эти небольшие выставки, перформансы и инсталляции были похожи на полуподпольную деятельность, которой занимались советские художники в 1980-е годы. Некоторые художники пошли на беспрецедентный по тем годам шаг, отказались от общества с его жесткой системой коллективного труда и покинули свои пекинские студии. Они поселились на окраине города, где создали сообщество, известное как Ист-Виллидж. Название было выбрано в честь района Нью-Йорка, который в 1980-х годах стал домом для арт-сообщества. Пекинский Ист-Виллидж сформировали Ма Люмин, Цан Синь, Чжу Мин, Син Даньвэнь и Жун Жун. Они создавали фотографии, инсталляции и перформансы в своих скромных студиях, где жили вместе с фермерами и бродягами.

Жун Жун (Rong Rong), «Ист-Виллидж», 1993–1998
Жун Жун (Rong Rong), «Ист-Виллидж», 1993–1998

С середины 1990-х активно стало распространяться и перформативное искусство: это переосмысление традиций каллиграфии Цю Чжицзе, семейной серии Чзан Сяогана (Zhang Xiaogang). Нельзя не упомянуть про период экспериментальных мазохистских работ Чзан Хуаня (Zhang Huan). Основной темой его перформансов была реакция тела художника на заданные условия: в каком-то смысле они становились отражением ответной реакции на политику, которую проводило китайское правительство в период «культурной революции». В перформансе «65 кг» Чзан Хуань был закован в цепи и подвешен к потолку своей спальни. Его кровь стекала на горячую металлическую тарелку, расположенную на полу. Зрители (а с ними и приглашенные врачи) могли наблюдать за состоянием художника и слышать, как капает кровь.

Цю Чжицзе, «Тату II», 1994
Цю Чжицзе, «Тату II», 1994

Китайский авангард: государство vs Запад

Экономические реформы 1992 года изменили и распределение сил на китайском рынке искусства. Первыми, кто после властей обратил внимание на китайский авангард, стали иностранные коллекционеры и критики, для которых во многом основным критерием для художественной оценки работ и самого художника была его «неофициальность». В свою очередь, авангардные художники, не дождавшись внимания от государства, стали ориентироваться на международный рынок. В том же году Цай Го-Цян (Cai Guo-Qiang), Люй Шэнчжун, Ван Юшень (Wang Youshen) представили свои работы на выставке Documenta в Касселе в 1992 году.

Цай Го-Цян (Cai Guo-Qiang), «Движение плода II: проект для пришельцев № 9»
Цай Го-Цян (Cai Guo-Qiang), «Движение плода II: проект для пришельцев № 9»

В том же 1992 была биеннале в Гуанчжоу, которая стала первой совместной попыткой критиков и частного бизнеса создать в Китае рынок современного искусства с четкой коммерческой идеей: все работы предназначались для продажи, а в большинстве случаев цену назначал сам художник. В том же году пионер китайского арт-рынка гонконгская галерея Hanart TZ (работает с 1983 года) начала показывать работы современных авторов. В 1993 году выставка «После 1989 года: новое искусство в Китае» (кураторы Ли Сяньтин и Чжан Сунжэнь) была представлена в Гонконге, Берлине и Сиднее, а затем в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго. После чего Чжан Сунжэнь стал поддерживать участие китайских художников в других международных выставках, зачастую выкупая работу у автора напрямую.

В том же году Фан Лицзюнь, Юй Хун, Гэн Цзяньи, Чжан Вэйли, Ван Юшэнь и другие представили свои работы на Венецианской биеннале.

Картина Фан Лицзюня — одна из шести работ, созданных для Венецианской биеннале 1993. Продана на аукционе Christie’s в 2012 году

Картина Фан Лицзюня — одна из шести работ, созданных для Венецианской биеннале 1993. Продана на аукционе Christie’s в 2012 году

В 1999 году в Венеции китайское современное искусство представляли уже 20 художников. Их было уже больше, чем, например, американских или итальянских.

Правительство страны начало активно поддерживать современное искусство в 2000-е. В 2002 году директор Национального музея искусств был приглашен куратором зала КНР на биеннале в Сан-Паулу. Через год там была создана постоянная экспозиция китайского искусства. В 2003 году министерство культуры пригласило Фань Дианя, Хоу Ханьжу и Кэ Цзяби курировать проект в Музее современного искусства в Берлине. «Life at this moment» стала первой крупномасштабной выставкой, организованной китайским правительством за рубежом.

Заметную роль в развитии галерейного бизнеса в Китае сыграли иностранные игроки: консультанты, экспатрианты и туристы, которые покупали работы китайских художников и вывозили их за рубеж. Так, первую частную галерею в стране Red Gate Gallery в Пекине в 1991 году открыл австралиец Брайан Уоллес. В Шанхае, к примеру, первая галерея возникла лишь в 1996 году. ShanghART создал швейцарец Лоренц Хелблинг (в 2020 он вошел в топ-100 самых влиятельных людей года в мире современного искусства). С 2004 года с усилением международного внимания начался и бум коммерческих галерей, которые стали появляться в Чэнду, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шанхае. В 2009 году в Пекине было 500 галерей, и 67 из них принадлежали иностранцам, которые контролировали основную долю рынка благодаря опыту и репутации.

Цзи Вэньюй, «Наводя красоту» (инсталляция с куклой), галерея ShanghART, Шанхай, 2007

Цзи Вэньюй, «Наводя красоту» (инсталляция с куклой), галерея ShanghART, Шанхай, 2007

Развивался и рынок вторичного искусства: первый аукцион китайской живописи был проведен в Гонконге домом Christie's в 1985 году, а в 1991 году он представил уже современных китайских авторов. До этого времени аукционы в Китае на законодательном уровне были нелегальны. Только с 2004 года государство разрешило иностранным компаниям организовывать аукционы в Китае. Первым свои силы испытал Christie's. Вскоре после первых успешных торгов в 2005 году (продажи составили $12,1 млн) китайского партнера аукционного дома  лишили лицензии, и сотрудничество было признано незаконным.

Самым продаваемым китайским художником, по данным Sotheby's, стал Чзан Дацянь (Zhang Daqian). Кроме него, Лю Вэй (Liu Wei) побил собственный рекорд, получив $3 млн за работу «Любите свинину?» (1995). А «Тайная вечеря» Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi) побила рекорд самых дорогих произведений современного азиатского искусства, проданных на Sotheby's, и ушла за $23,3 млн. Ван Идун (Wang Yidong) — один из самых влиятельных художников-реалистов, живущих сегодня, принадлежит к первой группе вернувшихся из Америки. Юэ Миньцзюнь (Yue Minjun) — один из самых дорогих. Получил известность благодаря автопортретам, на которых изображает себя с застывшей на лице улыбкой. В 2008 году художник сотрудничал с KAWS. К этой же группе самых-самых относятся Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), Сун Дун (Song Dong), Сюй Бин (Xu Bing) и Юй Хун (Yu Hong), а также Цуй Сювэнь (Cui Xiuwen) и Хуан Юнпин (Huang Yong Ping), умершие в конце 2010-х.

С развитием местного рынка также растет и осознание того, что значительные запасы китайского современного искусства (включая антиквариат) в настоящее время находятся в частных и государственных коллекциях за пределами страны. Крупнейшие коллекции находятся в США (Музей современного искусства в Сан-Франциско, Денверский музей искусств, Международный центр фотографии в Нью-Йорке, MoMA, Метрополитен-музей, Музей изобразительных искусств Хьюстона, Музей искусств Дэвида и Альфреда Смарт в Чикаго), Японии (the Mori Art Museum и the Asian Art Museum), Австралии (Queensland Art Gallery) и в Центре Помпиду в Париже.

Как Китай спасал арт-мир во время кризисов

Благодаря Китаю для восстановления мирового рынка искусства после финансового кризиса 2008-2009 гг потребовалось всего 18 месяцев. В 2010 году на Китай пришлось 33% оборота аукционов произведений искусства. Согласно отчету Art Net, в 2021 году строгие меры реагирования Китая на пандемию COVID-19 придали толчок экономике, при этом расходы молодых коллекционеров помогли стране приблизиться к лидеру, США. Но в первой половине 2022 года ситуация снова изменилась: курс юаня резко упал по отношению к доллару, длительные блокировки ограничивали поездки в Азию, китайский рынок недвижимости стал более неустойчивым.

В 2021 году общее количество аукционных домов в материковом Китае достигло 680, что является самым высоким показателем за всю историю. Однако из-за повторного локдауна, а также макроэкономического спада в стране осталось 202 активных аукционных дома, 84 из которых базируются в Пекине. За рубежом количество активных домов, которые проводят аукционы китайского искусства и антиквариата, сократилось с 372 до 355.

На сегодняшний день самым динамичным китайским аукционным домом, управляемым государством, можно назвать Poly International. Помимо традиционной живописи на торги выставляются редкие книги, керамика, шедевры каллиграфии, ювелирные украшения, старинные рукописи и коллекционный алкоголь. Самой дорогой сделкой Poly Auction пока остается продажа работы Ци Байши «Двенадцать ландшафтных сцен» — $140 млн.

Ци Байши, «Двенадцать ландшафтных сцен», 1925
Ци Байши, «Двенадцать ландшафтных сцен», 1925

В 2019 году поток новостей о современном искусстве из Китая был особенно плотным: выставка Яёи Кусамы в Фонде Фосун («Все о любви говорит навсегда»), ретроспектива Чжоу Чуня в Музее Лонга (частный музей коллекционера Ван Вэя с помещениями общей площадью более 40 тыс. кв. м), открытие Шанхайского центра Помпиду с 5-летней возобновляемой арендой (2019–2024 гг. в Художественном музее Вест-Бунд), открытие галереи Эммануэля Перротена площадью 1200 кв. м (там прошли первые выставки Пьера Сулажа и Жан-Мишеля Отониэля) и, наконец, пятое издание ярмарки West Bund Art & Design, объединившее некоторые из самых влиятельных международных галерей, включая Ben Brown Fine Arts, Sadie Coles, Gagosian, Hauser & Wirth, David Zwirner Gallery, Gladstone Gallery, Marlborough Fine Art.

Среди государственных музеев, которые показывают и начали собирать собственные коллекции современного китайского искусства, — Национальный художественный музей в Пекине, Шанхайский художественный музей, Гуандунский художественный музей и OCT Contemporary Art Terminal в Шэньчжэне (OCAT Shenzhen). Из частных музеев современного искусства — Шанхайский музей современного искусства и Музей современного искусства Дуолун (также в Шанхае). В Пекине находятся Today Art Museum и Центр современного искусства Улленс (Ullens Center for Contemporary Art), основанный в 2007 году бароном Гаем и его женой Мириам Улленс, которые еще в 2002 году создали фонд поддержки исследований в области современного китайского искусства. Сегодня этот музей, отреставрированный голландской фирмой OMA (один из соучредителей — Рем Колхас), обладает одной из самых внушительных коллекций в стране.

Частные музеи, такие как Square Art Museum в Нанкине и Zhengda Modern Art Museum в Шанхае, принадлежащие бизнесменам, тоже активно собирают современное искусство. В 2007 году правительство провинции Сычуань объявило, что готово построить музеи, посвященные творчеству восьми ведущих художников, это Чжан Сяоган, Ван Гуанъи, Фан Лицзюнь, Юэ Миньцзюнь, Чжоу Чунь, Хэ Дуолин, Чжан Пэйли и У Шаньчжуань. Небольшое количество успешных художников также планирует открыть (или уже открыли) свои собственные музеи, в том числе такие арт-дуэты, как Сун Дун и Инь Сючжэнь, Линь Тяньмяо и Ван Гонг Синь, а также Жун Жун и Инри, чей Центр искусств фотографии «Три тени» работает в Пекине.

В феврале правительство объявило об амбициозном плане создать 245 новых музеев в Пекине к 2035 году.