Стиль
Впечатления Берлинале-2023: восторжествовала «новая норма»
Стиль
Впечатления Берлинале-2023: восторжествовала «новая норма»
Впечатления

Берлинале-2023: восторжествовала «новая норма»

Кадр из фильма «На «Адаманте», реж. Николя Филибер
Кадр из фильма «На «Адаманте», реж. Николя Филибер
На 73-м Берлинском кинофестивале победил документальный фильм «На «Адаманте» о людях, страдающих умственными расстройствами

«Золотой медведь» в этом году нашел своего героя в изменившемся от неожиданности лице французского документалиста Николя Филибера, который даже спросил председательницу жюри Кристен Стюарт: «Are you crazy, or what?» («Вы с ума сошли или как?») Звезда «Сумерек» Стюарт, оказавшаяся редкой интеллектуалкой (что скоро подтвердит и ее новая роль — американского критика Сюзан Зонтаг), только пожала плечами. Многие ожидали от нее победы скромной во всех смыслах, но нечеловечески перехваленной критиками низкобюджетной американской драмы «Прошлые жизни» (Past Lives). Стюарт и другие интеллектуалки жюри (в его состав вошли только двое мужчин, и то гонконгский мастер боевиков Джонни То почему-то не вручил на сцене ни одного приза) своим выбором доказали, что их сильно недооценили.

Скромный гуманистический фильм «На «Адаманте» (Sur l’Adamant), вероятно, потряс их до глубины души, что и неудивительно: он представляет собой серию интервью людей с «особенностями развития», со «странностями» и умственными расстройствами. Портреты пациентов парижского центра, расположенного на пришвартованном к берегу Сены кораблике «Адамант», действительно обезоруживают: зрители прозревают, что показанные им крупным планом люди — в основном не первой молодости, часто нечесаные и/или беззубые — на самом деле ничем не отличаются от них самих. Да и вообще существуют ли люди без странностей, особенностей и расстройств? Этот вопрос задает с экрана не автор, а глядящиеся в его героев, как в зеркало, зрители.

Берлинале давно не может похвастать большим количеством сенсационных премьер, но в отношении инклюзивности (в том числе гендерной, возрастной и т.д.) он и вправду на две головы впереди всех других фестивалей, поэтому поддержка документального фильма о «новой нормальности», которому, мягко говоря, ничего не светит в широком прокате, здесь только логична.

Лучшему, с моей точки зрения, фильму Берлинале, «Красному небу» (Roter Himmel) Кристиана Петцольда — многослойной и стильной драме на тему человеческой беспечности во времена экологической и других катастроф — достался второй по значению приз, Гран-при жюри.

Классика французского кино Филиппа Гарреля наградили за режиссуру: показанный в конкурсе Берлинале «Театральный фургон» (Le grand chariot) с участием троих его детей, в том числе знаменитого сына Луи, — действительно его лучший фильм за долгие годы.

Приз жюри отошел португальцу Жоао Канижу за вещь с актуальным названием «Плохо жить» (Mal Viver) — тонкую психологическую вышивку о дисфункциональной женской семье, одна из представительниц которой страдает биполярным расстройством.

Берлинале-2023: назови меня другим именем

Что касается наград за мужскую и женскую роли, то столь старомодное разделение по половому признаку в Берлине несколько лет назад отменили — и теперь просто выдают все актерские призы женщинам.

В этом году «Серебряным медведем» за главную роль наградили 9-летнюю Софию Отеро, действительно изумительно сыгравшую… мальчика в испанской семейной драме «20 тысяч видов пчел» (20.000 especies de abejas) Эстибалис Урресолы Солагурен. Обливаясь слезами, девочка держала аплодирующий зал так, как не снилось и взрослым актерам.

«Серебряного медведя» за второплановую роль получила транс-актриса Теа Эре, воплотившая образ современной «фам фаталь» в неонуаре Кристофа Хохойслера «Пока не наступит ночь» (Bis ans Ende der Nacht), — выпущенная из тюрьмы за торговлю наркотиками она разбивает сердце полицейскому, чья задача подобраться через нее к дилеру, нашедшему способ обрабатывать клиентуру через интернет.

За сценарий отметили еще одного немецкого режиссера, Ангелу Шанелек: ее «Музыка» (Music) являет собой непрозрачную вариацию на тему мифа о царе Эдипе.

«Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад вручили оператору Элен Луварт, снявшей визуально вызывающий фильм «Дискобой» (Disco Boy) Джакомо Аббрудзесе с Францем Роговским в роли белоруса Алексея, поступившего на службу во французский Иностранный легион.

Берлинале-2023: мужскую токсичность слили в канализацию

Лучшим дебютом фестиваля был назван фильм молодых аргентинцев Леандро Коха и Паломы Шахман «Внутри себя я танцую» (Adentro mío estoy bailando) — романтическая драма о поиске своих корней в форме этнографического исследования музыкальной культуры клезмер, ныне почти полностью вымершей.

Лучшим документальным фильмом стало трогательное экологическое послание «Эхо» (El eco) мексиканки Татьяны Хуего, также удостоенной приза за лучшую режиссуру конкурса Encounters. Главный приз в котором выиграла тонкая минималистская картина «Здесь» (Here) бельгийца Баса Девоса, призывающая зрителей ценить мелкие радости жизни, происходящие с нами здесь и сейчас.

Из обильно представленных в параллельных программах украинских фильмов отмечены две короткометражки: «Просыпаясь в тишине» (Waking Up in Silence) Милы Жлуктенко удостоена спецприза в детско-юношеской секции Generation, а «Это свидание» (It's a Date) Нади Парфан — специального упоминания в конкурсе Berlinale Shorts.

Берлинале-2023: аниме, анима и полная бездуховность