Стиль
Впечатления Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе
Стиль
Впечатления Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе
Впечатления

Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе

«Форма ноль», хореограф Павел Глухов
«Форма ноль», хореограф Павел Глухов
Куратор фестиваля Context Павел Глухов — из тех хореографов, за каждой новой работой которых стоит следить. О том, почему музыка важна для спектакля не меньше танца, где набираться знаний и как их применять, он размышляет по нашей просьбе

Шесть лет назад хореограф Павел Глухов получил приз фестиваля современной хореографии Context как молодой и безусловно подающий надежды автор, ведь именно на поиск таких был нацелен фестивальный конкурс. Сегодня Глухов уже сам курирует фестивальную программу и продолжает собирать награды и комплименты своим замыслам. Новое их воплощение накануне можно было увидеть в РАМТе, где прошла премьера спектакля «Форма ноль». В нем хореограф размышляет о созидании и вечности, а также о том, какое место занимает в этом человек. Мы, в свою очередь, попросили Павла задуматься о том, на каком языке говорит современный танец, понятен ли он всем и лежит ли ответственность на зрителе.

Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе

Павел Глухов, хореограф, куратор фестиваля Context

О языке современного танца

Современный танец — один из самых интересных видов современного искусства, его сила в том, что он постоянно меняется, трансформируется. Современный танец впитывает в себя любые практики физической направленности не только из сферы искусства, но и из жизни в целом. Например, восточные единоборства, йогу, фольклор и многое другое. Думаю, основное качество современного танца — это его способность к трансформации, обновлению без потери идентичности. Танец, конечно же, интернационален. И переводчик ему не нужен. Это искусство в целом понятно большинству. Безусловно, современный танец — это интеллектуальный танец, не лишенный эмоциональности. Здесь не всегда речь идет о «любит»/«не любит». Наравне с современным искусством современный танец работает с более сложными и тонкими, не всегда с первого взгляда понятными вещами. И многое зависит от смотрящего. Насколько образован, погружен в этот вид искусства, в контекст, насколько чувствителен сам зритель, настолько и усложняется, обрастая смыслами, концепциями, само произведение.

Я абсолютно не хочу сравнивать виды танцевального искусства. У каждого своя история, свои задачи, свое устройство. И все имеет место быть и должно быть. Абсолютно уверен, что нет лучшего жанра, единственно правильного. Все зависит от того, кто и как работает. Мы восхищаемся и Петипа, и Баланчиным, и Форсайтом, а также Дункан, Акрамом Ханом, Охадом Наарином и многими другими, потому что они создали настоящее, живое искусство. И здесь вопрос не в выборе жанра, направления, конкретного стиля, а в том, что каждый из них вложил всего себя в то, чем занимался.

Абсолютно уверен, что нет лучшего жанра, единственно правильного.

О зрителях и об их эмоциональном багаже

Каждый зритель по-своему считывает то, что ему показывают на сцене. И зависит это не только от того, насколько он образован, начитан, культурен. Часто это зависит от конкретного состояния перед просмотром спектакля. На это влияют прожитый день или актуальные события в нашем обществе, физическое состояние или даже погода. И со всем этим эмоциональным багажом зритель приходит на спектакль. Он уже ждет определенного развития событий относительно себя, но приносит с собой часть действия. Поэтому мой совет: постараться отпустить себя, стать чистым листом, принимать все происходящее на сцене максимально открыто. Это не всегда получается, и здесь важно не только зрителю абстрагироваться от насущных проблем, но и спектакль должен завлечь, перенести в другое измерение.

«Форма ноль», хореограф Павел Глухов
«Форма ноль», хореограф Павел Глухов

О знаниях и жизни

Наша профессия, как, возможно, и любая другая, не имеет конечной точки: ты получаешь диплом, но учиться продолжаешь всю жизнь. И не все знания получаешь из книг. Важно приобретать жизненный опыт, открывать для себя мир, интересоваться смежными сферами искусства — дизайном, архитектурой, музыкой, живописью, драматическим искусством, да и в целом интересоваться жизнью вне профессии. Это позволяет объективнее относиться к себе в искусстве, а вместе с тем не терять связь с современностью.

Фестиваль Context — один из немногих фестивалей, а скорее институций, понимающих, что поддержка молодых хореографов и танцовщиков не может ограничиваться только лишь показом их работ. Важная функция фестиваля — это создание образовательной среды, которая побуждает хореографов и танцовщиков к созиданию, обогащению новыми знаниями, постоянному развитию.

О размышлениях в профессии и спектакле «Форма ноль»

То, чем я занимаюсь, связано напрямую с людьми. Как зрителя, так и артиста необходимо увлечь, повести туда, где он еще не был, предложить ему путешествие, в конце которого он точно поменяется. Ну или по крайней мере задаст себе новые, глубокие вопросы. Найдет ли зритель параллели со своей жизнью, заинтересует ли его по-настоящему происходящее на сцене, изменит ли это его? На эти вопросы мне сложно ответить. Возможно, кого-то — да. Как и любого из нас, меня всегда интересовало, что определяет наш образ жизни и в целом взгляд на жизнь. В чем смысл нашего существования? Что ранит человека, что делает его сильным? Нужно ли доверять другому или себе? Что такое смерть, любовь? И многие другие вопросы, которые себе задает человек любой профессии.

Спектакль «Форма ноль» не стал исключением. В нем я задаю себе, возможно, самый важный вопрос. Есть ли у человека выбор? И кто его делает? Сам ли человек, или все предрешено заранее, и мы лишь проживаем кем-то придуманную для нас жизнь? Отвечаем на вопрос вместе — с командой, артистами, зрителями. Как это часто бывает, на нас постоянно кто-то накладывает обязательства. В детстве это родители, в зрелом возрасте — общество. Хотим ли мы соответствовать ожиданиям со стороны, быть ведомыми? Каждый сам для себя решает, не все рождены бунтарями и не готовы отстаивать свое право на свободу. Но я уверен, что каждый хочет быть свободным, независимым.

«Форма ноль», хореограф Павел Глухов
«Форма ноль», хореограф Павел Глухов

О музыке и душе

Музыка — очень важный элемент спектакля. Как говорили мои педагоги, 70% успеха постановки — это правильно подобранная музыка. Музыка создает атмосферу, настроение не только для зрителя, но и для артиста. Именно музыка или ее отсутствие формирует мир, в который мы хотим погрузить зрителя. Основным опорным музыкальным материалом для моей постановки стала оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия», хоральные части. Дальше я начал достраивать партитуру современными произведениями — Макса Рихтера и Соломона Грея. В произведениях своих современников я почувствовал тот же внутренний посыл, что и в музыке Генделя. Это достаточно проникновенная музыка, обращающаяся к самому сокровенному, к душе человека, хотя композиторы пользовались совершенно разными инструментами. У Генделя это сложная вокально-музыкальная фактура, у Рихтера — минимализм, пульсирующий и погружающий в медитативный транс. У Грея это электронная фактура со сложно-структурированными вокальными партиями. В целом сложилась музыка разноплановая: как по времени написания, так и по способу сочинения, но в итоге ее композиция выстраивается в единое музыкальное полотно, подчиненное единой хореографической драматургии.

«Время для сильных одиночек»: фестиваль Context в новых контекстах