Стиль
Впечатления Шагал, Мельников, режиссерские дебюты: культурная афиша октября
Стиль
Впечатления Шагал, Мельников, режиссерские дебюты: культурная афиша октября
Впечатления

Шагал, Мельников, режиссерские дебюты: культурная афиша октября

Кадр из фильма «Решение уйти»
Кадр из фильма «Решение уйти»
В этом октябре можно разобраться в явлениях и проявлениях авторского кинематографа, а также современной хореографии и беспредметности супрематизма. Тем и займемся, ныряя в эти миры в попытке отвлечься от реальности

«Экспресс»

В прокате

Где-то в Черкесске на краю дороги зево распахнутого люка сводит друг с другом Сашу Сосланова по прозвищу Сос и Олега, про которого мало что известно, кроме того, что ему, как и Сосу, стало жалко упавшего в люк ежа. Общее дело, как известно, объединяет не хуже и не лучше возможности заработать, так что с проезжей части оба перемещаются в букмекерскую контору. Каждому новичку там можно попытать счастья, сделав ставку на подаренную конторой тысячу рублей. Саша, тертый калач мира рисков, делает свой выбор и запускает ставочный «экспресс» в путь, Олег же интересуется разве что бесплатным кофе, который, словно чеховское ружье, еще выстрелит в сюжете. Долго ли, коротко ли, но ставки начнут выигрывать, карточка, позволяющая предъявить права на них, окажется у друга, ну, а Сос пустится не в одну авантюру, чтобы ее добыть. Полнометражный дебют Руслана Братова оказывается дерзким, независимым и таким, пропускать который совсем не хочется.

Фото: kinopoisk

«Далекие близкие»

В прокате

Иван Соснин, другой многообещающий режиссер-дебютант, посвящает свою историю отношениям отцов и детей. Вернее, одного конкретного отца и его сына, предпочитающего появляться в отчем доме изредка и ненадолго. Борис Петрович, учитель географии из Хабаровска, вопреки профессии не видел ни Байкала, ни Волги, ни других просторов и широт, о которых ведет разговор на уроках. Его интересы сосредоточены в основном вокруг кустов да грядок, на которых произрастают овощи выдающиеся, но неразговорчивые. Отношения с сыном тоже особенной близостью не отличаются, но все-таки однажды Борис Петрович отправится с ним на машине через всю страну, прихватив под мышку лучший из своих баклажанов, разумеется, тоже не просто так. Приключение и путешествие не только из Хабаровска в Москву, но также друг к другу, а в первую очередь к самим себе — вот что такое этот фильм, после титров которого сразу хочется позвонить родителям.

Фото: kinopoisk

«Решение уйти»

В прокате

Фильм южнокорейского режиссера Пака Чхан-ука, в котором детали мелодично рифмуются, становясь не промельком на экране, а частью большого целого, увез в мае с Каннского фестиваля награду за лучшую режиссуру. Это детектив, так что даже самые незначительные, на первый взгляд, мелочи для истории будут важны. Как быть тому, кто расследует убийство и влюбляется в главную подозреваемую, зачем каждые выходные он отправляется к собственной жене, с которой уже давно не живет вместе, чувства руководят действиями или действия — чувствами: всему здесь находится место и время для размышлений, пока сюжет бежит вперед детективной тропинкой.

Фото: kinopoisk

«Кэт»

В прокате

Второй фильм дебютанта-победителя «Кинотавра» Бориса Акопова, в отличие от его же «Быка», обращается к дням не минувшим (1990-е были разобраны режиссером весьма подробно), но нынешним. Героиня по имени Кэт, давшая название всей истории, работает в эскорте, так что круг ее знакомств широк и разнообразен. Однако помимо девушки мечты у Кэт есть и другая роль — матери-одиночки, сильно противоречащая первой. Москва, определенно, город возможностей, но в то же время и жестокости, о чем сюжет расскажет в красках, но совсем без дневного света и солнца в кадре.

Фото: kinopoisk

«Голиаф»

В прокате

«Голиаф» Адильхана Ержанова успел отметиться на Венецианском кинофестивале и познакомить собравшуюся там публику с бытностью затерянного в песках села Каратас, где бесчинствует криминальный авторитет Пошаев. Впрочем, отличается он не только жестокостью, но и принципами, что и пытается втолковать смиренному Арзу. Тот не без участия Пошаева остался без жены и почти без крыши над головой, но с дочкой на руках. Каждый пытается втолковать ему, что путь мести не тот, что он имеет возможность выбрать, да Арзу и не спорит, просто тихо идет своей дорогой, на которую едва ли решился бы кто-то другой — так сильно поникли головы под гнетом криминальной действительности.

«Голиаф». Стоит ли смотреть казахстанскую сказку о маленьком человеке

Фото: kinopoisk

«Явь»

15–16 октября
Музей Москвы
contextfest.com

Фестиваль современной хореографии Context продолжает отмечать свое 10-летие и в октябре готовит премьеру спектакля «Явь», поставленного молодым хореографом Анной Щеклеиной. На языке танца она задумывается о сути и сущности, о том, как долго порой мы добираемся до первой и как боимся явить вторую. Продолжится фестиваль и другими спектаклями — к примеру, соединенными одним вечером постановками Павла Глухова «Форма ноль» и «Сингулярность» Кирилла Радева. Оба спектакля связаны с темой философии, пути и энергии, а значит, с чувственностью и чувствительностью, ведь без них в жизни и искусстве никак.

«Время для сильных одиночек»: фестиваль Context в новых контекстах

Фото: contextfest

«Мельников/Melnikoff»

5 октября — 23 января
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
muar.ru

Любой москвич, даже предельно далекий от мира архитектуры и интереса к нему, знает, что где-то в переулках Арбата стоит необычный белый дом-цилиндр с окнами-ромбами и другими примечательностями, о которых по городу ходят чуть ли не легенды. Этот дом для себя и своей семьи построил архитектор Константин Мельников, большая монографическая выставка которого открывается в Музее архитектуры. С его творчеством и проектами здесь можно будет познакомиться сполна, разобравшись, что, где и зачем строил советский архитектор, а также рассмотрев его личные вещи, рабочие письма и архивные кадры.

Директор Музея архитектуры — о неудачном Москва-Сити и вечном партсобрании

Фрагмент картины Константина Мельникова, 1944
Фрагмент картины Константина Мельникова, 1944

Фестиваль «Каро.Арт»

11–16 октября
Кинотеатр «Октябрь»

karofilm.ru

Вот уже пять лет «Каро.Арт» устраивает большие зрительские премьеры фестивального кино, а также показы фильмов, выходивших на экраны 30, 40, 50 лет назад. Еще одна примечательная примета программы — дискуссии по окончании показов, в которых вместе с киноведами и кинокритиками участвуют сами зрители. Теперь же «Каро.Арт» соединил все лучшие свои черты в одном фестивале, спешащем показать лучшее из прошлого мирового кинематографа, а также из его настоящего и даже будущего. Фестивальные программы и блоки получились, к примеру, такими: «Ретроспектива» (здесь стоит ждать, среди прочего, показ одного из первых фильмов Леоса Каракса «Парень встречает девушку»), «Современное кино/Россия» с новой историей Игоря Поплаухина «На тебе сошелся клином белый свет» про Янку Дягилеву, «Гала-хиты», где выбор будет широк: от «Ностальгии» Марио Мартоне и «Скарлет» Пьетро Марчелло до «Невероятно, но факт» Квентина Дюпье и «Тори и Локита» братьев Дарденн.

Кадр из фильма «Ностальгия» Марио Мартоне
Кадр из фильма «Ностальгия» Марио Мартоне

Арт-хаус: Эпизод 1

4–22 октября
Дом культуры «ГЭС-2»
v-a-c.org

«ГЭС-2» продолжает настаивать на том, что дом культуры — то место, где встречаются самые разные виды искусств. С точки зрения кино октябрь здесь молчаливым не будет. Вместе с творческим объединением Arthouse «ГЭС» начинает проект, который выносит свою суть уже в название: «Арт-хаус» — это череда авторских фильмов, разных, не всегда простых, но всегда запоминающихся. Эпизод 1 предлагает проверить это на деле и на практике. В программе: «Вихрь» Гаспара Ноэ, «Нитрам» Джастина Курзеля, «Дела человеческие» Ивана Атталя, «Под облаками» Жюли Лекустр и Эммануэля Марре, «Кома» Бертрана Бонелло.

Афиша фильма «Вихрь» Гаспара Ноэ
Афиша фильма «Вихрь» Гаспара Ноэ

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал и другие»

20 октября — 19 февраля
Еврейский музей и центр толерантности
jewish-museum.ru

В 1921 году Казимир Малевич начал писать трактат «Мир как беспредметность», посвященный супрематизму и его явлению тому самому миру. Одноименная трактату экспозиция предлагает разобраться, как и чьими стараниями новое искусство не только рождалось, но становилось на ноги (пусть и беспредметные). Исторические контексты оказываются неотъемлемы от работ, как и взаимоотношения художников, их мысли и чувства, выплескивавшиеся в итоге на холсты. Выставка во многом похожа на документальный сериал, ведь за факты в ней отвечают дневники ученика Малевича Льва Юдина, а также другие свидетельства времени и талантов, которые обрамляют сами произведения, позволяя взглянуть на них с полнотой чувств и впечатлений.

Казимир Малевич, «Голова крестьянина», начало 1930-х
Казимир Малевич, «Голова крестьянина», начало 1930-х

Beat Weekend

5–16 октября, Москва и еще 14 городов страны
beatfilmfestival.ru

Ежегодный осенний «мини»-фестиваль документального кино, путешествующий по городам и регионам, — редкая возможность увидеть мировые хиты, посвященные современной культуре, музыке и главным их героям. В представлении Beat Film Festival уже давно не нуждаются, кинотеатральные залы набиваются битком и причины понять несложно: истории, заботливо собранные кураторами и создателями Beat Аленой Бочаровой и Кириллом Сорокиным по всему свету, впечатляют широтой души и размахом впечатлений. В этом году, к примеру, можно увидеть фильм о Стэнли Кубрике, узнать историю «Деток» — героев того самого культового фильма 90-х, а также познакомиться с Даниеле, проводящим неторопливые часы и дни на окраине Венеции.

Кадр из фильма «Кубрик о Кубрике» Грегори Монро
Кадр из фильма «Кубрик о Кубрике» Грегори Монро

«Шагни вперед»

В прокате с 13 октября

Танец и драма, драма и танец — вот что такое новый фильм Седрика Клапиша, в котором танцуют не меньше, чем переживают о чувствах, будущем и обо всем, что между. В нескольких словах канва сюжета выглядит так: умница Элиза и дня не проводит без выступления на большой балетной сцене, не представляя до времени, какой может быть жизнь без нее. Однако травма и некоторые личные обстоятельства кардинально меняют ее будни, вместе с тем неожиданным образом открыв глаза на современный танец. К слову, в кадре можно увидеть и Хофеша Шехтера, танцора, хореографа и человека-метеора, написавшего к фильму еще и саундтрек.

Кадр из фильма «Шагни вперед», реж. Седрик Клапиш
Кадр из фильма «Шагни вперед», реж. Седрик Клапиш

«Дягилев. Генеральная репетиция»

До 5 февраля, Новая Третьяковка
tretyakovgallery.ru

Выставка-поздравление Сергея Дягилева с его 150-летием рассказывает, чем был славен русский импресарио, не боявшийся покорять своими «Русскими сезонами» весь мир. Здесь фотографии репетиций, спектаклей и самых разных моментов артистической повседневности, фотофиксация хореографов и их муз, костюмы и даже декорация к спектаклю «Половецкие пляски». В этих залах исчезает дистанция, отделяющая «нас» от «них», а бал правит вдохновение. Кстати, однажды в Новой Третьяковке появится посвященный Сергею Дягилеву зал и «генеральная репетиция» из названия экспозиции — отсылка именно к нему.

Валентин Серов, эскиз занавеса для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, 1910–1911
Валентин Серов, эскиз занавеса для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, 1910–1911

«Не унывай, душе моя»

До декабря, «МИРА» центр, Суздаль
myra.ru

В нескольких часах от Москвы, в живописном резном Суздале можно обнаружить экспозицию, которая легко станет пилюлей от забот. «Не унывай, душе моя» — выставка, которая лечит музыкой и народными мотивами, а также настоящее исследование, поскольку в поисках материала куратор Евгения Казарновская и композиторы Глеб Андрианов и Павел Паньковский отправились по русским деревням. Там они надеялись обнаружить мотивы и тексты, способные рассказать о том, как от печалей отвлечься на радости. Без улова исследователи не остались и в центр «МИРА» вернулись с переосмыслением народного творчества. Его вместе с инсталляциями, фотографиями и другими материалами можно увидеть и услышать в месте, где привыкли считать искусство целебным.

Фото: МИРА центр