Стиль
Впечатления Russian Boat Club: боатшеринг — новый тренд в России
Стиль
Впечатления Russian Boat Club: боатшеринг — новый тренд в России
Реклама

Russian Boat Club: боатшеринг — новый тренд в России

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА
Пандемийный 2020 год стал причиной изменений многих бизнес-моделей и создания новых. Так, яхтенный капитан и сооснователь «Дружеской регаты» Сергей Синицын с партнером Михаилом Высоковским запустили компанию по совместному пользованию лодками

Идея объединить российских яхтсменов в клуб, в котором можно совместно пользоваться разными катерами и яхтами, появилась несколько лет назад. Первый подобный клуб возник в США в 1989 году, и на сегодняшний день он управляет более чем 300 базами по стране. Эта модель популярна и в Великобритании, и в Испании, в Португалии, а также во Франции и Австралии.

Основная идея Russian Boat Club — совместное владение лодками, техническое обслуживание, хранение и безопасность которых берет на себя клуб, в то время как клиенту нужно просто выбрать место, время и набрать команду единомышленников. У водных пространств России огромный потенциал, учитывая разветвленную сеть водных путей. Примерно полмиллиона километров речных путей могут быть судоходными, однако освоена лишь треть от возможного — 145 тыс. км. Но даже это количество превышает общую протяженность судоходных путей США, ФРГ, Франции, Англии, Голландии и Италии вместе взятых.

Интерес к отдыху на воде тоже растет в последнее время: почти во всех крупных акваториях можно увидеть вейкбордистов, любителей SUP и парусных гонок.

Изучив разные бизнес-модели, Сергей Синицын и Михаил Высоковский выбрали вариант с шестью участниками на одну лодку.

Фото: Сергей Запорожец

В Russian Boat Club есть три варианта судов:

  • легкий базовый катер весом до 200 кг с мотором 10 л.с., не подлежит регистрации ГИМС;
  • катер «Боурайдер» способен вместить до пяти человек и пригоден для буксировки лыжников, отдыха на воде и рыбалки; требуются права ГИМС.
  • «Актив Седан» — катер с каютой и гальюном, подходящий для многодневных путешествий с семьей или друзьями.

«Мы ограничиваем количество участников на одну лодку, в этом случае свободный катер, скорее всего, будет либо на ближайшие, либо на следующие выходные, а в будни и вовсе день в день, — рассказывает Михаил Высоковский. — Система скользящего окна позволяет обеспечить равный доступ всем участникам. Несмотря на то что у резидентов клуба есть возможность выходить на воду хоть каждый день, в действительности не все максимально используют возможности бронирования, так что доступность катеров все равно высокая».

Фото: Сергей Запорожец

Первая база Russian Boat Club была открыта летом 2021 года в Royal Yacht Club в Москве, чуть позже к ней добавились базы в столичном Нагатинском затоне, в глэмпинге «Точка Немо» в Ярославской области, в Сочи, а совсем недавно — в Санкт-Петербургском речном яхт-клубе (здесь уже существовала схожая модель использования для парусных лодок). Расположение на Петровской косе позволяет выйти в Финский залив и дойти до Выборга (это маршрут на целый день, с ночевкой).

Еще один вариант — двух- или трехчасовая прогулка по городским каналам. «Петербург дарит потрясающее ощущение жизни на воде: парусный, моторный флот, «Ракеты», «Метеоры» летают, — делится Сергей Синицын. — В Москве по реке ходят трамвайчики, теплоходы, обсуждают развитие водного транспорта, но активной жизни пока нет. Пока люди не выйдут на воду — на SUP, гребных, моторных лодках, — развития прибрежных территорий не будет».

Для выходов в центральную часть Москвы-реки клуб рекомендует открытые катера, расположенные на базе в Нагатино. Небольшая акватория предполагает, что все достопримечательности — Кремль, Зарядье, Дом культуры «ГЭС-2» — можно посмотреть за три-четыре часа. Воспользовавшись Водоотводным каналом, который начинается от памятника Петру I и доходит до Шлюзовой набережной, можно даже совершить круговой маршрут и пройти вдоль фонтанов. В Кожуховском затоне расположена лодочная станция, где можно заказать пиццу, выпить кофе, воспользоваться услугами вейк-станции.

© Владимир Рыжков

Водохранилища Подмосковья доступны из базы на Водном стадионе: без шлюза можно пройти Химкинское, Пироговское вместе с Клязьминским, Пяловское, Пестовское и Икшинское водохранилища. Стартовав из города, можно плавно переместиться из оживленной Пироговки, предварительно зайдя в ресторан «Причал-95» или в яхт-клуб «Буревестник», в просторное и менее оживленное Пестовское водохранилище. Здесь можно спокойно встать на якорь рядом с одним из островов.

Фото: Сергей Запорожец

Инфраструктура, необходимая для развития водного туризма, в России отстает от мировых стандартов. «Вся прибрежная зона находится под особым контролем, и не хватает точек притяжения — кафе, ресторанов, мест для остановки, — считает Сергей Синицын. — Активный отдых на воде — это не время, проведенное при переходе из точки А в точку Б, это маршрут по воде с возможностью посещения некоторых точек, и вот этих точек как раз не хватает. Кроме того, надо сделать сдачу на права более удобной и современной, при этом не снижая требований к судоводителям».

Например, инфраструктура Черного моря не рассчитана на неспешный отдых на воде. Прямая береговая линия заполнена пляжами и волнорезами, здесь короткая и резкая волна, так что катера используют для краткого выхода на воду, рыбалки или купания, а не для продолжительного путешествия с заходами на стоянку в бухты или в рестораны. Тем не менее база в Sochi Grand Marina дает возможность продлить сезон и использовать катера практически весь год, что тоже становится преимуществом.

Если говорить о статистике, то самой большой популярностью в Russian Boat Club пользуется большой катер с каютой и отопителем webasto. Его чаще берут на весь день с семьей и друзьями, в то время как средний катер обычно арендуют на пару часов. В этом году был снижен порог входа для базового катера, годовой контракт стоит 99 тыс. руб. с неограниченным количеством выходов. Дополнительной услугой Russian Boat Club стал пробный месяц, в рамках которого клиенты могли заключить договор и в течение месяца пользоваться всеми услугами без ограничений. Это позволило многим влюбиться в жизнь на воде и вступить в клуб в качестве полноценных участников.

В 2022 году были запланированы открытия нескольких баз в Нижнем Новгороде, Казани и Красноярске. В этих регионах сильно развита водная культура, есть большая аудитория. Было заказано десять катеров, но с конца февраля начались задержки в поставках, и пока спуск катеров отложен. Однако планы по открытию 200 баз в России остаются в силе. Растет и интерес государственных структур, которые разрабатывают систему льготного кредитования.

«В 2022 году мы обратились в корпорацию МСП, которая нас поддержала информационно, — рассказывает Сергей Синицын. — После этого мы получили запрос от «Роснефти» и РЖД. Основное изменение этого года: теперь банки принимают решение о кредитовании, а МСП выступает поручителем по большей части обязательств, которые на себя берет бизнес».

Основная задача Russian Boat Club — сделать доступным отдых на воде. В регионах, где эта культура уже существует, появление клуба усиливает существующий тренд.

Фото: Сергей Запорожец

«На сегодняшний день было 215 успешно завершенных бронирований, при этом рост из года в год составляет 70% (если взять количество выходов в прошлом сезоне и по текущему периоду этого сезона), а к концу сезона дойдет до отметки в три-четыре раза. При этом средний расход на топливо составляет 2 тыс. руб., — объясняет Михаил Высоковский. — Для многих водная тема в новинку, люди сначала проходят обучение, получают права, процесс идет постепенно. Когда мы только открылись, клиентами стали люди с опытом, сейчас, по мере роста доверия к компании, такой вид досуга становится все популярнее и среди остальных».