Стиль
Впечатления Что показали на «Сандэнсе» и почему за этим кинофестивалем стоит следить
Стиль
Впечатления Что показали на «Сандэнсе» и почему за этим кинофестивалем стоит следить
Впечатления

Что показали на «Сандэнсе» и почему за этим кинофестивалем стоит следить

Фото: George Frey / Getty Images
В городе Парк-Сити, штат Юта, 30 января завершился «Сандэнс» — маленький фестиваль, определяющий ценности большого американского кино. С места событий передает кинокритик Егор Москвитин

Приз зрительских симпатий на фестивале взял фильм о растерянной женщине, хрупком мужчине и особенном ребенке. У картины «Cha Cha Real Smooth» пока даже нет русскоязычного названия, но она куплена стримингом AppleTV+ и поэтому обязательно доберется до нас. Рассказываем, почему ее нельзя пропускать, и подводим другие итоги удивительного фестиваля.

Почему «Сандэнс» важен

Отдаем себе отчет в том, что «Сандэнс» для многих читателей остается мифическим зверем. Фестиваль прячется от мира в горах штата Юта, куда почти не летают иностранные журналисты. Будучи смотром в основном американских картин, «Сандэнс» не принадлежит к числу фестивалей категории «А» — таких как Канны, Венеция, Берлинале и ММКФ. А его участники до 2021-го года почти никогда не побеждали на «Оскаре». Дело в том, что фестиваль в свое время возник как противовес голливудскому кино: раньше на нем показывали только бюджетные независимые картины, произведенные за пределами студий. Киноакадемия их почти не замечала — разве что драмы «Отрочество» и «Зови меня своим именем» дошли до номинаций, а «Прочь» — до приза за сценарий.

Но в январе 2020-го года «Сандэнс» стал первым и чуть ли не последним в Америке крупным офлайн-фестивалем — и в условиях переноса премьер с ним пришлось считаться. В результате из восьми картин, номинированных в 2021-м году на «Оскар», четыре оказались с «Сандэнса». И каждая — «Минари», «Иуда и черный мессия», «Отец» и «Девушка, подающая надежды» — взяла как минимум одну статуэтку. Когда 7 марта 2022-го года Киноакадемия США объявит итоговый список номинантов на следующий «Оскар», среди них наверняка окажутся «Идентичность» и «CODA: Ребенок глухих родителей» с «Сандэнса-2021».

Да и картины с других киносмотров часто хранят в себе ДНК этого фестиваля. К примеру, победившая на «Оскаре» постановщица «Земли кочевников» Хлоя Чжао начинала свою карьеру в Юте. Здесь же показывали ранние работы Квентина Тарантино, Стивена Содерберга и Кристофера Нолана. А в так называемых лабораториях «Сандэнса» учились снимать кино Уэс и Пол Томас Андерсоны и многие другие сказочники современного американского кино.

Фото: George Frey / Getty Images

Еще одна причина следить за «Сандэнсом» — это та роль, которую он стал играть в мире, где производится слишком много контента. За большинством современных блокбастеров, франшиз и кинокомиксов стоят режиссеры именно с этого фестиваля — рассказчики-интеллектуалы с уникальным видением, способные сами писать, снимать, монтировать и продюсировать свои работы. Такие как Тайка Вайтити и Джеймс Ганн. А погоня стримингов за престижным «социальным» кино превратила «Сандэнс» в новый Клондайк (впрочем, Юте не привыкать): технологические компании Apple, Amazon и Netflix платят огромные деньги за то, чтобы показывать у себя самые резонансные фильмы фестиваля. Права на «Cha Cha Real Smooth» были куплены, к примеру, за $15 млн. Для независимых кинопрокатчиков это немыслимые деньги. Для стриминга — представительские расходы.

При этом «Сандэнс», будучи независимым институтом, задолго до Голливуда стал адвокатом инклюзивности и гендерного равноправия. И подарил кинематографу огромное количество сложных и важных фильмов о расе («Последний черный человек в Сан-Франциско», «Прощание» об американских китайцах, «Ночь в спа» о корейцах) и об ЛГБТК+ сообществе («Дурное воспитание Кэмерон Пост», «Дядя Фрэнк», «Пляжные крысы»). А еще открыл огромное количество женских имен, среди которых Андреа Арнольд, Дебра Граник, Элиза Хиттман, Кэтрин Хардвик, Ники Каро и Грета Гервиг. Кстати, «Русалка» Анны Меликян тоже когда-то была призером «Сандэнса». А еще фестиваль помог многим актрисам совершить транзит в режиссуру — например, Ребекке Холл, Робин Райт и Эмиральд Феннел.

Кадр из фильма «Дурное воспитание Кэмерон Пост»
Кадр из фильма «Дурное воспитание Кэмерон Пост»

Наконец, главным хитам «Сандэнса» в последнее время удается предсказать, какие вещи будут волновать Америку в следующие годы. Драма «Минари» была фильмом об изолированной от мира семье, ужастик «Прочь» предвосхищал движение Black Lives Matter. В этом году один из специальных призов достался документальному фильму «Навальный», а в конкурсе была украинская драма о Донбассе под названием «Клондайк».

Надеемся, эта громоздкая преамбула объясняет, почему за фильмами «Сандэнса» стоит следить. Теперь о веселом — о фильме «Cha Cha Real Smooth», после которого хочется самым дурацким образом танцевать, быть чутким другом и не терять ни секунды жизни.

Кадр из фильма «Прочь»
Кадр из фильма «Прочь»

Почему «Cha Cha Real Smooth» — это чудо

Юный шалопай Эндрю (актер Купер Рэфф, он же сценарист и режиссер) заканчивает колледж, провожает свою девушку в Барселону и понимает, что ему страшно взрослеть. Он живет в одной комнате с младшим братом, работает в закусочной, собачится со скучным (а на деле просто ответственным) отчимом и пугает терпеливую мать (Лесли Манн). Но при этом у Эндрю есть талант — не бояться быть смешным и располагать к себе людей. И во время одной из бар-мицв, на которую он придет ради брата, этот дар сделает Эндрю звездой. Веселый парень превратит протокольное мероприятие в настоящий праздник — и еврейские мамочки тут же потребуют, чтобы он и дальше вел их банкеты. А одна из них, женщина с нескладным именем Домино (актриса Дакота Джонсон, продюсер фильма и постоянная участница «Сандэнса»), попросит его стать сиделкой для ее дочери Лолы — девочки с расстройством аутического спектра. У играющей ее чудесной дебютантки Ванессы Бургхардт — тот же диагноз. Это один из принципов «Сандэнса»: не оставлять зазора между кино и жизнью. Эндрю согласится — и повзрослеет у нас на глазах.

Если у фестиваля в Юте со всем его разнообразием программ и стилей и были в этом году сквозные сюжеты, то их можно описать так: это истории о праве женщины на безопасность и истории о праве мужчин на хрупкость. Взявший приз зрительских симпатий «Cha Cha Real Smooth» — в основном именно о втором: о мужских комплексах и страхах; об обреченном соперничестве и инфантильной любви; а еще — об ожиданиях окружающих, которые давят на парней так же, как и на девушек. Герой занимается работой, которую многие считают унизительной. Влюбляется в женщину, у которой уже есть надежный жених, и воображает, что должен ее спасти. Смотрит на атлетов из инстаграма, ухаживающих за его пассией в Барселоне, и безуспешно пытается пару раз отжаться от пола. И даже надеется стать приемным родителем для Лолы, сам не перестав быть ребенком и не наладив отношения с отчимом.

Кадр из фильма «Cha Cha Real Smooth»
Кадр из фильма «Cha Cha Real Smooth»

Но то, что герою кажется трагедией, зритель видит как роман воспитания — и просто-напросто ромком. «Cha Cha Real Smooth» — нежная и взбалмошная комедия, которая ловко обыгрывает все клише перечисленных жанров. Нам будет казаться, что герой и героиня созданы друг для друга и разница в возрасте и «скучный» жених им не помешают (не помешали же они в «Лакричной пицце» и «Иронии судьбы»), но фильм готовит для нас нетипичный урок.

Эндрю окажется ненадежным рассказчиком — и мы поймем, что ошибаемся в своих оценках вместе с ним. Романтика и сентиментальность будут рождаться из странных и даже диких сцен: Эндрю нечаянно поставит синяк под глазом собственной маме, а Домино во время бар-мицвы перепачкает кровью платье и будет прятаться в туалете. Героев будет тянуть друг к другу, но фильм решит комическим образом оберегать их от ненужной близости — и разговоры вдруг окажутся ценнее секса. Один из этих разговоров будет о депрессии — и так легко, но точно о ней могут писать лишь сценаристы с «Сандэнса». Все без исключения второстепенные персонажи проживут свои маленькие жизни, потому что для настоящего кино не бывает второстепенных персонажей. Домино поймет, что не обязана быть безупречной, Эндрю научится ценить собственную хрупкость, и только Лола останется Лолой, потому что она уже самый цельный и здоровый герой в этом сюжете. В маленьком жанровом фильме обнаружится бесконечная сложность. Зазор между жизнью и кино исчезнет. «Сандэнс» в очередной раз заставит зрителя и смеяться, и плакать.