Стиль
Впечатления Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира
Стиль
Впечатления Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира
Впечатления

Вестсайдские сториз: зачем нам сразу две за год экранизации Шекспира

Кадр из фильма «Вестсайдская история»
Кадр из фильма «Вестсайдская история»
В 2021-м году вышло сразу две адаптации «Ромео и Джульетты» — монументальная «Вестсайдская история» режиссера Стивена Спилберга и экспериментальный R#J продюсера Тимура Бекмамбетова. Кинокритик Егор Москвитин решил их сравнить

«Вестсайдская история» образца 2021 года — старомодный мюзикл. R#J — скринлайф-опера на экране смартфонов. Первый уже неделю идет в кинотеатрах, а второй пока что видели лишь гости фестивалей Sundance, SXSW и недавних «Темных ночей» в Таллине. Объединяет их одна бессмертная история любви, знакомая каждому, но рассказанная по-разному.

За последние сто лет Ромео и Джульетта успели пережить множество причудливых реинкарнаций. Они были советскими школьниками в «Вам и не снилось…», печальными зомби в «Тепле наших тел», садовыми гномами в «Гномео и Джульетте», нищими рыбаками в «Коралловом рифе» и даже питомцами людей в мультфильме «Кот Феликс — Ромяу». В комедии «Тромео и Джульетта» Джеймса Ганна влюбленные узнают, что они брат и сестра. В «Короле Льве 2» герои — звери из разных стай, но повторить фокус, проделанный Disney с «Гамлетом» в первом мультфильме, не удается.

Поскольку на руках Ромео кровь Тибальта, культура двадцатого века часто роднит шекспировских подростков с преступниками Бонни и Клайдом.

Последний фильм, в котором зрители даже вопреки воле автора увидят отголоски и веронской истории, и американской трагедии, и российских новостей, — это «Межсезонье» режиссера Александра Ханта. Подростки из Екатеринбурга бегут из семей и школы, крадут еду и одежду, отбиваются от отчима-полицейского, угоняют машину с оружием — развязка понятна. Но главными киноверсиями шекспировской трагедии все еще остаются прямая экранизация Франко Дзеффирелли (1968), современные «Ромео+Джульетта» База Лурмана (1996) и сбежавшая в кино с Бродвея «Вестсайдская история» (1961) Роберта Уайза и Джерома Роббинса.

По каким-то причинам спустя 60 лет режиссер Стивен Спилберг решил снять ремейк последней. А продюсер Тимур Бекмамбетов вместе с молодым афроамериканским режиссером Кэри Уильямсом и вовсе задумал проверить чувства шекспировских героев цифровыми технологиями.

Версия Бекмамбетова и режиссера-дебютанта Уильямса получилась забавной и бойкой. События происходят в современной Калифорнии. Монтекки и Капулетти теперь — афроамериканская и латиноамериканская семьи, расколотые давней трагедией, которая выглядит вполне реалистично: один человек насмерть сбил другого на дороге, но отделался от тюрьмы. Отношения Ромео и Джульетты развиваются с помощью лайков. Они метят город хештегом своей любви #RJ, пляшут в TikTok, вместе записывают сториз и собирают общий плейлист на SoundCloud. Родители в ярости звонят им по FaceTime («Одноклассники», здесь могла быть ваша реклама) и кидают в WhatsApp ссылки на статьи о причинах вражды двух домов. Вместо тайной церемонии бракосочетания — парные татуировки. Меркуцио — эксцентричный блогер, Тибальт — парень, в инстаграме которого слишком много красивых машин.

Фото: Sundance Institute

Версия Спилберга выглядит как монумент с заранее подготовленной выемкой для слов «Вечная классика». События по-прежнему разворачиваются в Нью-Йорке 1957-го года в бедном квартале, за власть над которым борются две банды — пуэрториканские «Акулы» и белые «Джетс». В попытке примирить кланы местные власти устраивают танцы в школьном спортзале. Там-то и встречаются Тони и Мария. Юношу, на котором висит условный срок за драку, играет Энсел Эльгорт — единственная звезда фильма, если не считать легендарную 90-летнюю Риту Морено из фильма 1961 года. Главную героиню, которая живет под чрезмерной опекой старшего брата, играет 20-летняя певица с YouTube Рэйчел Зеглер, которая обошла на кастинге 30 тыс. других претенденток и скоро сыграет «Белоснежку» — и попробует стать новой Зендеей.
 

Спилберговская «Вестсайдская история» не вносит в старую никаких ожидаемых правок, связанных с инклюзивностью, репрезентацией и новой этикой — но исправляет ошибки предыдущего фильма. Пуэрториканцев теперь действительно играют пуэрториканцы. История про юность добросовестно дает шанс молодым — и пылкие новички с Бродвея загоняют в угол голливудских котов. Но самое главное — Спилберг встает на защиту тех же людей, которым недавно сопереживали «Земля кочевников» и «Джокер». Его «Вестсайдская история» поет о том же, о чем и «Отверженные» Виктора Гюго. Если фильм 1961-го года начинался с панорамных видов небоскребов и обещания светлого будущего для всего Нью-Йорка, то версия Спилберга описывает жизнь тех, кто не просто остается за бортом перемен — а приносится в жертву чужим интересам. Трущобы бедняков сносят для того, чтобы построить хорошее жилье для богачей. Чтобы хоть немного забыть об этом унижении, банды сражаются друг с другом. Чтобы не дай бог не упереться в стеклянный потолок возможностей, герои и вовсе отказываются расти. Все, что им остается, — песни и драки.

Фильм Кэри Уильямса длится полтора часа, но довольно быстро утомляет своим схематизмом — все его герои немыслимо красивы и энергичны, но их роли стереотипны, а рост не заметен. «Чума на оба ваших дома» в исполнении умирающего Меркуцио не становится кульминацией его личной трагедии — на фразу попросту не хватает времени в сториз. «Вестсайдская история» Спилберга за два с половиной часа, напротив, успевает рассказать истории всех и каждого — как до этого не делала ни одна из экранизаций трагедии.

Кадр из фильма «Вестсайдская история»
Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Противоядием от неравенства становится равнозначность всех голосов. Юноша по имени Рифф (местный Меркуцио в исполнении бродвейского актера Майка Файста) оказывается настоящим поэтом трущоб с шрамом на лице, как у поэта Бориса Рыжего. Его соперник Бернардо (обладатель премии «Тони» Дэвид Альварез) меньше всего похож на зловещего и деструктивного Тибальта, губившего все живое из нежелания самому быть живым. Теперь это боксер, который мучается от невозможности защитить своих женщин, не осознавая, что они и сами сильны.

В желании насытить психологическими деталями пьесу, которую обычно ставят в ТЮЗах, Спилберг доходит до неожиданного ужаса в финале — и речь даже не о развязке судеб Марии и Тони. Настоящая трагедия ждет двух женщин, которые попытаются примирить мужчин. У Шекспира их не было вовсе.

Спилберг встает на защиту тех же людей, которым недавно сопереживали «Земля кочевников» и «Джокер».

Скринлайф Кэри Уильямса немыслимо красочен и до трогательного нежен, но от его солнечных зайчиков быстро начинаешь слепнуть. Трехмерный мир, помещенный в рамку телефона, становится двухмерным, и та же судьба ждет объемных героев.

Мюзикл Спилберга, напротив, вместе со своими героями борется за каждый метр жизненного пространства. Городские съемки, случившиеся благодаря пандемии, заключают магический союз с павильонными: кино приходит на помощь к жизни и наоборот. Фильм выглядит и старомодным, и злободневным. Хореография сочетает традиции и импровизацию. В старые песни вкладываются новые смыслы. А оператор Януш Камински, работающий со Спилбергом со времен «Списка Шиндлера», управляет не только пространством, но и временем. Получается классицизм, который не утомляет.

Кадр из фильма «Вестсайдская история»
Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Но обращение Спилберга к вечности, кажется, играет с ним злую шутку: сверстникам Ромео и Джульетты на фильме будет не по себе. Историю первой любви для них подменят историей любви всеобщей — призывом к солидарности в сложные времена, вниманию и состраданию, в общем, гуманистической проповедью, которую Спилберг уже читал — и не раз. А вот несовершенная молодежная драма Кэри Уильямса вполне может развеять ворчливый миф о том, что цифровой век ведет к девальвации чувств и минимизации человеческих взаимодействий. Инстаграмные Ромео и Джульетта все еще способны на любовь, глубокую, как море.

«Спилберг высочайшего уровня». Критики оценили «Вестсайдскую историю»