Стиль
Впечатления Под присмотром Мельеса и луны: как прошел IX кинофестиваль «Короче»
Стиль
Впечатления Под присмотром Мельеса и луны: как прошел IX кинофестиваль «Короче»
Впечатления

Под присмотром Мельеса и луны: как прошел IX кинофестиваль «Короче»

Под присмотром Мельеса и луны: как прошел IX кинофестиваль «Короче»
С 20 по 22 августа в Калининграде проходил фестиваль короткометражного кино «Короче». Рассказываем, что на нем смотрели, о чем шутили и кого наградили, а также размышляем, почему все фильмы по-прежнему только о любви

Все выходные над Калининградом висела полная луна. Казалось бы, какое отношение она имеет к кино, тем более к короткометражному? Мельесовская круглолицая луна, ухмыляясь с афиш IX фестиваля «Короче», подсказывала: самое прямое. И пусть один глаз ей закрывает метко подкинутый с Земли снаряд, наблюдательности это ничуть не отнимает. Она встречала на пути из аэропорта Храброво, на плакатах по всему городу, приглашениях, программках и даже на сцене кинотеатра «Заря», где прошла вторая часть церемонии открытия (первая традиционно для «Короче» не обошлась без органной музыки в Кафедральном соборе и переменной облачности). Ведущий церемонии актер и музыкант Юрий Стоянов в этот вечер отвечал не только за шутки — неизменно смешные, — но и за то, чтобы имя Жоржа Мельеса прозвучало не раз. Его феерия 1902 года «Путешествие на Луну» продолжает влиять на умы и сердца кинематографистов и показывать, что возможно, в общем-то, все. В контексте программы отсылка к фигуре этого фантазера и выдумщика оказалась обусловленной и с точки зрения логики, и с точки зрения чувств, к которым кино продолжает взывать в любых жанрах и при любом хронометраже.

Фильмом открытия стал «Бумеранг» Петра Буслова с Тимофеем Трибунцевым и Дмитрием Нагиевым в главных ролях, чьи герои растеряли логику, но ничуть не фантазию. Носясь на высоких скоростях по Москве и по судьбам друг друга, они в этом сюжете не без юмора (и выстрелов) своим примером показывают, что все, что случается, случается не просто так.

В конкурс фестиваля «Короче» на этот раз вошло 36 короткометражных фильмов, среди которых оказались не только игровые, но также документальные и анимационные работы. Оценивало их жюри в составе сценариста и режиссера Анастасии Пальчиковой, актрисы Марины Александровой, актера Максима Лагашкина, оператора Сергея Козлова, режиссера Юрия Быкова, анимационного режиссера Константина Бронзита под председательством продюсера Игоря Толстунова. Два конкурсных дня они провели в зале кинотеатра «Заря», в субботу сделав перерыв на закат: еще одна из традиций «Короче» — встречать его на берегу Балтийского моря. Проводив солнце за горизонт, гости отправились слушать московскую группу Tesla Boy и ее солиста Антона Севидова, за выступлением которых, укрывшись облаками, внимательно следила и луна.

Внеконкурсная программа фестиваля разделилась на несколько тематических блоков, в числе которых оказались: секс, отношения, будущее, страх, смех и звезды. Это перечисление, в общем-то, можно считать кратким, но в то же время объемным резюме основного конкурса тоже. Российское короткометражное кино сегодня не ограничивает себя ни жанрами, ни способами выражения (тут впору добавить, что опыт, помимо прочего, — путь проб и ошибок), да и появление отдельной номинации — «Лучший анимационный фильм» — говорит за себя.

О будущем и предвосхищающих его страхах речь шла, к примеру, в фильме художника и режиссера Кирилла Глущенко «Огни Москвы». Его действие происходит как раз в Калининграде, где готовится к переезду в Москву издательство «Глущенкоиздат» — давний обитатель авторской вселенной своего создателя, кочующий из проекта в проект. Этот короткий метр — настоящая производственная драма, в которой все будто застыло в некотором безвременье, обладающем узнаваемыми советскими чертами, но с телефонами и меткой шуткой про искусственный интеллект на языке. Закрыться или бросить свой мир? Перед этим выбором сотрудники издательства будто бы уже не стоят, ведь решение принято, а архивы упакованы. Да и то, что в будущее — то есть в Москву — возьмут не всех (допустим, пальму из холла там не ждут), они тоже понимают. И все-таки печаль по еще не ушедшему былому — верная примета расставания, ведь никогда ничто не кажется нам таким ярким, как в последние минуты перед разлукой. Есть ли он еще наяву — тот Калининград, по которому тоскуют герои, что станет с ним совсем скоро и какой город окажется на его месте — вопросы, которые в «Огнях Москвы» оказываются скорее риторическими, направленными на неспешные, как все разговоры в кадре, размышления. Нашим будням не в кино, а в жизни эта неспешность присуща едва ли, ведь слишком сильно мы страшимся не успеть хоть сколько-нибудь успеть, порой забывая в пути, куда и зачем бежали.

Постер фильма «Огни Москвы»
Постер фильма «Огни Москвы»

Теми же мыслями занят герой фильма Анастасии Завадской «Инопланетяне среди нас. Леонардо» (награда за лучший сценарий), представляющийся на камеру рептилоидом с другой планеты. Он носит вещи бренда Lacoste, естественно, придуманного рептилиями для рептилий, так что логотип-крокодил — не случайность, имеет на подоконнике убедительную коллекцию кактусов и отличается той же наблюдательностью, что полный иронии сценарий, породивший его.

Любовь, о которой Леонардо грезит (человеческое чувство, пришельцам не слишком свойственное), соединяет друг с другом и другие фильмы-победители. К примеру, отозвавшуюся в зале продолжительным хохотом комедию Сергея Филатова «Как разжечь потухший огонь» (главный приз фестиваля как лучшему фильму) и анимационный фильм Антона Дьякова «Боксбалет» (награда за лучший анимационный фильм). В первом чудак-изобретатель пытается вернуть жену силой своей инженерной мысли, во втором случай (другое имя которому — судьба) сталкивает балерину и боксера, живущих в одно время и в одном городе, но в параллельных мирах.

Постер к фильму «Как разжечь потухший огонь»
Постер к фильму «Как разжечь потухший огонь»

Иными словами, эти несколько примеров показывают, что «люблю» по-прежнему нельзя сказать короче (спасибо группе СБПЧ за одноименную почти песню), но зато рассказать можно в самых разных сюжетах, темах и словах. И очередной фестиваль «Короче» стал тому подтверждением.

Лауреаты IX Российского фестиваля короткометражного кино «Короче»

  • «Как разжечь потухший огонь», реж. Сергей Филатов — Приз за лучший фильм
  • «Бродяга Бро», реж. Петр Тимофеев — Диплом жюри
  • «Фаза», реж. Кирилл Лукин — Специальный приз жюри
  • «Fлюгер», реж. Антон Филипенко — Приз за лучшую режиссуру
  • «Инопланетяне среди нас. Леонардо», сценарист и режиссер Анастасия Завадская — Приз за лучший сценарий
  • «Авако», оператор Антон Дорушенков — Приз за лучшую операторскую работу
  • «Боксбалет», реж. Антон Дьяков — Приз за лучшую анимационную работу.