Сериал «Выжившие» и музыка конца света: что включить вечером
В мультимедийном сервисе Okko состоялась эксклюзивная премьера сериала «Выжившие» — фантастической (но реалистичной) антиутопии Андрея Прошкина о смертоносном вирусе, погрузившем Россию в хаос. Это не только остросюжетный боевик, но и психологическая драма о тревогах современных людей. Это и страх нового Средневековья, и страх последствий коронавируса, и даже страх упущенной выгоды, потому что героям сериала ни в коем случае нельзя засыпать. Кстати, справиться с этой задачей в обычной жизни помогут плейлисты, которые составили актеры Егор Корешков, Анна Слю и Дарья Екамасова.
Сериал вдохновлен романом Ильи Колосова «Выжившие хотят спать», который отличался от прочих антиутопий одной действительно удачной находкой. Его герои не имели права на долгий сон — и умирали, если их не разбудят через пару часов. Поэтому в основной закон пост-апокалипсиса — каждый сам за себя — вносилась существенная поправка: выживут только любовники, которые не дают друг другу уснуть. Сериал смешивает эту идею с сюжетом, уже знакомым зрителю по той же «Эпидемии» — но ставшей за последние годы еще более актуальным. Маленький российский город закрывают на карантин из-за вспышки эпидемии, похожей на коронавирус, но с большим летальных исходов.. Большинство умирает, а меньшинство учится жить в мире, где правят бандиты, ЧОПовцы и военные. Люди живут в обледеневших квартирах: сценарист Елена Ванина признает, что это сознательная параллель с «Блокадой» Михаила Ершова. И в каждом эпизоде идут на сделки с совестью — как и в военном сериале «Переводчик» о советском учителе-коллаборационисте, который тоже снял режиссер Андрей Прошкин. Наконец, продюсером «Выживших» стал Борис Хлебников, и это тоже предопределило интонацию сюжета. Несмотря на жанровые клише — военные кордоны, криминальные группировки, научные лаборатории, религиозные культы — это история о хрупких людях, знакомых по «Долгой счастливой жизни», «Аритмии» и «Свободному плаванию».
«Выжившие» далеко не всегда находят баланс между остросюжетным приключением и психологической драмой. Но сериалу удается создать вязкую атмосферу отчаяния, холода и тревоги. Во многом это происходит благодаря музыке. Специально для сервиса «СберЗвук» креативный продюсер «Выживших» Борис Хлебников рассказал о сериале и поделился кое-чем особенным. Тему продолжил кинокритик Егор Москвитин, составивший плейлист из фильмов и сериалов о конце света.
Рассказываем, какие еще песни из фильмов и сериалов могли бы стать официальным саундтреком конца света.
«On The Nature of Daylight», Макс Рихтер
Это страшно заезженная пластинка — настолько, что в Интернете есть даже целые киноведческие эссе, требующие запретить использование композиции Рихтера в фильмах. Альбом написан в знак протеста против вторжения в Ирак. Лучшим использованием музыки Рихтера кажется сцена в «Прибытии» Дени Вильнева, где героиня, которая должна спасти мир от самого себя и таинственных пришельцев, вспоминает, как не смогла сберечь свою маленькую дочь. А другие композиции Рихтера c альбома The Blue Notebooks украсили постапокалиптический сериал «оставленные» (трек Vladimir's Blues) и мультфильм «Вальс с Баширом» (Organum). В первом небеса призывают к себе одних людей и оставляют на земле других, обреченных гадать, зачем Богу понадобились их родные. А во втором израильский солдат, которого заставляют выполнять чудовищные приказы, раздевается и шагает в море в надежде переродиться — но его душевные раны уже фатальны.
«Liebestod» из оперы «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер
Музыка из оперы Вагнера, звучащая в начале «Меланхолии» Ларса фон Триера — фильма о депрессии столь сильной, что она оставляет героев безразличными даже к концу света. Как и «Полет Валькирии» из «Апокалипсиса сегодня», эта композиция напоминает, что симфония апокалипсиса очаровала человечество задолго до появления кино. Греческий хор (по крайней мере, такой, каким мы его слышим в современных театральных постановках вроде «Царя Эдипа» Римаса Туминаса) — это ведь тоже озвученный ужас перед неизбежным концом.
«I Don't Want to Set the World on Fire» из игры «Fallout 3»
Апокалиптические сюжеты в массовой культуре обретают особое звучание после Второй мировой войны. Поэтому компьютерная игра Fallout (которую не описать без клише «легендарная» и «культовая» — просто не описать) остроумно рифмует свой футуристический прогноз (в XXI веке случится ядерная война) с масскультом 1950-х. Из этого причудливого союза рождается печальная ретро-фантастика, на саундтреке которой вполне можно услышать умиротворяющую вроде бы песню The Ink Spots о человеке, который не хотел спалить мир до дна. Герои слушают эту песню по радио, блуждая по развалинам Вашингтона — и злая ирония ситуации придает им сил.
Саундтрек из фильма «Апокалипсис», Джеймс Хорнер
Композитор Джеймс Хорнер часто работает с фильмами о столкновении и крушении миров: его мелодии можно услышать и в «Титанике», и в «Чужом», и в «Терминаторе». Но самые недооцененные его работы — саундтреки к «Завещанию» Линн Литман и «Апокалипсису» Мэла Гибсона. Первый фильм — трагедия матери-одиночки, пытающейся спасти свою семью от последствий атомной войны. Действие разворачивается в «одной счастливой деревне» — маленьком американском городке, который превращается из островка спокойствия в эпицентр кошмара. У «Апокалипсиса» совсем другой размах, но близкий сюжет: европейские завоеватели уничтожают мир майя. «Это было навсегда, пока не кончилось» — лейтмотив фильмов о конце света. И исторических, и фантастических. И «Выжившие», и «Эпидемия», затягивают именно этим — издевательским напоминанием, что все, чем мы дорожим, может исчезнуть по щелчку чьих-то пальцев.
«I'll Race You Home», Грэм Коксон
Но близость смерти обостряет желание любви, поэтому предчувствие трагедии в кино и сериалах (и книгах, конечно же, тоже — взять хотя бы «Сорок первый» Бориса Лавренева) часто идет рука об руку с романтическим сюжетом. Об этом и «Последняя любовь на земле», и «Ищу друга на конец света», и много что еще, но первая баллада, которая приходит на ум — песня Грэма Коксона из «Конца гребаного света». Да, апокалипсис там носит личный характер (пострадают в основном главные герои — девочка и мальчик, покалеченные своими отцами и матерями и пустившиеся во все тяжкие, чтобы притупить эту боль), но какая там любовь.
«Runaway», Рамин Джавади
Немецкий композитор Рамин Джавади написал музыку к «Игре престолов» и «Миру Дикого Запада». Одна из композиций из сериала об оживших киборгах — инструментальная кавер-версия песни Канье Уэста. В интерпретации Джавади рэп-бравада вдруг превращается в грустную мелодию о том, что даже во всеобщей катастрофе можно разглядеть удивительно красивую структуру. Композитор обнаруживает в хаосе гармонию — и дарит отличную музыку для тех, кто во время конца света предпочтет не действовать, а созерцать.
«The End of the World», Скитер Дэвис
Парадокс фильмов о конце света в том, что их трагическая предопределенность ничуть не мешает им быть романами воспитания, то есть историями о трудном взрослении, мучительном отказе от знакомого и волнительной подготовке к новому. Поэтому добавим в наш список песню из фильма, который не имеет никакого отношения к пост-апокалипсису — кроме того, который творится в голове у подростков. В фильме «Прерванная жизнь» шлягер Скитер Дэвис звучит в голове у девочек, запертых в клинике для душевнобольных. Чеховская метафора, между прочим.
Еще 5 песен о конце света
- Stand by Me. В исполнении Florence + The Machines эта баллада о дружбе звучит в фильме «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», а в оригинальном исполнении Бена Кинга — в фильме «Останься со мной». И там и там зафиксировано мальчишеское восприятие временных трудностей, которые кажутся бесконечными — но и это пройдет.
- Blower’s Daughter. Грустная песня ирландца Дэмиена Райса из фильма «Близость», в котором любовь разрушает мир.
- Panoramic. Один из лучших постапокалиптических саундтреков, услышать который можно в фильме «Книга Элая». Аттикусу Россу удаются и мелодии действия, и так называемый «эмбиент» — фоновый звук, который воздействует на зрителя на протяжении почти всей истории. Ну, а фильм хоть и бестолковый, но напоминает о важном: конец света лучше встречать с книгой в руках.
- Любая композиция из WALL-E (Томас Ньюман). А вот мудрый весельчак Томас Ньюман в мультфильме «ВАЛЛ-И» (события которого, напомним, происходят на Земле, превратившейся в свалку), наоборот, требует от зрителя не вешать нос — и в любой непонятной ситуации продолжать возделывать свой сад.
- Gloomy Sunday. Тяжелая баллада Билли Холидей об утрате, вдохновленная песней венгерского композитора Реже Шереша. Существует ничем не подтвержденная городская легенда, что исходная мелодия толкала людей к личному концу света. Отсюда и неофициальное название песни — «Венгерский марш самоубийц». И хотя это и миф, слушайте осторожно.
Смотреть сериал «Выжившие» в мультимедийном сервисе Okko