Стиль
Впечатления Сериал «Выжившие» и музыка конца света: что включить вечером
Стиль
Впечатления Сериал «Выжившие» и музыка конца света: что включить вечером
Партнерский материал

Сериал «Выжившие» и музыка конца света: что включить вечером

К премьере сериала «Выжившие» о риске заснуть и не проснуться исполнители главных ролей составили плейлисты, которые помогут сохранить бодрость духа, когда кажется, что привычный мир рушится

В мультимедийном сервисе Okko состоялась эксклюзивная премьера сериала «Выжившие» — фантастической (но реалистичной) антиутопии Андрея Прошкина о смертоносном вирусе, погрузившем Россию в хаос. Это не только остросюжетный боевик, но и психологическая драма о тревогах современных людей. Это и страх нового Средневековья, и страх последствий коронавируса, и даже страх упущенной выгоды, потому что героям сериала ни в коем случае нельзя засыпать. Кстати, справиться с этой задачей в обычной жизни помогут плейлисты, которые составили актеры Егор Корешков, Анна Слю и Дарья Екамасова.

Сериал вдохновлен романом Ильи Колосова «Выжившие хотят спать», который отличался от прочих антиутопий одной действительно удачной находкой. Его герои не имели права на долгий сон — и умирали, если их не разбудят через пару часов. Поэтому в основной закон пост-апокалипсиса — каждый сам за себя — вносилась существенная поправка: выживут только любовники, которые не дают друг другу уснуть. Сериал смешивает эту идею с сюжетом, уже знакомым зрителю по той же «Эпидемии» — но ставшей за последние годы еще более актуальным. Маленький российский город закрывают на карантин из-за вспышки эпидемии, похожей на коронавирус, но с большим летальных исходов.. Большинство умирает, а меньшинство учится жить в мире, где правят бандиты, ЧОПовцы и военные. Люди живут в обледеневших квартирах: сценарист Елена Ванина признает, что это сознательная параллель с «Блокадой» Михаила Ершова. И в каждом эпизоде идут на сделки с совестью — как и в военном сериале «Переводчик» о советском учителе-коллаборационисте, который тоже снял режиссер Андрей Прошкин. Наконец, продюсером «Выживших» стал Борис Хлебников, и это тоже предопределило интонацию сюжета. Несмотря на жанровые клише — военные кордоны, криминальные группировки, научные лаборатории, религиозные культы — это история о хрупких людях, знакомых по «Долгой счастливой жизни», «Аритмии» и «Свободному плаванию».

«Выжившие» далеко не всегда находят баланс между остросюжетным приключением и психологической драмой. Но сериалу удается создать вязкую атмосферу отчаяния, холода и тревоги. Во многом это происходит благодаря музыке. Специально для сервиса «СберЗвук» креативный продюсер «Выживших» Борис Хлебников рассказал о сериале и поделился кое-чем особенным. Тему продолжил кинокритик Егор Москвитин, составивший плейлист из фильмов и сериалов о конце света.

Рассказываем, какие еще песни из фильмов и сериалов могли бы стать официальным саундтреком конца света.

«On The Nature of Daylight», Макс Рихтер

Это страшно заезженная пластинка — настолько, что в Интернете есть даже целые киноведческие эссе, требующие запретить использование композиции Рихтера в фильмах. Альбом написан в знак протеста против вторжения в Ирак. Лучшим использованием музыки Рихтера кажется сцена в «Прибытии» Дени Вильнева, где героиня, которая должна спасти мир от самого себя и таинственных пришельцев, вспоминает, как не смогла сберечь свою маленькую дочь. А другие композиции Рихтера c альбома The Blue Notebooks украсили постапокалиптический сериал «оставленные» (трек Vladimir's Blues) и мультфильм «Вальс с Баширом» (Organum). В первом небеса призывают к себе одних людей и оставляют на земле других, обреченных гадать, зачем Богу понадобились их родные. А во втором израильский солдат, которого заставляют выполнять чудовищные приказы, раздевается и шагает в море в надежде переродиться — но его душевные раны уже фатальны.

«Liebestod» из оперы «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

Музыка из оперы Вагнера, звучащая в начале «Меланхолии» Ларса фон Триера — фильма о депрессии столь сильной, что она оставляет героев безразличными даже к концу света. Как и «Полет Валькирии» из «Апокалипсиса сегодня», эта композиция напоминает, что симфония апокалипсиса очаровала человечество задолго до появления кино. Греческий хор (по крайней мере, такой, каким мы его слышим в современных театральных постановках вроде «Царя Эдипа» Римаса Туминаса) — это ведь тоже озвученный ужас перед неизбежным концом.

«I Don't Want to Set the World on Fire» из игры «Fallout 3»

Апокалиптические сюжеты в массовой культуре обретают особое звучание после Второй мировой войны. Поэтому компьютерная игра Fallout (которую не описать без клише «легендарная» и «культовая» — просто не описать) остроумно рифмует свой футуристический прогноз (в XXI веке случится ядерная война) с масскультом 1950-х. Из этого причудливого союза рождается печальная ретро-фантастика, на саундтреке которой вполне можно услышать умиротворяющую вроде бы песню The Ink Spots о человеке, который не хотел спалить мир до дна. Герои слушают эту песню по радио, блуждая по развалинам Вашингтона — и злая ирония ситуации придает им сил.

Саундтрек из фильма «Апокалипсис», Джеймс Хорнер

Композитор Джеймс Хорнер часто работает с фильмами о столкновении и крушении миров: его мелодии можно услышать и в «Титанике», и в «Чужом», и в «Терминаторе». Но самые недооцененные его работы — саундтреки к «Завещанию» Линн Литман и «Апокалипсису» Мэла Гибсона. Первый фильм — трагедия матери-одиночки, пытающейся спасти свою семью от последствий атомной войны. Действие разворачивается в «одной счастливой деревне» — маленьком американском городке, который превращается из островка спокойствия в эпицентр кошмара. У «Апокалипсиса» совсем другой размах, но близкий сюжет: европейские завоеватели уничтожают мир майя. «Это было навсегда, пока не кончилось» — лейтмотив фильмов о конце света. И исторических, и фантастических. И «Выжившие», и «Эпидемия», затягивают именно этим — издевательским напоминанием, что все, чем мы дорожим, может исчезнуть по щелчку чьих-то пальцев.

«I'll Race You Home», Грэм Коксон

Но близость смерти обостряет желание любви, поэтому предчувствие трагедии в кино и сериалах (и книгах, конечно же, тоже — взять хотя бы «Сорок первый» Бориса Лавренева) часто идет рука об руку с романтическим сюжетом. Об этом и «Последняя любовь на земле», и «Ищу друга на конец света», и много что еще, но первая баллада, которая приходит на ум — песня Грэма Коксона из «Конца гребаного света». Да, апокалипсис там носит личный характер (пострадают в основном главные герои — девочка и мальчик, покалеченные своими отцами и матерями и пустившиеся во все тяжкие, чтобы притупить эту боль), но какая там любовь.

«Runaway», Рамин Джавади

Немецкий композитор Рамин Джавади написал музыку к «Игре престолов» и «Миру Дикого Запада». Одна из композиций из сериала об оживших киборгах — инструментальная кавер-версия песни Канье Уэста. В интерпретации Джавади рэп-бравада вдруг превращается в грустную мелодию о том, что даже во всеобщей катастрофе можно разглядеть удивительно красивую структуру. Композитор обнаруживает в хаосе гармонию — и дарит отличную музыку для тех, кто во время конца света предпочтет не действовать, а созерцать.

«The End of the World», Скитер Дэвис

Парадокс фильмов о конце света в том, что их трагическая предопределенность ничуть не мешает им быть романами воспитания, то есть историями о трудном взрослении, мучительном отказе от знакомого и волнительной подготовке к новому. Поэтому добавим в наш список песню из фильма, который не имеет никакого отношения к пост-апокалипсису — кроме того, который творится в голове у подростков. В фильме «Прерванная жизнь» шлягер Скитер Дэвис звучит в голове у девочек, запертых в клинике для душевнобольных. Чеховская метафора, между прочим.

Еще 5 песен о конце света

  1. Stand by Me. В исполнении Florence + The Machines эта баллада о дружбе звучит в фильме «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», а в оригинальном исполнении Бена Кинга — в фильме «Останься со мной». И там и там зафиксировано мальчишеское восприятие временных трудностей, которые кажутся бесконечными — но и это пройдет.
  2. Blower’s Daughter. Грустная песня ирландца Дэмиена Райса из фильма «Близость», в котором любовь разрушает мир.
  3. Panoramic. Один из лучших постапокалиптических саундтреков, услышать который можно в фильме «Книга Элая». Аттикусу Россу удаются и мелодии действия, и так называемый «эмбиент» — фоновый звук, который воздействует на зрителя на протяжении почти всей истории. Ну, а фильм хоть и бестолковый, но напоминает о важном: конец света лучше встречать с книгой в руках.
  4. Любая композиция из WALL-E (Томас Ньюман). А вот мудрый весельчак Томас Ньюман в мультфильме «ВАЛЛ-И» (события которого, напомним, происходят на Земле, превратившейся в свалку), наоборот, требует от зрителя не вешать нос — и в любой непонятной ситуации продолжать возделывать свой сад.
  5. Gloomy Sunday. Тяжелая баллада Билли Холидей об утрате, вдохновленная песней венгерского композитора Реже Шереша. Существует ничем не подтвержденная городская легенда, что исходная мелодия толкала людей к личному концу света. Отсюда и неофициальное название песни — «Венгерский марш самоубийц». И хотя это и миф, слушайте осторожно.

Смотреть сериал «Выжившие» в мультимедийном сервисе Okko