Стиль
Впечатления 10 самых дорогих современных художников России
Стиль
Впечатления 10 самых дорогих современных художников России
Впечатления

10 самых дорогих современных художников России

Алексей Азаров, «All you need is love»
Алексей Азаров, «All you need is love»
Весной 2021 года Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих современных художников России до 45 лет. Данные основаны на результатах продаж знаменитых международных аукционов Bonhams и Sotheby's. Некоторые из участников установили личные аукционные рекорды

Выясняем, что известно об их работах и сколько они стоят.

Саня Кантаровский. Contamination, €106 000

Американский художник родился в Москве в 1982 году. Он учился живописи в школе дизайна в Род-Айленде, а затем получил степень магистра в области изящных искусств в университете Калифорнии. Его работы можно найти по всему миру: в лондонской галерее Tate, в парижском фонде искусств Kadist, в фонде EMDASH в Берлине, в многочисленных музеях США. Кантаровский сотрудничал с известными галереями искусств, а также принимал участие в Триеннале российского современного искусства (музей современного искусства «Гараж», 2020 г.). На ней он представил работу, связанную с наследием его бабушки. Она была преподавателем русского языка и фотографом, и из нескольких тысяч снимков пять вместе с монотипиями стали частью экспозиции.

Саня Канторовский, «Contamination»

Саня Канторовский, «Contamination»

На творчество Кантаровского повлияло творчество Гогена, Матисса, Пикассо, Шагала, а также народные сказки, мультфильмы и детские книги. В интервью Саша признавался, что юмор занимает центральное место в его работах [1]. Картина Contamination Саши Кантаровского была продана на аукционе Sotheby's за €106 000.

Егор Кошелев. Орел торжествующий (5 частей), €14 000

Егор Кошелев родился в Москве в 1980 году, окончил в МГХПА им. С. Г. Строганова кафедру монументальной живописи. После института изучал историю искусства Италии — преимущественно позднего Ренессанса, маньеризма и барокко. Кандидатская диссертация посвящена искусству Тинторетто [2].

Егор Кошелев, «Орел торжествующий» (пять частей)

Егор Кошелев, «Орел торжествующий» (пять частей)

Его первые произведения были созданы в 2005–2006 годах, затем он начал активно участвовать в выставках. Кошелев работает живописцем, графиком, автором инсталляций, пишет критические статьи, читает курс по современному русскому искусству в Московской государственной академии промышленно-прикладного искусства. Егор — лауреат международной премии Strabag Award (2012), его работы находятся в собрании Московского музея современного искусства Deutsche Bank, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Его монументальное произведение «Орел торжествующий» было продано на аукционе Vladey за €14 000.

Влад Кульков. Суперцветоломкая, антидот для цивилизации. Из проекта «Бисер из Хиросимы» (диптих), €12 000

Художник Владислав Кульков родился в Латвии в 1986 году. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, а затем аспирантуру Государственного Русского музея. Влад начал участвовать в различных выставках в России и за рубежом, в том числе в Московском биеннале современного искусства разных лет, Европейском биеннале, а также в проектах в Русском музее и Музее Москвы.

Влад Кульков, диптих «Суперцветоломкая, антидот для цивилизации». Из проекта «Бисер из Хиросимы»

Влад Кульков, диптих «Суперцветоломкая, антидот для цивилизации». Из проекта «Бисер из Хиросимы»

Работы Влада можно найти в частных галереях в России и за границей. Он также ведет активную кураторскую деятельность. Художник работает со скульптурами, а его технику живописи относят к абстрактному экспрессионизму [3].

Персональная выставка Кулькова под названием «Диптих из Хиросимы» проходила в 2016 году на Винзаводе. Его работа из проекта была продана на аукционе Vladey за €12 000.

Владимир Логутов. Из серии «Руины индустриального», €12 000

Художник Владимир Логутов родился в 1980 году в Самаре, окончил Самарский педагогический университет. Владимир дважды номинировался на премию Кандинского, премию «Инновация», участвовал в крупных групповых выставках в России и за рубежом, в том числе в 54-й и 55-й Венецианской биеннале. Он также является автором художественной группы «Лаборатория», а его персональные выставки неоднократно проходили в России. В 2005 году Владимир получил стипендию на стажировку в Германии.

Владимир Логутов. Из серии «Руины индустриального»

Владимир Логутов. Из серии «Руины индустриального»

Художник работает в жанре видеоарта, инсталляции, а также занимается графикой, скульптурой и живописью. Картины Логутова есть в частных галереях, в Московском музее современного искусства, в The Museum of FRAC Bretagne и других.

Скульптура «Руины индустриального» Владимира Логутова была продана на аукционе Vladey за €12 000.

Артем Лоскутов. Из черной резины сделана власть, €10 000

Артем родился в 1986 году в Новосибирске и окончил физико-технический факультет НГТУ. Изначально Лоскутов прославился организацией ежегодного шествия-хэппенинга «Монстрация» в Новосибирске, который получил премии «Инновация» и фестиваля некоммерческого кино «Киноварь». Он также занимается стрит-артом, снимает кино и пишет картины. Более 30 его работ были написаны так называемой «дубинописью» (собственный стиль Артема) — краска наносится на полотно с помощью полицейской дубинки. В 2019 году продано 30 работ художника [4].

Артем Лоскутов, «Из черной резины сделана власть»

Артем Лоскутов, «Из черной резины сделана власть»

В 2020 году одну из таких картин под названием «Беларусь» он продал за 3 млн рублей покупателю, который предпочел остаться неизвестным [5]. Половину суммы Артем перевел на поддержку протестных движений в Республике.

Произведение Артема «Из черной резины сделана власть» было продано за €10 000 на аукционе Vladey.

Нестор Энгельке. Деревянная Даная. Из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», €9 000

Нестор Энгельке — потомственный архитектор, родился в семье архитекторов и искусствоведов. Он окончил Санкт-Петербургскую академию художеств имени И. Е. Репина и стал практикующим архитектором. Еще в Академическом художественном лицее имени Б. В. Иогансона в старших классах Нестор начал близко общаться с Александром Цикаришвили и Леонидом Цхэ, и благодаря этой дружбе появилось арт-объединение «Север-7».

Нестор Энгельке, «Деревянная Даная». Из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу»

Нестор Энгельке, «Деревянная Даная». Из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу»

Как художник Энгельке предпочитает работать по дереву. Он разработал технику «деревописи» и сделал этот материал основной темой своего искусства. Энгельке использует дерево в качестве холста, работая по нему топором вместо карандаша. В одном из своих интервью Нестор также упоминал, что большое влияние на него оказали работы, увиденные на выставке британского искусства «Новояз» в Эрмитаже [6].

«Деревянная Даная» Нестора Энгельке из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу» была продана на аукционе Vladey за €9 000.

Светлана К-Лие, Самурай, €9 000

Светлана К-Лие родилась в 1977 году в Москве, живет в Великобритании. Она работает с разными материалами и в разных техниках, в том числе с фотографией, офортом, гравюрой, живописью. Светлана переехала в Лондон в 2007 году, где окончила Камберуэллский колледж искусств со степенью магистра искусств по рисованию. Ее дипломная работа была отобрана для выставки Xhibit 07 и высоко оценена журналом Time Out. В 2004 году Светлане присвоено звание лучшей женщины-скульптора России, а в 2005 — лучшего молодого скульптора России.

Светлана К-Лие, «Самурай»

Светлана К-Лие, «Самурай»

Две работы Светланы, «Бык» и «Беременная тыквами», выставлены в Эрмитаже, другие произведения находятся в частных коллекциях и музеях. Также она постоянный участник групповых и персональных выставок в Париже, Лондоне, Москве и других крупных городах. В 2010 году К-Лие приняла участие в одной из самых крупных благотворительных групповых выставок, организованных лондонской галереей Saatchi. В 2013 году персональная выставка Светланы под названием «Мясо» прошла в Москве. В ней К-Лие хотела отразить реальность со всеми ее проблемами: насилием, жестокостью, кровью. В рамках экспозиции был представлен ролик «A woman is seen as a prostitute in Russia whether she sleeps with president» («В России женщину считают проституткой — независимо от того, спит ли она с президентом»), который выражал ее позицию на тему феминизма и отношения к женщине в России.

Произведение Светланы «Самурай» было продано на аукционе Bonhams за €9 000, и это стало аукционным рекордом цены за ее работу.

Алексей Азаров. All you need is love. Из серии Policy Of Truth, €8 000

В профессиональной биографии Алексея Азарова — работа в качестве иллюстратора пластинок и фирменных товаров известных музыкантов, инженером компьютерной графики и моушн-дизайнером на телевидении, а также иллюстратором в печатных СМИ.

Алексей Азаров, «All you need is love»

Алексей Азаров, «All you need is love»

Сегодня художник увлекается сатирическими образами, отражает в своих произведениях социально-политическую жизнь. Техника стрит-арта в его работах совмещается с живописью. Картины с фирменной подписью художника AZART находятся в разных частных коллекциях и музейных фондах. В феврале 2021 года на Винзаводе прошла персональная выставка Азарова «Wake up!». Она была посвящена личности Ленина: художник написал ряд работ, в которых «оживил» вождя и поместил в современные реалии.

Произведение Азарова «All you need is love» было продано на аукционе Vladey за €8 000.

Валерий Чтак. Из серии «Это просто совпадение», €8 000

Валерий Чтак родился в 1981 году в Москве. По образованию — библиотековед. Состоял в различных художественных группах (например, «Радек»). С 1998 года он стал участником Школы современного искусства Авдея Тер-Оганьяна. Его работы становились частью групповых выставок, а персональные презентации проходили в разных музеях и галереях России и за границей. Творения Чтака также находятся Московском музее современного искусства, в Государственной Третьяковской галерее, в частных коллекциях.

Валерий Чтак. Из серии «Это просто совпадение»

Валерий Чтак. Из серии «Это просто совпадение»

В своих произведениях художник использует холст, бытовые предметы, доски, также занимается графикой и создает инсталляции. Чтак активно внедряет текст на разных языках как один из компонентов своих работ.

Произведение Валерия из серии «Это просто совпадение» было продано на аукционе Vladey за €8 000, и это стало аукционным рекордом художника.

Леонид Цхэ. Дон Кихот, €7 000

Леонид Цхэ родился в 1983 году в Ленинграде. Он окончил Санкт-Петербургскую академию художеств им. И. Репина, графический факультет. С 2010 года Леонид — член Союза художников, а также преподает в Академии художеств и является участником арт-объединения «Север-7». Он занимался книжной иллюстрацией, а его карьера в области современного искусства началась после окончания «Школы молодого художника» Института «ПРО АРТЕ».

Леонид Цхэ, «Дон Кихот», 2019

Леонид Цхэ, «Дон Кихот», 2019

Первая персональная выставка Цхэ «Неопетербург» состоялась в 2015 году в галерее Namegallery. Главный мотив в работах Леонида — городские пейзажи, повседневная жизнь. Цхэ также был участником 6-й Московской международной биеннале современного искусства и параллельной программы биеннале Manifesta в Санкт-Петербурге.

Работа «Дон Кихот» была продана на аукционе Vladey за €7 000.

Комментарий эксперта

Мария Доронина, куратор, старший научный сотрудник научного отдела ММОМА

В списке Forbes можно уловить определенные общие тенденции. С одной стороны, уже долгое время широкий и активный интерес вызывает стрит-арт — с его прямой и ясной поп-интерпретацией актуальной повестки, в том числе политической. С другой, сохраняют свою важность тенденции, которые можно размашисто обозначить общим термином «метамодернизм».

Аукционы Vladey, Sotheby's, Bonhams концептуально довольно сильно разнятся между собой. Каждый из них имеет свою специфику и собственную аудиторию. Довольно сложно идентифицировать какое-то единое, общее лицо их действующих и потенциальных клиентов — так же, как невозможно сформировать четкий и универсальный образ музейного посетителя.

Сегодня покупатели аукционов — люди, разбирающиеся в искусстве, коллекционеры и даже те, кто просто имеет возможность приобрести произведения. Суждения о процентных соотношениях в их количестве в любом случае будут ситуативны — и во многом привязаны к конкретному аукционному дому и к конкретному случаю.

Общая осведомленность и интерес к современному искусству только растут. С другой стороны, доступность работ, например, современных авторов — во многом благодаря деятельности Vladey — становится все более широкой. Невозможно не заметить процессов демократизации и в том, и в другом случае.

Пока трудно судить, какова мощность бума аукционных продаж наших художников. Преждевременно делать любые прогнозы о будущем интересе к российским авторам, но, конечно, влияние пандемии на искусство, музеи и рынок невозможно игнорировать — как и на все остальные стороны жизни.

На фоне всеобщего локдауна довольно активную роль сыграли «низовые» микроинициативы, нацеленные на поддержку художников и прямые продажи каких-то некрупных работ по довольно доступным ценам. На сегодняшний день финансовое вложение, возможно, больше, чем прежде носит не только характер прагматический или эстетический, но и этический. Коллекционеры и ценители искусства сознательно более активно поддерживают художников в текущий нелегкий период, который, хочется верить, скоро закончится.