10 самых дорогих современных художников России
Выясняем, что известно об их работах и сколько они стоят.
Саня Кантаровский. Contamination, €106 000
Американский художник родился в Москве в 1982 году. Он учился живописи в школе дизайна в Род-Айленде, а затем получил степень магистра в области изящных искусств в университете Калифорнии. Его работы можно найти по всему миру: в лондонской галерее Tate, в парижском фонде искусств Kadist, в фонде EMDASH в Берлине, в многочисленных музеях США. Кантаровский сотрудничал с известными галереями искусств, а также принимал участие в Триеннале российского современного искусства (музей современного искусства «Гараж», 2020 г.). На ней он представил работу, связанную с наследием его бабушки. Она была преподавателем русского языка и фотографом, и из нескольких тысяч снимков пять вместе с монотипиями стали частью экспозиции.
Саня Канторовский, «Contamination»
На творчество Кантаровского повлияло творчество Гогена, Матисса, Пикассо, Шагала, а также народные сказки, мультфильмы и детские книги. В интервью Саша признавался, что юмор занимает центральное место в его работах [1]. Картина Contamination Саши Кантаровского была продана на аукционе Sotheby's за €106 000.
Егор Кошелев. Орел торжествующий (5 частей), €14 000
Егор Кошелев родился в Москве в 1980 году, окончил в МГХПА им. С. Г. Строганова кафедру монументальной живописи. После института изучал историю искусства Италии — преимущественно позднего Ренессанса, маньеризма и барокко. Кандидатская диссертация посвящена искусству Тинторетто [2].
Егор Кошелев, «Орел торжествующий» (пять частей)
Его первые произведения были созданы в 2005–2006 годах, затем он начал активно участвовать в выставках. Кошелев работает живописцем, графиком, автором инсталляций, пишет критические статьи, читает курс по современному русскому искусству в Московской государственной академии промышленно-прикладного искусства. Егор — лауреат международной премии Strabag Award (2012), его работы находятся в собрании Московского музея современного искусства Deutsche Bank, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Его монументальное произведение «Орел торжествующий» было продано на аукционе Vladey за €14 000.
Влад Кульков. Суперцветоломкая, антидот для цивилизации. Из проекта «Бисер из Хиросимы» (диптих), €12 000
Художник Владислав Кульков родился в Латвии в 1986 году. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, а затем аспирантуру Государственного Русского музея. Влад начал участвовать в различных выставках в России и за рубежом, в том числе в Московском биеннале современного искусства разных лет, Европейском биеннале, а также в проектах в Русском музее и Музее Москвы.
Влад Кульков, диптих «Суперцветоломкая, антидот для цивилизации». Из проекта «Бисер из Хиросимы»
Работы Влада можно найти в частных галереях в России и за границей. Он также ведет активную кураторскую деятельность. Художник работает со скульптурами, а его технику живописи относят к абстрактному экспрессионизму [3].
Персональная выставка Кулькова под названием «Диптих из Хиросимы» проходила в 2016 году на Винзаводе. Его работа из проекта была продана на аукционе Vladey за €12 000.
Владимир Логутов. Из серии «Руины индустриального», €12 000
Художник Владимир Логутов родился в 1980 году в Самаре, окончил Самарский педагогический университет. Владимир дважды номинировался на премию Кандинского, премию «Инновация», участвовал в крупных групповых выставках в России и за рубежом, в том числе в 54-й и 55-й Венецианской биеннале. Он также является автором художественной группы «Лаборатория», а его персональные выставки неоднократно проходили в России. В 2005 году Владимир получил стипендию на стажировку в Германии.
Владимир Логутов. Из серии «Руины индустриального»
Художник работает в жанре видеоарта, инсталляции, а также занимается графикой, скульптурой и живописью. Картины Логутова есть в частных галереях, в Московском музее современного искусства, в The Museum of FRAC Bretagne и других.
Скульптура «Руины индустриального» Владимира Логутова была продана на аукционе Vladey за €12 000.
Артем Лоскутов. Из черной резины сделана власть, €10 000
Артем родился в 1986 году в Новосибирске и окончил физико-технический факультет НГТУ. Изначально Лоскутов прославился организацией ежегодного шествия-хэппенинга «Монстрация» в Новосибирске, который получил премии «Инновация» и фестиваля некоммерческого кино «Киноварь». Он также занимается стрит-артом, снимает кино и пишет картины. Более 30 его работ были написаны так называемой «дубинописью» (собственный стиль Артема) — краска наносится на полотно с помощью полицейской дубинки. В 2019 году продано 30 работ художника [4].
Артем Лоскутов, «Из черной резины сделана власть»
В 2020 году одну из таких картин под названием «Беларусь» он продал за 3 млн рублей покупателю, который предпочел остаться неизвестным [5]. Половину суммы Артем перевел на поддержку протестных движений в Республике.
Произведение Артема «Из черной резины сделана власть» было продано за €10 000 на аукционе Vladey.
Нестор Энгельке. Деревянная Даная. Из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», €9 000
Нестор Энгельке — потомственный архитектор, родился в семье архитекторов и искусствоведов. Он окончил Санкт-Петербургскую академию художеств имени И. Е. Репина и стал практикующим архитектором. Еще в Академическом художественном лицее имени Б. В. Иогансона в старших классах Нестор начал близко общаться с Александром Цикаришвили и Леонидом Цхэ, и благодаря этой дружбе появилось арт-объединение «Север-7».
Нестор Энгельке, «Деревянная Даная». Из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу»
Как художник Энгельке предпочитает работать по дереву. Он разработал технику «деревописи» и сделал этот материал основной темой своего искусства. Энгельке использует дерево в качестве холста, работая по нему топором вместо карандаша. В одном из своих интервью Нестор также упоминал, что большое влияние на него оказали работы, увиденные на выставке британского искусства «Новояз» в Эрмитаже [6].
«Деревянная Даная» Нестора Энгельке из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу» была продана на аукционе Vladey за €9 000.
Светлана К-Лие, Самурай, €9 000
Светлана К-Лие родилась в 1977 году в Москве, живет в Великобритании. Она работает с разными материалами и в разных техниках, в том числе с фотографией, офортом, гравюрой, живописью. Светлана переехала в Лондон в 2007 году, где окончила Камберуэллский колледж искусств со степенью магистра искусств по рисованию. Ее дипломная работа была отобрана для выставки Xhibit 07 и высоко оценена журналом Time Out. В 2004 году Светлане присвоено звание лучшей женщины-скульптора России, а в 2005 — лучшего молодого скульптора России.
Светлана К-Лие, «Самурай»
Две работы Светланы, «Бык» и «Беременная тыквами», выставлены в Эрмитаже, другие произведения находятся в частных коллекциях и музеях. Также она постоянный участник групповых и персональных выставок в Париже, Лондоне, Москве и других крупных городах. В 2010 году К-Лие приняла участие в одной из самых крупных благотворительных групповых выставок, организованных лондонской галереей Saatchi. В 2013 году персональная выставка Светланы под названием «Мясо» прошла в Москве. В ней К-Лие хотела отразить реальность со всеми ее проблемами: насилием, жестокостью, кровью. В рамках экспозиции был представлен ролик «A woman is seen as a prostitute in Russia whether she sleeps with president» («В России женщину считают проституткой — независимо от того, спит ли она с президентом»), который выражал ее позицию на тему феминизма и отношения к женщине в России.
Произведение Светланы «Самурай» было продано на аукционе Bonhams за €9 000, и это стало аукционным рекордом цены за ее работу.
Алексей Азаров. All you need is love. Из серии Policy Of Truth, €8 000
В профессиональной биографии Алексея Азарова — работа в качестве иллюстратора пластинок и фирменных товаров известных музыкантов, инженером компьютерной графики и моушн-дизайнером на телевидении, а также иллюстратором в печатных СМИ.
Алексей Азаров, «All you need is love»
Сегодня художник увлекается сатирическими образами, отражает в своих произведениях социально-политическую жизнь. Техника стрит-арта в его работах совмещается с живописью. Картины с фирменной подписью художника AZART находятся в разных частных коллекциях и музейных фондах. В феврале 2021 года на Винзаводе прошла персональная выставка Азарова «Wake up!». Она была посвящена личности Ленина: художник написал ряд работ, в которых «оживил» вождя и поместил в современные реалии.
Произведение Азарова «All you need is love» было продано на аукционе Vladey за €8 000.
Валерий Чтак. Из серии «Это просто совпадение», €8 000
Валерий Чтак родился в 1981 году в Москве. По образованию — библиотековед. Состоял в различных художественных группах (например, «Радек»). С 1998 года он стал участником Школы современного искусства Авдея Тер-Оганьяна. Его работы становились частью групповых выставок, а персональные презентации проходили в разных музеях и галереях России и за границей. Творения Чтака также находятся Московском музее современного искусства, в Государственной Третьяковской галерее, в частных коллекциях.
Валерий Чтак. Из серии «Это просто совпадение»
В своих произведениях художник использует холст, бытовые предметы, доски, также занимается графикой и создает инсталляции. Чтак активно внедряет текст на разных языках как один из компонентов своих работ.
Произведение Валерия из серии «Это просто совпадение» было продано на аукционе Vladey за €8 000, и это стало аукционным рекордом художника.
Леонид Цхэ. Дон Кихот, €7 000
Леонид Цхэ родился в 1983 году в Ленинграде. Он окончил Санкт-Петербургскую академию художеств им. И. Репина, графический факультет. С 2010 года Леонид — член Союза художников, а также преподает в Академии художеств и является участником арт-объединения «Север-7». Он занимался книжной иллюстрацией, а его карьера в области современного искусства началась после окончания «Школы молодого художника» Института «ПРО АРТЕ».
Леонид Цхэ, «Дон Кихот», 2019
Первая персональная выставка Цхэ «Неопетербург» состоялась в 2015 году в галерее Namegallery. Главный мотив в работах Леонида — городские пейзажи, повседневная жизнь. Цхэ также был участником 6-й Московской международной биеннале современного искусства и параллельной программы биеннале Manifesta в Санкт-Петербурге.
Работа «Дон Кихот» была продана на аукционе Vladey за €7 000.
Комментарий эксперта
Мария Доронина, куратор, старший научный сотрудник научного отдела ММОМА
В списке Forbes можно уловить определенные общие тенденции. С одной стороны, уже долгое время широкий и активный интерес вызывает стрит-арт — с его прямой и ясной поп-интерпретацией актуальной повестки, в том числе политической. С другой, сохраняют свою важность тенденции, которые можно размашисто обозначить общим термином «метамодернизм».
Аукционы Vladey, Sotheby's, Bonhams концептуально довольно сильно разнятся между собой. Каждый из них имеет свою специфику и собственную аудиторию. Довольно сложно идентифицировать какое-то единое, общее лицо их действующих и потенциальных клиентов — так же, как невозможно сформировать четкий и универсальный образ музейного посетителя.
Сегодня покупатели аукционов — люди, разбирающиеся в искусстве, коллекционеры и даже те, кто просто имеет возможность приобрести произведения. Суждения о процентных соотношениях в их количестве в любом случае будут ситуативны — и во многом привязаны к конкретному аукционному дому и к конкретному случаю.
Общая осведомленность и интерес к современному искусству только растут. С другой стороны, доступность работ, например, современных авторов — во многом благодаря деятельности Vladey — становится все более широкой. Невозможно не заметить процессов демократизации и в том, и в другом случае.
Пока трудно судить, какова мощность бума аукционных продаж наших художников. Преждевременно делать любые прогнозы о будущем интересе к российским авторам, но, конечно, влияние пандемии на искусство, музеи и рынок невозможно игнорировать — как и на все остальные стороны жизни.
На фоне всеобщего локдауна довольно активную роль сыграли «низовые» микроинициативы, нацеленные на поддержку художников и прямые продажи каких-то некрупных работ по довольно доступным ценам. На сегодняшний день финансовое вложение, возможно, больше, чем прежде носит не только характер прагматический или эстетический, но и этический. Коллекционеры и ценители искусства сознательно более активно поддерживают художников в текущий нелегкий период, который, хочется верить, скоро закончится.