Приз жюри — товарищам, золото — кочевникам: как закрылся Венецианский фестиваль
Вечером 12 сентября завершился 77-й Венецианский кинофестиваль. Второй год подряд главную награду форума берет американский фильм. Правда, в 2019-м тема была несколько иная: социальные проблемы зеленым и красным рисовал «Джокер» Тодда Филлипса. В этот раз «Золотой лев» достался роудмуви о закате цивилизации на закате жизни — «Земле кочевников» Хлои Чжао. Фильм, снятый по одноименной книге Джессики Брудер, исследует Америку, которая в XXI веке выбрала скитание в качестве эталона комфорта за неимением лучшего, потому что лучшее осталось позади. Режиссер исследует страну глазами женщины: дальний путь стелится скатертью под колесами фургона главной героини — 60-летней Ферн, потерявшей свое прошлое в экономическом кризисе. В главной роли Чжао сняла народную американскую артистку Фрэнсис Макдорманд, обладательницу «Оскаров» за фильмы «Фарго» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — знаменательные картины о человеческой натуре и социальных порядках.
Чжао и Макдорманд подключились к церемонии по видеосвязи: «Большое спасибо вам за то, что позволили появиться на фестивале в этом странном мире и странной манере, — обратилась Макдорманд к аудитории. — Но мы невероятно рады приглашению. Увидимся в будущем!»
Теперь «Земля кочевников» отправится на «Оскар», а Хлоя Чжао — в режиссерское кресло студии Marvel, снимать супергеройский блокбастер «Вечные».
Специальным призом жюри наградили Андрея Кончаловского за историческую драму «Дорогие товарищи!». В картине о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году снялась Юлия Высоцкая, сыгравшая партработницу, которая теряет дочь во время беспорядков. Режиссер, забирая награду со сцены, поблагодарил Венецию за храбрость.
Еще одна российская лента, «Китобой», победила в параллельной программе «Дни Венеции».
«Серебряный лев» — Гран-при жюри — достался картине «Новый порядок» Мишеля Франко. Лучшим режиссером признали японца Киеси Куросаву — он получил «Серебряного льва» за фильм «Жена шпиона».
«Кубок Вольпи» за лучшую актерскую игру достался Ванессе Кирби, в этом году появившейся в двух картинах: истории о неудачных домашних родах «Фрагменты женщины» венгерского режиссера Корнела Мундруцо и драме о любви на Диком Западе «Мир грядущий» норвежки Моны Фастфолд Лерче, спродюсированной Кейси Аффлеком. Драму «Фрагменты женщины» можно будет посмотреть на Netflix — стриминговая платформа стала ее официальным дистрибьютором.
Приз за лучший сценарий присудили индийцу Чайтанье Тамхане за фильм «Ученик». Тамхане не смог приехать лично и благодарил жюри посредством видеозвонка — что поделаешь, дух времени.
Конкурсные фильмы оценивали итальянский писатель Никола Ладжойя, британский режиссер Джоанна Хогг («Сувенир»), австрийский режиссер Вероника Франц («Сторожка»), немецкий постановщик Кристиан Петцольд («Ундина»), французская актриса Людивин Санье («Бассейн»), американский актер Мэтт Диллон («Дом, который построил Джек»). Председателем жюри выступила Кейт Бланшетт («Авиатор», «Жасмин»).
Никола Ладжойя, Мэтт Диллон, Джоанна Хогг, Людивин Санье, Кейт Бланшетт, Вероника Франц и Кристиан Петцольд
Церемония награждения, как и весь фестиваль в этот раз, прошла в тени пандемии коронавируса. Ведущая вечера Анна Фольетта оглашала программу перед полупустым залом: количество гостей было ограничено, все старательно соблюдали социальную дистанцию и дышали через маски. Многие победители получили свои призы заочно, по видеосвязи.
Список основных победителей 77-го Венецианского кинофестиваля
- «Золотой лев» за лучший фильм — «Земля кочевников», реж. Хлоя Чжао
- «Серебряный лев» — «Новый порядок», реж. Мишель Франко
- «Серебряный лев» лучшему режиссеру — Киеси Куросава, «Жена шпиона»
- «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль — Ванесса Кирби, «Фрагменты женщины»
- «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль — Пьерфранческо Фавино, «Наш отец»
- Приз за лучший сценарий — Чайтанья Тамхане, «Ученик»
- Специальный приз жюри — «Дорогие товарищи», реж. Андрей Кончаловский
- Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру/молодой актрисе — Рухолла Замани, «Солнечные дети»
Венецианский кинофестиваль 2020 года уже обзавелся статусом чуда в прессе, подчеркивающей его эксклюзивность и невозможность в условиях пандемии и продолжающегося распространения инфекции. Север Италии еще в феврале стал эпицентром вспышки коронавируса в Европе — предположить, что первый киносмотр года будет итальянским, было затруднительно. Особенно с оглядкой на отмененный Каннский кинофестиваль и развернувшиеся к цифровому формату международные кинофорумы в Торонто и Нью-Йорке.
Однако Италия смогла укротить инфекцию за десять недель карантина, и у Венеции появился шанс на живой формат. С соблюдением всех мер предосторожности, ограниченным числом гостей и журналистов, фестиваль состоялся (пусть несколько неуверенно, но все же чудесно) и открыл дорогу другим международным киносмотрам.