Оживший нос и желание поспорить: как открылся 31-й «Кинотавр»
С набережной Сочи раздаются звуки обычной для города-курорта рекламы водных аттракционов, пляжи полны, а прогноз погоды обещает (и не обманывает) радостные для отдыхающих +30. Вот только это не привычный для «Кинотавра» июнь, а сентябрь, так что и магнолии уже не цветут, и в зале Зимнего театра, где традиционно проходят все его показы, поджидают приметы нового времени: непременные маски на лицах гостей и шахматная рассадка.
На сцене — декорации условного медицинского кабинета с белой холодной плиткой и холодным же светом равнодушных ламп. Есть вероятность, что кабинет этот находится в сумасшедшем доме. Лежащий на кушетке герой (в лице ведущего церемонии открытия Артема Ткаченко) вспоминает множественные травмы, нанесенные ему 2020-м годом. «Кино встало на паузу, а вслед за паузой встала и сама пауза. Я пытался смотреть иностранные сериалы, но это было не то, они были слишком хороши. Так день за днем я сидел дома и терял свое я», — констатирует он, а зал отзывается смехом узнавания, ведь предлагаемые годом обстоятельства оказались схожими для всех. Ироничные этюды не обошли тему пандемии стороной, не нарушив, впрочем, этики. Режиссер-постановщик церемонии Алексей Агранович ловко вписал их в общий контекст, напомнив, что юмор — подходящее лекарство от хандры. С одноименного фильма — «Хандры» Алексея Камынина — 12 сентября как раз начнется основной конкурс фестиваля.
Всего в основной конкурс вошло 13 фильмов, четыре из них — дебюты. Оценивать работы будет жюри в составе актера Владимира Вдовиченкова, журналиста Дарьи Златопольской, оператора Федора Лясса, режиссера Нигины Сайфуллаевой, актрисы Оксаны Фандеры и продюсера Екатерины Филипповой. Председатель жюри режиссер Борис Хлебников, выступая на церемонии с лаконичной речью, заметил, что жаждет от предложенной программы не чего-нибудь, а больших событий. Таких, которые способны вызвать жаркие споры и желание отстаивать своих фаворитов. «Чтобы 31-й «Кинотавр» не оставался в памяти как «Кинотавр» — пандемия, а как «Кинотавр» больших кинооткрытий», — резюмировал он свою мысль.
Члены жюри основного конкурса. Борис Хлебников, Екатерина Филиппова, Оксана Фандера, Нигина Сайфуллаева, Федор Лясс, Дарья Златопольская и Владимир Вдовиченков
К слову об иронии и контекстах. За музыку в этот вечер отвечала группа OQJAV, встретившая членов жюри своей композицией «Сложный выбор». Окажется ли выбор победителей непростым, покажет время. Впереди — неделя фестивальных показов и два конкурса: основной и короткого метра. Судить последний под руководством режиссера Клима Шипенко будут актер Александр Робак, продюсер Сергей Корнихин, актриса Ирина Горбачева и кинокритик Алексей Артамонов.
Пока же президент фестиваля Александр Роднянский сделал исключение из собственных правил и прокомментировал программу, назвав ее по-настоящему сильной. На сцену он поднялся не только для того, чтобы по традиции объявить смотр открытым, но и чтобы вручить первый приз фестиваля — награду за выдающийся вклад в кинематограф. Ее в этом году получил режиссер Андрей Хржановский, которого зал встречал продолжительными овациями и стоя.
Чуткий и мудрый рассказчик, он относится к своим героям (среди них, к примеру, Пушкин и Гоголь, Бродский и Шостакович) с неизменной нежностью. Так же трогательно делился он и своими заботами.
«Меня это бесконечно волнует. Сегодня слово «искусство», слово «творчество» не просто нивелировано, оно исчезло, слетело с уст людей, которые администрируют все, что происходит у нас в искусстве, в частности, в кинематографе. Появились какие-то слова вроде «Студия — это бизнес», выражение такое. Или просто вешают себе на грудь «Кино — это индустрия». Ну конечно индустрия, но индустрия — одна из составных частей кинематографа, которая призвана обеспечивать именно творческую составляющую», — заметил в своей речи Хржановский.
Определение «классик» по отношению к нему не выглядит ни ошибочным, ни патетичным, но кажется слишком узким и обычным, не вмещающим всей полноты впечатлений от его картин. Новая работа режиссера «Нос, или Заговор «не таких» стала фильмом открытия. Этот сюжет (а на самом деле — целая опера) «в трех снах» предлагает путешествие из XIX века в век XXI, а ведет по ней мерный голос самого автора. Оживший нос коллежского асессора Ковалева важничает, в повествование вклиниваются образы с картин Шагала, Малевича и Пикассо, а Гоголь встречается с Мейерхольдом и Шостаковичем. Под аккомпанемент сочинений композитора и живет этот сложносочиненный мир.
Представляя картину, режиссер предложил не хлопать на титрах (предварительно он иронично подметил, что причиной аплодисментов часто становится радость от того, что фильм наконец-то закончился). Поводом для просьбы стала тема из Симфонии № 15 Шостаковича. В картине она выглядит не точкой, а, скорее, предполагающим размышления многоточием. В общем-то, и для завершения вечера открытия эта музыка оказалась самой подходящей нотой.