Стиль
Впечатления От Петербурга до Чукотки: какие фильмы «Кинотавра» мы ждем
Стиль
Впечатления От Петербурга до Чукотки: какие фильмы «Кинотавра» мы ждем
Впечатления

От Петербурга до Чукотки: какие фильмы «Кинотавра» мы ждем

Фестиваль прошел, а фильмы остались. Рассказываем, какие картины из основного конкурса 31-го «Кинотавра» особенно ждем в прокате, чтобы и поплакать, и посмеяться

Kitoboy

Режиссер Филипп Юрьев
В прокате с 8 октября

Несколько дней назад Владимир Онохов впервые в жизни приехал в аэропорт, сел в самолет, пролетел больше десяти часов с несколькими пересадками, чтобы представить на «Кинотавре» фильм со своим участием. Ни теплого южного моря, ни прозаичных для нашего глаза курортных развлечений он до этого не видел, как не видел и полного зала зрителей, сплошь состоящего из людей мира кино. До встречи с режиссером Филиппом Юрьевым этот мир был ему совсем не знаком. Мальчишка из маленького поселка на берегу Берингова пролива, в кадре он оказался не случайно, но впервые. Юрьев был уверен, что главную роль в его полнометражном дебюте должен сыграть не профессиональный артист, а настоящий подросток, и времени на поиски не жалел.

Фильм превращает Онохова в 15-летнего Лешку, чукотского китобоя, который должен уметь прокормить не только себя, но и чудаковатого дедушку. Фактурный старик то и дело собирается умереть и по такому случаю просит отвезти его в тундру, но и потанцевать рок-н-ролл тоже не прочь. В отличие от других охотников, о мире онлайн-развлечений Лешка знает более-менее ничего, но однажды, как это обычно и бывает, крепко влипнет: увидев случайно в окошке порночата загадочную Hollysweet_999 (ее сыграла Кристина Асмус), забыть ее он уже не сможет. Сюжет для «Кинотавра» не новый — в 2019 году свою историю на тему рассказывали Григорий Добрыгин и его Sheena667, — но по-прежнему манящий. Лешка, пределы поселка до этого покидавший едва ли, готовится пуститься в собственную одиссею с непременными испытаниями, проверками на прочность и под аккомпанемент Canto Ostinato Симеона тен Хольта.

Из Сочи «Kitoboy» уехал с наградами за режиссуру и лучшую мужскую роль, а также с призом гильдии киноведов и кинокритиков. Путешествие фильма только начинается — 8 октября он выходит в широкий прокат.

Кадр из фильма «Китобой»
Кадр из фильма «Китобой»

«Глубже!»

Режиссер Михаил Сегал
В прокате с 22 октября

«Сегодня ты гуманитарий, а завтра моешь планетарий» — этой шуточкой нередко балуются студенты гуманитарных факультетов, иронизируя над собственным будущим. Применима она отчасти и к герою сатиры Михаила Сегала «Глубже!». Сегодня хмурый Роман Петрович (Александр Паль) — режиссер Главного Театра Страны, недовольный работой артистов и оттого оттягивающий день премьеры, а уже завтра, уволенный и истративший все до последней монетки, он собирает в лесу грибы, чтобы сварить суп, и пьет в кофейне из чужой чашки. Роман Петрович — человек глубокий и томик Чехова не променяет ни на финансовое благополучие, ни на любовь публики, пусть та лучше хохочет над посредственными постановками его однокурсника Хачатряна (Антон Лапенко), проникшего во все театры и на все городские афиши. Впрочем, Романа Петровича еще ждет счастливый билет. В мир театра его вернет порноиндустрия, где неожиданно пригодятся и его глубина (синопсис фильма не без сарказма подсказывает, что Р. П. — самый глубокий человек на Земле), и его медлительность.

«Глубже!» — по-настоящему смешная комедия, которая имеет шансы понравиться всем. Изрядное количество баллов ей прибавляет Александр Паль — тот самый непонятый художник, вдруг получивший шанс на новую жизнь в искусстве.

Фильм «Глубже!»
Фильм «Глубже!»

«Город уснул»

Режиссер Мария Игнатенко
Специальный показ в летнем кинотеатре музея «Гараж» 23 сентября

Люди спят и спят машины, замерли разговоры, дела и планы, остановилась жизнь. И только механик Виктор, сошедший на берег с рассекающего мрачные воды судна, продолжает свой путь в попытках соединить причины и следствия, разобраться в обстоятельствах, найти виновных.

Полнометражный дебют выпускницы Московской школы нового кино Марии Игнатенко начинается с пугающей своей точностью сцены в зале суда, чтобы после погрузиться — словно в бессознательный сон — в метафоры и образы, где предметности уже не найти. Это засыпанное снегом пространство полутонов, нечеткое и неуютное, по которому бредет в одиночку Виктор. Его играет солист группы «OQJAV» Вадик Королев. Для него «Кинотавр» вообще стал территорией нового опыта и своеобразных параллелей. «Город уснул» — не единственный фильм с участием музыканта. Главная роль у него и в другом сюжете — «Человеке из Подольска» Семена Серзина. Обе работы были показаны в один день, обе заканчиваются композициями OQJAV и предлагают увидеть, каким разным может быть молодое независимое кино.

«Конференция»

Режиссер Иван И. Твердовский
Специальный показ в летнем кинотеатре музея «Гараж» 24 сентября

Соединяя документальные и художественные приемы, Иван И. Твердовский рассказывает о теракте, произошедшем в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года. Когда-то «Норд-Ост» ассоциировался с мюзиклом, а значит, со сценой, музыкой, танцами и песнями, но вот уже 18 лет как стал синонимом трагедии четырех страшных октябрьских дней. Наталья Павленкова (иначе как музой актрису, появляющуюся практически в каждом фильме режиссера, не назвать) превращается в матушку Наталью, приехавшую в Москву из тихого монастыря. Она сидит в приемной директора того самого ДК, по-прежнему функционирующего, и просит разрешить провести в зале поминальный вечер жертв трагедии. Деньги за аренду — есть, благословение от батюшки — тоже, осталось только заполнить документы. По ним мероприятие непременно должно проходить как «конференция», никаких вечеров памяти.

Сценарий (за него Твердовский получил в Сочи приз с формулировкой «за уникальный способ рассказа, граничащий с психотерапией») соединяет историю Натальи и монологи заложников. Здесь как раз и происходит переплетение художественного и документального. Наталью ненавидит дочь (нам еще предстоит узнать почему), криками и чуть ли не пинками отвечающая на приглашение присоединиться к событию, но свой вечер она проведет во что бы то ни стало, даже если для этого придется забаррикадироваться в зале. «Мы не должны забывать, мы обязаны помнить», — то и дело будет повторять женщина, почти полностью скрытая под черной рясой. Воспоминания заложников реальны, из них и плетется хроника трагических событий, которую так рвется восстановить в своей и нашей памяти Наталья. Играют заложников артисты, среди которых появляются Филипп Авдеев и Роман Шмаков —действительные свидетели «Норд-Оста», артисты детской труппы мюзикла. Сюжет во главе с ненасытной матушкой требует их вспоминать все больше и больше, а потом и вовсе снова запирает в том самом зале.

«Маша»

Режиссер Анастасия Пальчикова
Дата начала проката неизвестна

Маша — обычная девчонка, которая радуется новым джинсам и расстраивается, когда мальчик из школы не замечает ее тихого «Привет!». Вот только вряд ли какая-то другая девочка города на «ты» с местными авторитетами и привыкла к их непременному обществу. Маша — племянница Крестного, главного по разборкам, а значит, и по хрупкому балансу миру, который зависит от исхода стрелок между криминальными группировками. Как нетрудно догадаться, на дворе — девяностые, а с ними и приметы времени во всей своей красе. История одного взросления на фоне целой эпохи, в которой первый поцелуй впечатляет героиню больше, чем извечные и привычные, что уж там, звуки автоматных очередей, — вот что такое «Маша» режиссера Анастасии Пальчиковой, забравшая приз за лучший дебют.

Кадр из фильма «Маша»
Кадр из фильма «Маша»

«Пугало»

Режиссер Дмитрий Давыдов
Специальные показы в летнем кинотеатре музея «Гараж» 22 сентября

Отшельница-шаманка в истрепанных валенках и дырявом тулупе бродит по улицам деревни, гонимая всеми и отовсюду. Люди ее не понимают, а оттого боятся. Издавая глухие гортанные звуки и смотря исподлобья, будто зверь, она способна лечить недуги, чему поселок верить не хочет, но все-таки пользуется. В случаях, когда молоденькая врач бессильно пожимает плечами, дикарка вытягивает из тела очередного своего пациента болезнь, чтобы после упиться водкой и забыться хотя бы на время.

В конкурсе «Кинотавра» якутское кино оказалось впервые, но впечатление произвело сразу. По словам председателя жюри Бориса Хлебникова, решение объявить «Пугало» лучшим фильмом было принято единогласно, как и желание наградить Валентину Романову-Чыскыырай призом за лучшую женскую роль.

«Скажи ей»

Режиссер Александр Молочников
Дата начала проката неизвестна

Новая режиссерская работа Александра Молочникова предлагает понаблюдать за одной петербургской семьей. 11-летний Саша (Кай Гетц) сходу заявляет, что не помнит, когда у родителей все было в порядке, зато отлично знает, в какой момент все пошло наперекосяк. Папа (Артем Быстров) — импульсивный учитель математики, любитель кассет и русского рока. Мама (Светлана Ходченкова) — свободно болтающая по-английски красотка, которая бесится, когда ей напоминают, что кофе не «оно», а «он». Скандалы в итоге заканчиваются разводом и распределением проводимых с сыном дней, но стоит лишь новому быту наладиться, как снова все летит (стремительно и с криками) под откос. На этот раз из-за новости об отъезде в Америку.

«Скажи ей» вполне достоин того, чтобы стать зрительским хитом: тут и понятная всем история, и щепотка иронии, и открыточные виды Петербурга, помноженные на выдающуюся актерскую игру Ходченковой, Быстрова, Розановой, Серебрякова и маленького Кая Гетца.

«Человек из Подольска»

Режиссер Семен Серзин
Дата начала проката неизвестна

«Голос ЮАО, голос ЮАО, голос ЮАО», — произносят нараспев и с выражением сидящий за барабанной установкой полицейский и задержанный Николай Степанович Фролов, с которого только что сняли наручники. Дело происходит в полицейском участке, а гордое имя «Голоса ЮАО» носит районная газета, в которой трудится редактором 35-летний мужчина. Каждый день он добирается на работу из Подольска, наблюдая серые лица и серые пейзажи, сливающиеся в череду серых же будней. Полицейские (включая сыгранную Викторией Исаковой госпожу Марину с розовыми нарощенными ногтями) негодуют: мол, как же так, а как же великолепные виды, огни и краски города? Николай Степанович отчаивается все больше: чего от него хотят, он не понимает, зачем требуют восхищаться красотой Подольска, не догадывается.

«Человек из Подольска» — абсурдистская пьеса драматурга Дмитрия Данилова, выбранная театральным постановщиком и актером Семеном Серзиным (он же скоро появится на экранах в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе») в качестве материала для собственного режиссерского кинодебюта. Выбор этот не просто удачный и гомерически смешной, но еще и точно попадающий в наше время.

Кадр из фильма «Человек из Подольска»
Кадр из фильма «Человек из Подольска»

Сезон воительниц и Джеймсов Бондов: 15 самых ожидаемых фильмов осени.