Стиль
Впечатления Большой театр откроет новый сезон программой одноактных балетов
Стиль
Впечатления Большой театр откроет новый сезон программой одноактных балетов
Партнерский материал

Большой театр откроет новый сезон программой одноактных балетов

Фото: Simon Stacpoole/Offside/Getty Images
Поговорив с руководителем балета Большого театра Махаром Вазиевым, «РБК Стиль» узнал, с чего 10 сентября начнется новый 245-й сезон и каким образом в постановке «Четыре персонажа в поисках сюжета» поучаствовал Олег Дерипаска.

Театральная жизнь Москвы постепенно восстанавливается, и уже сейчас понятно, что новый сезон во многом пройдет под знаком художественного осмысления пандемии, ее экзистенциальных и социальных последствий. Внеплановая балетная премьера «Четыре персонажа в поисках сюжета», которой откроется 245-й сезон Большого театра, тому подтверждение. Спектакли пройдут 10, 11 и 13 сентября на Новой сцене.

Эта программа одноактных балетов объединяет работы молодых зарубежных хореографов: «Девятый вал» Брайана Ариеса, «Всего лишь» (Just) Симоне Валастро, Fading («Угасание») Димо Милева и Silentium («Тишина») Мартина Шекса. Уже по названиям считывается основная мысль этих разных по стилистике, но связанных в единое высказывание спектаклей: за катаклизмом, накрывающим волной перемен и неизвестности, неизменно следует отдохновение, новое понимание себя, жизни и мира. Или сам новый мир? Что на самом деле меняется — действительность или наше восприятие? Наши жизни и личности — это истории, которые мы рассказываем себе и другим. Персонажи ищут сюжеты самовоплощения — или развоплощения.

Никита Капустин и Ксения Жиганшина во время репетиции балета Симоне Валастро «Всего лишь» (Just)

И для того, чтобы найти эти сюжеты, им нужно отсечь все лишнее, оказаться в пространстве, свободном от заранее сформированных идей и представлений. Отсюда камерность новой постановки: здесь нет ни большого кордебалета, ни масштабных декораций, — а также выбор музыки. Так, балет «Всего лишь» поставлен на минималистичную музыку Дэвида Лэнга — ту самую, из «Великой красоты» Паоло Соррентино. Fading на музыку Энрике Гранадоса исполняется под рояль, что создает ощущение интимного разговора. Томительная и тягучая Silentium Арво Пярта погружает во внутреннюю тишину, позволяющую услышать истину. Три из четырех балетов длятся примерно по 15 минут. Исключение составляет открывающий программу часовой «Девятый вал» Брайана Ариеса с участием 40 артистов — эпическая картина неподвластной человеку катастрофы на музыку Глинки и Римского-Корсакова.

«Четыре персонажа в поисках сюжета» — проект намеренно эклектичный: Махар Вазиев выбрал хореографов несхожих стилистических почерков, выходцев из разных национальных балетных школ. Итальянец Симоне Валастро — выпускник академии Ла Скала, болгарин Димо Миле — балетной школы Софии. Француз Мартин Шекс окончил школу балета Парижской национальной оперы, а пуэрториканец Брайан Ариес художественно сформировался в Школе исполнительских искусств La Guardia в Нью-Йорке.

Светлана Захарова
Светлана Захарова

Особенно стоит отметить исполнительский состав постановки, в которой заняты ведущие артисты Большого театра. На сцену выйдут Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин, Денис Савин, Давид Мотта Соарес и другие.

О том, как родилась идея проекта, рассказал руководитель балета Большого театра Махар Вазиев: «Весной 2020 года, как раз в разгар пандемии, я говорил с Олегом Дерипаска. И родилось предложение. Кстати, свое предложение Олег подкрепил материально, как в той культовой фразе из фильма "Москва слезам не верит": "Не учите меня жить, лучше помогите материально"».