Стиль
Впечатления «Великая пустота», «Пигмалион» и Матисс: куда пойти в посткарантинной Москве
Стиль
Впечатления «Великая пустота», «Пигмалион» и Матисс: куда пойти в посткарантинной Москве
Впечатления

«Великая пустота», «Пигмалион» и Матисс: куда пойти в посткарантинной Москве

«Великая пустота», «Пигмалион» и Матисс: куда пойти в Москве
Культурная жизнь возвращается к своим привычным (насколько это возможно) форматам, а вместе с ней — и наша традиционная афиша, которая продолжит пополняться весь месяц.

Символы Олимпиады. К 40-летию Олимпийских игр в Москве

Музей Москвы
До 30 августа

40 лет назад, в июле 1980 года, Москва жила Олимпиадой. Представить, как это было и что чувствовали жители города, мы можем, вспомнив недавний Чемпионат мира по футболу, превративший Москву в пусть временный, но полномасштабный фестиваль чудес. По случаю юбилея Олимпийских игр Музей Москвы предлагает рассмотреть ее атрибуты, давно ставшие символами времени. Тот самый мишка (а также его биография), факел, флаг, а еще — десятки ярких плакатов. Кстати, музей не только открыл выставку, но попросил московских музыкантов записать собственные версии «олимпийских» композиций, так что теперь услышать «До свидания, Москва», «Олимпиаду» и другие песни можно в исполнении солистки СБПЧ Жени Борзых, Poko Cox, Евгения Горбунова, Виктора Глазунова и Димы Мидборна.

Фото: instagram.com/mosmuseum/

«В.Е.Р.А.»

Центр Вознесенского
26 и 27 июля

В названии поэтического вербатима Мастерской Брусникина зашифрованы фамилии главных героев эпохи, о которой в нем идет речь. В — Андрей Вознесенский, Е — Евгений Евтушенко, Р — Роберт Рождественский, А — Белла Ахмадулина. Вот она, «В.Е.Р.А.». Какими были их оттепельные годы, какие приметы времени окружали поэтов и их сочинения — это и выясняют «брусникинцы». Июльские показы — последние перед закрытием камерного и проникновенного спектакля, после которого больше всего хочется усесться на лавочку с томиком сочинений одного из героев.

Фото: пресс-служба

Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов

Третьяковская галерея
До 15 ноября

Третьяковская галерея, предлагая погрузиться в миры художников через их графику, продолжает открывать свои запасники. На этот раз рассмотреть все детали можно в работах Репина, Васнецова, Ге, Серова, Врубеля и Борисова-Мусатова, выразительных ничуть не меньше их живописи.

Илья Репин, «Голова девушки. Портрет Софьи Васильевны Сазоновой, рожд. Репиной (1979—1950)», 1900
Илья Репин, «Голова девушки. Портрет Софьи Васильевны Сазоновой, рожд. Репиной (1979—1950)», 1900

Мечты коллекционера. Wish list Максима Боксера

Фонд In Artibus
До 4 октября

Экспозиция собрания Максима Боксера — больше, чем демонстрация частной коллекции, потому что в залах фонда мечты, пусть и на время, становятся реальностью и обретают формы произведений, о которых коллекционер мечтал, но так и не заполучил. Это работы Альбера Марке, Дмитрия Гутова, Михаила Врубеля, которые вступают в диалог с полотнами французских фовистов, Серебряковой, Ларионова, Гончаровой, Бакста и многих, многих других.

Морис де Вламинк, «Порт Онфлера», 1920-е
Морис де Вламинк, «Порт Онфлера», 1920-е

Алимпиев — Пахом

Галерея Ovcharenko
До 2 августа

Еще один разговор образов формулирует галерея Ovcharenko, где графика Виктора Алимпиева находит ответ в работах Пахома. Живущие «здесь и сейчас» художники друг на друга совсем не похожи, тем интереснее прослеживать логику интерпретаций, для которых Пахом выбирает яркий и хорошо знакомый (спасибо венскому акционизму) материал — свиную кровь.

Фото: ovcharenko.art

«Ненавсегда. 1968–1985»

Новая Третьяковка
До 11 октября

Третьяковская галерея продолжает исследовать послевоенное советское искусство, на этот раз обращаясь к эпохе застоя и характерным для нее темам. Среди них, например, попытка побега от действительности. Она в работах художников принимала самые разные формы, которые и можно изучить на экспозиции, чье название напоминает: что бы ни было, это временно, это — «ненавсегда».

Татьяна Яблонская, «Вечер. Старая Флоренция», 1973

Татьяна Яблонская, «Вечер. Старая Флоренция», 1973

«Пигмалион»

Мобильный художественный театр

Мобильный художественный театр возвращается на улицы города не без туза — то есть очередной премьеры — в рукаве. «Пигмалион» отзывается узнаванием не только классического сюжета, но и реалий сегодняшнего дня. Держа путь от Пушкинской площади к Большому театру, вам предстоит разобраться в будничных перипетиях отставного чиновника, его приятеля банкира и Элизы Дулиттл нашего времени — популярной инстаграм-дивы, чья речь понятностью для мужчин в костюмах не отличается. Метко подмеченные детали и легкий сарказм давно стали частью фирменного стиля Михаила Зыгаря, написавшего пьесу в соавторстве со стендап-комиком Александром Незлобиным.

Фото: instagram.com/mobile.theater/

Поездка в Переделкино

Поскольку оживать начинают не только городские культурные институции, но и загородные дома-музеи, самое время вспомнить, что на улице лето и поездку в один из таких легко совместить с пикником на берегу реки или прогулкой. Отправиться можно в Переделкино, где, к примеру, дом-музей Пастернака соседствует с домом-музеем Чуковского, музеем Окуджавы и музеем-галереей Евтушенко. И хоть на этих уютных переделкинских дачах рады всем гостям, перед поездкой нужно не забыть позвонить или написать в музей и записаться, таковы уж вынужденные меры в наши эпидемиологически смутные дни.

Дом-музей Пастернака
Дом-музей Пастернака

«Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Новая Третьяковка
До 13 сентября

Забыть хотя бы на время о наших странных буднях и вспомнить о сказках можно в Новой Третьяковке, где ждут раскидистые дубы, золотые рыбки и притомившиеся медведи. Сказочный дух вырывается с полотен прямо в залы, а каждый оказавшийся здесь может выстроить свой собственный маршрут по любимым фольклорным сюжетам.

Фото: instagram.com/tretyakov_gallery/

Музей современного искусства «Гараж»

Уже открыт

Летом местом притяжения неизменно становится не только сам музей, но и летняя веранда его кафе, где есть и тень, и солнце, а в этом году еще и возможность соблюдать ту самую социальную дистанцию в 1,5 метра, о которой всем хочется поскорее забыть. Что касается экспозиций — а на них точно захочется заглянуть перед тем, как усесться за столик, — то музей продлил работу выставок, ждавших своих зрителей во время карантина. Произведения подпольных советских художников ждут на выставке «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985», возможность разобраться в устройстве модных универмагов — часть плана, которому следует экспозиция Atelier E.B «Прохожий», а «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» и вовсе погрузит в мир мистических практик.

Выставка «Мы храним наши белые сны»
Выставка «Мы храним наши белые сны»

MMOMA 99/19

Московский музей современного искусства (Петровка, 25)
До 13 сентября

Московский музей современного искусства планировал отмечать свое 20-летие до мая, но решил продлить праздник до сентября, и приглашен на него каждый из нас. Другими словами, это значит, что юбилейная выставка, занявшая собой весь особняк на Петровке, снова открыта. Ее кураторами выступили, к примеру, Алена Долецкая, Диана Вишнёва, Федор Конюхов, Алиса Хазанова, Кирилл Серебренников, Илья Лагутенко и Владимир Мухин, собравшие свои проекты на заданные темы (у Серебренникова, например, это театр, у Лагутенко — музыка, у Вишнёвой — танец) из произведений, находящихся в коллекции ММОМА.

«От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

ГМИИ имени А. С. Пушкина
10 июля — 1 ноября

Желание прогуляться по залам Пушкинского не раз за последние месяцы звучало в мыслях и фейсбуках самоизолировавшихся. И вот 10 июля музей наконец-то открывает свои двери не виртуально, а вполне себе по-настоящему. И хоть повод, чтобы отправиться на Волхонку, не нужен вовсе, обратить внимание стоит на премьеру — выставку «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина», собравшую все многообразие графических школ и направлений. Произведения Рембрандта и Рубенса, Дега и Ренуара, Кандинского и Пикассо, Шагала и Малевича вступают в диалоги прямо на наших глазах, открывая новые стороны в искусстве рисунка.

Альбрехт Дюрер. Танцующие и музицирующие путти с античным «трофеем». 1495. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Альбрехт Дюрер. Танцующие и музицирующие путти с античным «трофеем». 1495. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Великая пустота

Музей Москвы
17 июля — 23 августа

Гордость российской фотожурналистики и лауреат Пулитцеровской премии Сергей Пономарев — чуткий и внимательный наблюдатель. На этот раз в центре его внимания оказалась пустая Москва, с улиц которой пропали люди, машины, шум и суета. Эти черно-белые кадры — еще одно свидетельство странной весны 2020 года. Вот над безлюдной Красной площадью гудят военные вертолеты, а вот памятник Пушкину наблюдает за вверенной ему площадью и той самой великой пустотой, вынесенной в название экспозиции.

Фото: instagram.com/mosmuseum/