Стиль
Впечатления TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Разбираемся, как развивалась соцсеть
Стиль
Впечатления TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Разбираемся, как развивалась соцсеть
Впечатления

TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Разбираемся, как развивалась соцсеть

На коллаже — Чжан Имин и Тим Кук
На коллаже — Чжан Имин и Тим Кук
TikTok впервые вошел в ежегодный рейтинг мировых брендов BrandZ и сразу — на 79 место со стоимостью компании в $17 млрд. Uber сместился на 85 строчку, а Pepsi — в замыкающие. Кратко рассказываем о стремительном взлете и продолжающемся наборе высоты.
TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети

2014

История TikTok начинается с его первого родителя — приложения Musical.ly, придуманного китайскими предпринимателями Алексом Чжу (на фото ниже) и Луисом Янгом. Сначала пользователям предлагался контент в формате инфотеймент — пятиминутные научно-популярные ролики. Однако поскольку подобных видео много на YouTube, компаньоны отказались от приставки «инфо» и сделали приложение сугубо развлекательным: теперь в нем предлагалось смотреть и самим снимать забавные ролики. Шалость удалась: в Musical.ly хлынули блогеры и знаменитости.

К 2016 году сервисом будут пользоваться более 100 млн человек по всему миру. Главный конкурент и некогда монополист коротких развлекательных роликов — Vine — сдастся без боя и закроется в январе 2017 года.

TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети
TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети

2016

Параллельно Чжу и Янгу в Китае заявляет о себе не менее смышленый и талантливый стартапер Чжан Иминг. Его компания Bytedance заточена на работу с искусственным интеллектом и выпуск продуктов для внутреннего рынка. К 2016 году в активах Иминга значатся новостной портал Toutiao, составляющий ленту исходя из интересов пользователя, и хостинг Douyin с короткими роликами и опциями наложения музыки, текста и визуальных эффектов. Douyin быстро наводняется китайскими звездами и локальными мемами. Аппетиты Иминга усиливаются прямо пропорционально счетчику регистрирующихся пользователей, число которых быстро превышает 600 млн, — Bytedance выходит на мировой рынок.

TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети

2017–2018

В мире Douyin представляется как TikTok и под этим же названием сливается с хорошо всем знакомым Musical.ly. Де-юре Bytedance покупает приложение за $800 млн, поскольку объединение платформ противоречит законам страны с ограниченным интернетом. В августе 2018-го TikTok выглядит многообещающе: им пользуются около 600 млн новых пользователей, а вместе с китайцами — 1,2 млрд (в 2020 году — 2 млрд). Тогда же появляются первые тренды и челленджи: переодевание девочек в мальчиков, танец инопланетянина (помимо прочих обязательных и само собой разумеющихся танцев), #lipchallenge (нужно распределить помаду по губам без помощи рук). Музыкальное сопровождение — общепризнанные хиты типа «This Is America», «Skibidi» и хиты локальные.

TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети
TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети

2019

Соцсеть заявляет о себе громогласно. Во-первых, с активной аудиторией в 8 млн пользователей (в 2020 — 18 млн) занимает восьмое место по популярности среди приложений в России.

Во-вторых, монетизируется: бигбренды типа Pepsi Co и Сбербанка заходят с хештег-челленджами (например, с одноименным треком #перевединасбер), а Fanta для челленджа #онавыпьеттебя разрабатывает маску Fanta Dark, которую, помимо прочих, поддерживают блогеры Катя Адушкина и Влад Бумага. Примерные расценки в TikTok на тот момент — от $43 тыс. за челлендж (в стоимость входят брендированный баннер при запуске приложения, отдельный профиль во вкладке «Интересное» с условиями челленджа и «посев» у блогеров) и от $15 тыс. отдельно за AR-маску.

В-третьих, в сентябре TikTok открывает офис в России.

В-четвертых, соседи не на шутку суетятся: например, «ВКонтакте», умело создающая аналоги чего только не (от сторис до дейтинг-приложения), объявляет о запуске собственного приложения с популярными видео (сейчас оно активно функционирует во вкладке «Клипы»). Той же амбицией делится Марк Цукерберг.

В-пятых, TikTok обеспечивает оглушительную популярность не только своим непосредственным обитателям (в 2019-м бал правит Дина Саева с невиданными 5 млн подписчиков и доходом под 1 млн руб.), но и музыкантам. Например, именно в TikTok нашли аудиторию Gayazovs Brothers с «Увезите меня на дип-хаус» (не говорите, что не слышали «Вы меня все [достали], я хочу на Бали») и казахский рэпер The Limba, чей трек «Смузи» использовали в клипах почти 1,5 млн раз.

TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети
TikTok вошел в топ-100 дорогих брендов. Вспоминаем историю соцсети

2020

Главное для TikTok не приход фэшн-гигантов Dolce & Gabbana и Gucci, не смелое видеоприглашение на выставку «Беларусь — открытая книга» от министра информации Александра Карлюкевича и даже не Яна Рудковская с семьей, а возникновение в России TikTok-домов — лейблов с топовыми тиктокерами и налетом реалити-шоу: блогеры действительно живут и снимают контент в доме или квартире и, помимо личных аккаунтов, продвигают аккаунт дома. Самые популярные на данный момент — Dream Team House (4,5 млн подписчиков, 195,5 млн лайков), Just Team House (1,4 млн подписчиков, 62,2 млн лайков), филиал самого известного TikTok-дома, базирующегося в Лос-Анджелесе, — Hype House Rus (1,8 млн подписчиков, 39,5 млн лайков) и Xoteam (2,2 млн подписчиков, 91,3 млн лайков).

TikTok недели: переодевания под стихи Бориса Рыжего.