Искусство из капусты: японский художник делает скульптуры из овощей
![Косен Оцубо, «Смерть редиса», 1994](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/40/755895498873408.jpg)
В конце апреля издание The New York Times выпустило профайл на 80-летнего художника из города Токородзава, сумевшего развить традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах до уровня зрелищных, широко экспонируемых арт-объектов и скульптур.
Косен Оцубо рассказал, что восстал против закостеневших правил и шаблонов создания композиций еще во время учебы в школе икебаны Ryūsei-ha. Там обучали классической «трехветочной композиции», в которой стебельки олицетворяли рай, землю и человека. Кроме того, было принято работать только с дорогими и априори привлекательными растениями вроде ириса, лилии, сливовых и сосновых веток.
«Есть стереотип, что произведение искусства может получиться только из отборных, дорогих веток. Якобы если у вас нет денег, то вы не сотворите ничего стоящего», — усмехается Оцубо. Он пошел путем наибольшего сопротивления: переключился с лилий и ирисов на банальные, повсеместные овощи, изначально не предназначенные для духовной пищи и быстро гниющие (что, впрочем, по словам мастера, добавляет им художественного смысла и отвечает двум основным заповедям икебаны — отображать непостоянство красоты и демонстрировать красоту, которая могла остаться незамеченной).
![«Волны китайской капусты», 1992](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/16/755895501003169.jpg)
![«Рок-н-ролльная картошка», 2004](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/88/755895501004889.jpg)
![«Дождливая леди гуд-бай», работа из кливии, 1993](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/90/755895501004902.jpg)
![«Лавина белокопытника», 1994](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/21/755895501004219.jpg)
![Скульптура из красного перца ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/98/755895501004983.jpg)
Одной из первых громких работ Оцубо стала «Вот как я принимаю ванну» («I Am Taking a Bath Like This») 1984 года, где он сфотографировался в ванной, наполненной как раз ирисом. Затем художник переключился на капусту: увидел, как жена готовит голубцы, и соорудил скульптуру в форме лопаты из вареной капусты. После Оцубо было уже не остановить — в ход пошли дайкон, арбузы, бамбук, яйца.
![«Вот как я принимаю ванну», 1984](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/94/755895495982940.jpg)
Сейчас почтенный творец выставляется в гонконгской Empty Gallery, преподает и негодует, что некоторые студенты идут по проторенному классическому пути искусства икебаны. Сам Оцубо с годами не лишился озорства и признался, что планирует в скором времени сделать композицию из банана — прямо по стопам Маурицио Каттелана.