Скандалы, столкновения: как завершился Берлинале
Десятидневный киномарафон Берлинале, реформированный новым директором Карло Шатрианом, который до этого шесть лет возглавлял смотр в Локарно, сопровождался хайпом, доселе невиданным в берлинской киносреде. Причина в программе, подобранной Шатрианом если не с расчетом на повышенное внимание к фестивалю, то точно с умыслом. Тематика художественных произведений варьировалась от угнетений отдельных социальных групп и воспоминаний об ужасах войны и тоталитаризма до воспевания человеческого благородства, которое должно звучать гордо в периоды всепоглощающего отчаяния.
С появлением в программе фестиваля двух фильмов из мегаломанского долгостроя Ильи Хржановского «Дау», который больше 15 лет тянет за собой слухи, склоки и тайны, шепоты перешли в крики и протесты. Во время церемонии награждения неподалеку от Дворца Берлинале прошла демонстрация против «Дау», почти синхронизированная с общественными беспорядками в Париже, прошедшими в день вручения премии «Сезар» режиссеру Роману Полански.
Другое «остросюжетное» нововведение Берлинале — конкурсный блок Encounters или «Столкновения», аналог каннскому «Особому взгляду». Сюда попали самые смелые проекты инди-режиссеров, которые, по мнению Шатриана, «представляют жизнеспособность кинематографа в разнообразных формах» и «формируют мир, а не воспроизводят его».
Лучшим фильмом «Столкновений» жюри признало ленту С. В. Винтера и Андерса Эдстрема «Работа и дни (Таеко Сиодзири в бассейне Сиотани)». Титул лучшего режиссера получил румынский постановщик Кристи Пую за «Мальмкрог» — экранизацию эссе русского философа Владимира Соловьева. Специальный приз жюри достался Сандре Волльнер и ее футуристической драме «Проблемы с рождением». Награду за лучший документальный фильм получил камбоджийский режиссер Рити Панх, который собрал архивные кадры войн XX века в ленту «Облученные» и усилил их полиэкранным методом.
В основной конкурсной программе были представлены 18 картин от кинематографистов из Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Ирана, Италии, Камбоджи, Мексики, Нидерландов, России, США, Тайваня, Украины, Франции, Чехии, Швейцарии, Южной Кореи.
Специальный «Серебряный медведь», приуроченный к 70-летию Берлинале (бывшая премия Альфреда Бауэра) достался сатире «Удалить историю» Бенуа Делепина и Густава Керверна. Приз за «Выдающийся художественный вклад» получил оператор Юрген Юргес, работавший над фильмом «Дау. Наташа». Это первая награда в карьере Юргеса, известного сотрудничеством с Вимом Вендерсом, Райнером Вернером Фассбиндером и Михаэлем Ханеке.
Приз за лучший сценарий достался фильму «Плохие сказки» братьев Дамиано и Фабио Д'Инноченцо. Лучшим актером признали Элио Джермано ( «Скрывающиеся», Джорджо Диритти). Лучшая актриса — Паула Бер ( «Ундина», Кристиан Петцольд). Мастерство корейского режиссера Хона Сан-су отметили «Серебряным медведем» за картину «Женщина, которая убежала». Гран-при фестиваля получила лента Элайзы Хиттман «Никогда редко иногда всегда».
«Золотого медведя» вручили иранской съемочной группе фильма «Зла не существует». Режиссер Мохаммад Расулоф не смог лично присутствовать на церемонии: ему запрещено выезжать из страны с 2010 года. Его фильмы получают высокие оценки на европейских кинофестивалях: в 2011-м в Каннах лента «Прощай» получила приз за режиссуру, в 2013-м фильм «Рукописи не горят» удостоилась Приза ФИПРЕССИ , а в 2017-м фильм «Неподкупный» взял главный приз программы «Особый взгляд».
Список обладателей главных наград 70-го Берлинале можно посмотреть на сайте фестиваля.