Стиль
Впечатления Мутный Материк: как выглядит самое веселое село России
Стиль
Впечатления Мутный Материк: как выглядит самое веселое село России
Впечатления

Мутный Материк: как выглядит самое веселое село России

Фото: Тимур Юсупов
В конце 2019-го россияне выбрали населенный пункт с самым веселым названием. В конкурсе сервиса путешествий «Туту.ру» победило село Мутный Материк из Коми. Тревел-журналист Тимур Юсупов попытался добраться до новой туристической точки.

Идеи для поездок по стране — в проекте «РБК Стиль» «100 путешествий по России»

Самый простой и логичный способ добраться до Мутного Материка — сесть на самолет из Москвы в Усинск, а оттуда преодолеть еще 100–200 км на перекладных. Несмотря на то что село входит в состав городского округа «Усинск», просто прыгнуть в машину и доехать не получится.

Автомобильное сообщение есть только в холодное время года. За 5–6 часов по зимнику до села Мутный Материк можно доехать на вахтовке — гибриде автобуса и очень проходимого грузовика. Такие грузовики — главный общественный транспорт в этих краях зимой. Летом до города можно доплыть по реке (тут даже ходят специальные пассажирские суда), а в распутицу единственный транспорт — вертолет. Он прилетает сюда раз-два в неделю, а места на него принято бронировать заранее.

Вездеходы «Зырянин» в лесу
Вездеходы «Зырянин» в лесу

Но мы не из простых, так что начинаем свой путь в Сыктывкаре и не спеша двигаемся в сторону самого веселого села, параллельно изучая другие достопримечательности и любопытные места республики.

Сыктывкар

Если бы похитители накинули мне на голову черный мешок, увезли в Сыктывкар, а потом передумали просить выкуп и отпустили, я бы подумал, что нахожусь где-то в Центральной полосе. Аномально теплая зима добавляет вопросов. Те же хрущевки и девятиэтажки, та же советская архитектура, тот же небольшой, но очень уютный аэропорт. По обеим сторонам идеально ровной центральной улицы Коммунистической типовая застройка, переходящая в свежевозведенные храмы и торговые центры, за остовами столетних деревянных домиков проглядывают махины панелек, из-за которых виднеется очередной храм.

Городская окраина
Городская окраина

Но есть в Сыктывкаре что-то неуловимое, что заставляет тебя полюбить этот город с первого дня. Может, прошлое — немного в этих местах городов, чья история насчитывает больше 100 лет. А Сыктывкару уже 240. В 1780 году тогда еще Усть-Сысольск стал уездным городом Вологодского наместничества по указу Екатерины II. Тогда же у города появился регулярный план, который мы видим и сегодня.

Сыктывкаром Усть-Сысольск стал в 1930 году. К 150-летию города советские власти решили присвоить ему название на языке коми: «Сыктыв» — имя Сысолы (реки, на которой стоит город), а «кар» — город.

Короткое знакомство с ним лучше всего начать от Сысолы, на берегу которой раскинулся парк Кирова. Если позволяет время, можно зайти в Национальную галерею и познакомиться с изобразительным искусством Коми. Или просто посмотреть на бывшее духовное училище — редкий образец каменного зодчества XIX века. Построенное к 1890 году здание после революции занял военный штаб, откуда координировались все красноармейские отряды Коми. Позже здесь размещался пединститут.

Национальная галерея
Национальная галерея

С пешеходной Кирова повернем на Коммунистическую, пронизывающую весь город насквозь и оканчивающуюся у здания железнодорожного вокзала. Основные точки интереса здесь — Национальный музей, где можно взглянуть на самую старую в мире лыжу, Центральная площадь, Театральная площадь, мемориал защитникам Родины, в народе отчего-то прозванный «Бабы жарят крокодила», и гостиница «Сыктывкар» с отличным рестораном на первом этаже. А еще именно в Сыктывкаре берет свое начало расползшаяся по всей стране «Додо Пицца». Первое заведение сети работает и сегодня, впрочем, пицца там вполне обычная.

Есть в окрестностях Сыктывкара еще пара мест, которым можно посвятить денек, но нам пора уезжать. Поезд до Усинска стартует около семи вечера и идет 17 часов.

Мемориал защитникам родины
Мемориал защитникам родины

Поезд

Основная часть моих попутчиков — московские журналисты и организаторы, сотрудники «Туту», которые везут в Мутный Материк кубок и дорожный знак, подтверждающий победу села. Кроме того, в вагоне едут несколько суровых мощных мужчин, которых я сразу отношу к вахтовикам — ну, а кому еще может прийти в голову ехать в Усинск, этот райцентр где-то на краю цивилизации. За 17 часов поезд делает 41 остановку. Названия станций вам вряд ли что-то скажут — Ярега, Керки, Вис, Рыбница, Сыня, Крепежная. Их внешний вид — тоже.

Закусочная на железнодорожном вокзале Усинска
Закусочная на железнодорожном вокзале Усинска

Выходим на очередном безымянном полустанке уже за полночь. Вдалеке ярким светом прожекторов освещает небо зона, чуть поближе и в стороне — несколько домов населенного пункта. По словам проводницы, зона здесь — градообразующее предприятие.

На станции со смешным названием Муська не выпускают — стоянка всего минуту, зато в Микуни стоим 45 минут — успеваем купить пятилитровую баклажку клюквы, за нее просят 800 руб.

Усинск

В понимании типичного москвича, Усинск — обычный райцентр. Только где еще вы видели райцентр, куда ежедневно прилетает прямой рейс из Москвы, а еще есть рейсы в Петербург и Сыктывкар? Где улицы к Новому году украшены понарядней, чем во многих областных центрах, а люди переезжают сюда не только из других городов Коми, но и из центральной России? Где каждая третья машина на улице «крузак» или еще какой-нибудь дорогой внедорожник, где вертолеты не экзотика, а вполне себе транспорт? Короче, Усинск — совсем необычный райцентр. Нефтяной столице Коми чуть больше 50 лет. Основанный в 1966 году поселок уже в 1984 году стал городом, а сегодня в Усинском районе сконцентрировано более 70% промышленности Коми. Здесь добывается около 60% всей нефти в республике. Именно поэтому Усинск один из немногих местных городов, население которого практически стабильно — оно колеблется в пределах 40–50 тыс. жителей.

Здание аэропорта
Здание аэропорта

Большая часть местных жителей и вахтовиков работают в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. С этими областями связаны и достопримечательности. Например, комар-нефтяник, обыгрывающий два главных стереотипа: комары в Усинске размером с собаку, а нефть добывают абсолютно все. Найти памятник можно недалеко от администрации. Впрочем, здесь все недалеко — пройти город насквозь можно минут за 15–20.

Другое любопытное место — Музей нефти, расположенный на территории одного из предприятий «Лукойла». Попасть внутрь можно только по предварительной записи, но это того стоит. Внутри много интерактивных экспонатов, связанных не только со славными, но и с темными страницами нашей истории. Достаточно большая часть экспозиции посвящена ГУЛАГу и организации нефтедобычи заключенными. В музее хранятся оригиналы расстрельных списков и других страшных документов.

Третья точка силы города — «Зырянин», или XPEN, суперпроходимый вездеход, придуманный и созданный в Усинске. Первые болотоходы XPEN (по инициалам авторов — Хазбулатов Раджаб и Евлампиев Николай) появились десять лет назад, а к 2017-му компания стала выпускать машины под более благозвучным названием «Зырянин» и сегодня производит до 20 автомобилей в год.

Основные заказчики — нефтяники, но поездка на таком вездеходе — это еще и отличное развлечение для туристов. Представьте: проехать на машине, колесо которой выше человеческого роста, по свежему двухметровому снегу, а в конце прямо с крыши вездехода нырнуть в сугроб. Ощущения останутся надолго, а фотографии гарантированно соберут все лайки Instagram. Формально никаких экскурсий для туристов у компании нет, но гостеприимные владельцы с удовольствием показывают свое творение всем желающим. Контакты можно найти на сайте.

Вид на Воскресенский собор 
Вид на Воскресенский собор 

На Материк

Мутный Материк, несмотря на удаленность, входит в состав городского округа «Усинск», так что устанавливать знак и вручать кубок победителя в село отправляемся вместе с главой города Николаем Такаевым и еще несколькими сопровождающими из администрации. Ехать на вахтовке не только сложно физически, но и опасно — из-за непогоды велик шанс застрять в Мутном Материке или в дороге на несколько дней, так что летим вертолетом.

В салоне темно и шумно, капитан корабля лично знакомит пассажиров с правилами полета и техникой безопасности. Снизу проплывают бесконечные заснеженные верхушки елок и, кажется, полная пустота. Но вот где-то вдали по зимнику едет одинокий ярко-оранжевый грузовик. И все — в ближайшие полчаса под нами ни одной живой души.

В Мутном Материке есть аэропорт. По крайней мере, так написано на небольшом покосившемся деревянном доме, рядом с которым садится наш вертолет. Делегацию встречают серьезно: несколько внедорожников и даже снегоход с санями-волокушами (этакая деревянная коробка с брошенным на дно покрывалом). В санях самых почетных гостей везет лично глава Мутного Материка Константин Захарович. По-северному суховатый мужчина в возрасте неразговорчив. От чиновничьего у него только должность и пиджак, который он не очень умело носит. Константин Захарович, или Захарыч, как его зовут местные, первым вызывается крепить знак на заранее подготовленном основании, а во время вручения в местном ДК смущается, как неопытный студент.

Фото: Тимур Юсупов

Кстати, про ДК. К приезду гостей тут собирается народ. Стендапер в возрасте Николай Филиппович шутит, что москвичей в этих местах не видел уже лет 30. На сцене один за другим появляются коллективы. Поют, танцуют и пляшут. Удивляешься, откуда в не самом большом селе (около 1000 жителей) столько талантов. Выясняется, что в художественной самодеятельности тут занят каждый пятый — различные кружки, секции, etc. посещают больше 200 человек.

Слово берет руководитель «Туту Агентства» Александр Гладилин. Видно, что ему такая аудитория непривычна, но сложностей с общим языком не возникает. Сначала Гладилин рассказывает о популяризации внутреннего туризма и истории конкурса (в этом году он проводился во второй раз, в 2018-м победа досталась пермским Чувакам), потом делится впечатлениями от местного сообщества, которое буквально в последний момент вырвало победу у Забайкальского Хохотуя. Сообщество эту часть речи встречает с наибольшим воодушевлением.

В финале голосования Мутный Материк набрал 28 тыс. голосов против 26 тыс. у Хохотуя, и это заслуга местных жителей. Если посмотреть комментарии под голосованием во «ВКонтакте», можно заметить сотни призывов голосовать за земляков.

Знак о присвоении Мутному Материку звания самого веселого населенного пункта
Знак о присвоении Мутному Материку звания самого веселого населенного пункта

После праздничного концерта местные жители и глава города остаются на небольшую сессию вопросов, а столичные журналисты разбредаются по селу.

Впечатления запущенности от Мутного Материка нет. Работает школа с небольшим краеведческим музеем, построен новый ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), у аккуратных домиков стоят снегоходы и большие внедорожники — самый актуальный транспорт в этих местах. У берега Печоры на зимнем приколе стоят несколько небольших кораблей, а по дорогам бегают жирные псы. Неровной походкой к ДК подходит еще один местный житель, назовем его Алексей. Он крепко жмет мне руку, но на вопрос о том, как обстоят дела в селе, ответить уже не может.

Большинство мужчин в селе занимаются оленеводством, так что значительную часть времени их в Мутном Материке не найти. Отдуваться приходится слабому полу. Интересуюсь, как тут вообще живется. Красивая женщина с младенцем на руках рассказывает, что главная проблема в Мутном Материке — недостаток квалифицированных кадров. Лично она совмещает пять должностей, и это не единственный пример.

Из ДК после встречи с главой Усинска выходит ее дочь. Вместе с мужем, мамой и ребенком они грузятся на снегоход и волокуши и уезжают домой.

Я тоже навязываюсь «Захарычу» в волокуши — вряд ли еще придется опробовать такой транспорт. Их главный минус — отсутствие подвески, каждый ухаб я ощущаю буквально задом. Остальные журналисты, сотрудники «Туту» и пилоты добираются до вертолета на машинах.

***

По пути в Усинск силюсь понять, что же такого веселого в названии Мутный Материк. Ответа не нахожу, зато точное знаю, что село, да и сам Усинск, при должных усилиях легко могли бы стать отличным туристическим направлением выходного дня. Покататься на волокушах и огромном болотоходе, познакомиться с историей русской нефти, вдоволь наесться северными деликатесами (морошка, брусника, оленина), нырнуть в прорубь после раскаленной бани, полетать на вертолете — концентрация экзотики тут зашкаливает. Думается, найти желающих нестандартно провести уик-энд труда не составит. Вот я бы, например, с удовольствием повторил.