Стиль
Впечатления 10 фильмов, которые раскритиковали на Западе, но полюбили в России
Стиль
Впечатления 10 фильмов, которые раскритиковали на Западе, но полюбили в России
Впечатления
10 фильмов, которые раскритиковали на Западе, но полюбили в России
© kinopoisk.ru
Зрительская любовь непостоянна, к тому же у нее есть национальная специфика. Тому подтверждение — эти фильмы, которые были холодно встречены на Западе, но стали блокбастерами в России.

«Фантомас» (1964), «Фантомас разбушевался» (1965), «Фантомас против Скотленд-Ярда» (1966)

Вышедшая на экраны в 1964–1967 годах трилогия французского режиссера Андре Юнебеля стала настоящим кинооткрытием. В Советском Союзе эти картины посмотрели больше 120 млн зрителей, в то время как на Западе к ним отнеслись намного сдержаннее. Если первый фильм трилогии в СССР увидели 45,5 млн человек, то во Франции всего 4,4 млн. Юмористические и при этом остросюжетные фильмы не вызвали большого ажиотажа в Европе. В СССР не только дети стали играть в «Фантомаса», но и взрослые, и их игры были далеки от безобидных розыгрышей. По стране прокатилась волна правонарушений, виновники которых оставляли на месте преступления записки с упоминаем Фантомаса, а в 1968 году в Ростове-на-Дону появилась банда Толстопятова, которую в народе быстро окрестили фантомасами из-за того, что преступники надевали капроновые маски.

Кадр из фильма «Фантомас»
© kinopoisk.ru

«Гудзонский ястреб» (1991)

В начале 90-х в России любой фильм с Брюсом Уиллисом в главной роли считался хорошим. Отечественный зритель еще не успел насытиться остросюжетными боевиками и детективными историями. В США картину приняли холодно. При бюджете $65 млн сборы едва превысили $17 млн. Провал можно объяснить неверной рекламной кампанией, в которой фильм позиционировался как боевик, а не комедия. К тому же Уиллис вносил существенные изменения в сценарий прямо во время работы на съемочной площадке. Итог — шесть номинаций и три победы на «Золотой малине».

Кадр из фильма «Гудзонский ястреб»
© kinopoisk.ru

«Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» (1991)

После фильма «9 ½ недель» (1985) в России начали следить за карьерой Микки Рурка. Поэтому вышедший в 1991 году фильм «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» стал в нашей стране популярным. Средний по западным меркам боевик у нас приняли очень хорошо. Главные герои, гордо носящие имена зарубежных брендов, стали своими, а цитаты из фильма ушли в народ. Однако на Западе фильм провалился в прокате. При бюджете $23 млн в США он собрал меньше $7,5 млн.

Кадр из фильма «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо»
© kinopoisk.ru

«Водный мир» (1995)

При бюджете $175 млн фильм «Водный мир» собрал в американском прокате меньше $90 млн. При этом на момент выхода картина была самой дорогой в истории, а работа звукорежиссера была удостоена номинации на «Оскар». Кассу подпортили пираты, выпустив копии с альтернативным финалом. Выход картины можно считать удачей, если принять во внимание отказ от работы режиссера Кевина Рейнольдса за месяц до окончания съемок. Несмотря на провал в американском прокате, в России фильм «Водный мир» был принят тепло. Его копии расходились на VHS-кассетах; российским зрителям история про героя-одиночку, бросившего вызов ОПГ «курильщиков», пришлась по душе.

Кадр из фильма «Водный мир»
© kinopoisk.ru

«Алая буква» (1995)

Трогательная история о большой запретной любви, снятая по одноименному роману Натаниэля Готорна, оказалась провальной. При бюджете $46 млн сборы в США составили всего $10 млн. Фильму не помогло ни то, что роман «Алая буква» считается классикой американской литературы, ни Деми Мур и Гари Олдман в главных ролях. Режиссер Роланд Жоффе после «Алой буквы» не снял ни одного успешного фильма, в основном работая над сериалами. Несмотря на провал на родине, в других странах, в том числе и в России, зрители высоко оценили картину. Рейтинг «18+», которым снабдили фильм прокатчики, только добавил ему привлекательности.

Кадр из фильма «Алая буква»
© kinopoisk.ru

«Кабельщик» (1996)

Комик Джим Керри проявил в этом фильме драматический талант, а сама картина год от года становится все более актуальна: в ней поднимается тема одиночества человека в мире технологий. В случае с «Кабельщиком» речь идет о телевидении, но в наши дни можно провести параллели с миром интернета и социальных сетей. В США фильм посчитали мрачным, американская касса принесла всего $60 млн при бюджете $47 млн, но в России кассеты с «Кабельщиком» передавали из рук в руки, по достоинству оценив работу, обогнавшую свое время.

Кадр из фильма «Кабельщик»
© kinopoisk.ru

«Бойцовский клуб» (1999)

Как бы странно это ни звучало сегодня, фильм Дэвида Финчера с треском провалился в американском прокате. При бюджете $63 млн в США картина собрала всего $37 млн. Если бы не сборы в Европе и России, а также выход на DVD, об этом фильме не говорили бы с придыханием ни рядовые зрители, ни ценители кино. В США картину встретили враждебно и обвиняли в пропаганде фашизма. Время расставило все по местам: фильм стал классикой кинематографа, а роли Эдварда Нортона и Брэда Питта — одними из лучших в их карьерах.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»
© kinopoisk.ru

«13-й воин» (1999)

Один из самых громких провалов в истории кино. Картина с бюджетом $160 млн собрала в американском прокате чуть больше $30 млн. Ей не помог ни Антонио Бандерас в главной роли, ни режиссерская работа Джона Мактирнана, до этого снявшего «Хищника» (1987) и «Крепкий орешек 3» (1995). История по роману фантаста Майкла Крайтона оказалась не интересна западному зрителю. В России фильм в жанре фэнтези и к тому же с Антонио Бандерасом в главной роли привлек публику в кинотеатры.

Кадр из фильма «13-й воин»
© kinopoisk.ru

«Осень в Нью-Йорке» (2000)

Одна из самых популярных мелодрам с Ричардом Гиром и Вайноной Райдер в главных ролях в США считается неудачной. Бюджет $65 млн окупился только наполовину, в 2001 году картина была номинирована на антипремию «Золотая малина». Сюжет предсказуем, но китайскому режиссеру Джоан Чэнь удалось создать атмосферный фильм, передающий дух осеннего Нью-Йорка. Несмотря на негативные отзывы западных критиков, российским зрителям картина понравилась.

Кадр из фильма «Осень в Нью-Йорке»
© kinopoisk.ru

«Александр» (2004)

Когда стала известна сюжетная канва фильма «Александр», в Греции началась кампания, критикующая картину за то, что образ Александра Македонского принижается откровенной демонстрацией бисексуальности главного героя. Кроме того, жанр работы — историческая драма — не укладывался в шаблон: от Оливера Стоуна ждали других фильмов. Режиссер, снискавший славу «Взводом» (1986) и «Прирожденными убийцами» (1994), не мог, по мнению критиков, снять достойную историческую драму.

Кадр из фильма «Александр»
© kinopoisk.ru

Тем не менее в российском прокате фильм собрал почти $8 млн, в то время как в США — меньше $35 млн (при бюджете в $155 млн).