Стиль
Впечатления Вторжение архитектуры: аэропорт Дасин и другие проекты Захи Хадид в Китае
Стиль
Впечатления Вторжение архитектуры: аэропорт Дасин и другие проекты Захи Хадид в Китае
Впечатления
Вторжение архитектуры: аэропорт Дасин и другие проекты Захи Хадид в Китае
© коллаж: Лера Сноз (@lerasnoz)
В Пекине открылся новый международный аэропорт Дасин, построенный по проекту архитектурного бюро Zaha Hadid Architects. Рассказываем, какие еще замыслы Захи Хадид реализовали в Китае.

Небоскреб Leeza SOHO

Эта достопримечательность начала тянуться к небесам в Пекине в 2015 году, после того как строительная компания SOHO China купила участок земли и права на конструкторский проект у Zaha Hadid Architects за $288 млн. «Пузатый» небоскреб высотой 207 метров окончательно избавится от строительных кранов и лесов осенью 2019-го. По некоторым данным, здание должно было принять первых арендаторов в сентябре.

Leeza SOHO станет одним из основных небоскребов делового центра Пекина, Lize Financial Business District. «Ваза» состоит из двух зданий, соединенных вместе самым высоким в мире атриумом (190 м) и искривленным стеклянным каркасом с пешеходными мостами, с которых открывается панорамный вид на город.

Торговым площадям в здании отданы щедрые 10 тыс. кв. м, автомобилям — 480 парковочных мест, велосипедам и электросамокатам — 2680 слотов.

Небоскреб Leeza SOHO стал третьим проектом Zaha Hadid Architects для SOHO China. В 2014 году открылись Galaxy SOHO — здание без единого угла площадью 330 тыс. кв. м, а также Wangjing SOHO — комплекс небоскребов, похожих на гладкие речные камни (или резвящихся в пруду карпов, по версии китайцев).

 

 

Аэропорт Дасин

Проект Дасина площадью 700 тыс. кв. м, напоминающего инопланетный космический корабль в форме морской звезды, Заха Хадид разработала в первой половине 2010-х в сотрудничестве с пекинским Институтом архитектурного дизайна. Строительство началось в 2014 году. Запуск всех терминалов аэропорта с пропускной способностью до 72 млн человек планируется к 2025 году.

Первый терминал стоимостью $63 млн, который может обслуживать до 45 млн пассажиров, открыли 25 сентября. В тот же день свою работу навсегда прекратил первый аэропорт Пекина — Наньюань, которому в 2019 году исполнилось 109 лет. Аэродром в основном использовался в военных целях, единственной гражданской авиакомпанией, которую он принимал, была China United Airlines. Терминал обслуживал всего 1,2 млн пассажиров в год. Теперь Наньюань станет музеем авиации. Пекинцы ценят аэропорт как историческую реликвию и артефакт китайского экономического чуда. «Здесь зародилась китайская мечта», — говорят они.

Дасин и Наньюань отличаются друг от друга — это невыразительная в очевидности правда. Новый хаб — звезда с шестью рукавами — не только технологическое и футуристическое чудо современного Пекина, но и концептуальный функциональный музей. Каждый из шести рукавов Дасина будет оформлен с оглядкой на традиционные культурные явления Китая: шелкографию, чай, сельское хозяйство, сады и фарфор. Все здание сконструировано без структурных швов, а его крыша признана самой большой в мире — по площади она равна 25 футбольным полям. Наньюань по сравнению с этим великолепием похож на сельского старика в истрепанной соломенной шляпе.

 

 

Опера Гуанчжоу

Еще один инопланетный корабль Захи Хадид — здание оперного театра в Гуанчжоу на набережной Жемчужной реки (Чжуцзян) — приземлился в Китае в 2011 году и стал национальным и мировым событием в архитектуре и дизайне. Город ждал его прибытия с 2002 года — тогда бюро Захи Хадид выиграло конкурс на лучший проект. Строительство началось в 2005-м, и лишь спустя пять лет с общими затратами около $200 млн театр торжественно открыли премьерой «китайской» оперы Джакомо Пуччини «Турандот».

Очертания здания площадью 70 тыс. кв. м напоминают каменистые долины китайских водных артерий, речные валуны, частично высушенные солнцем, частично вымоченные ледяной прозрачной водой.

Треугольная геометрия здания отражена в призматических изгибах экстерьера и интерьера с экспрессией острых углов и стеклянных вставок. Оформление Большого зала на 1804 места напоминает изогнутое водными потоками песчаное речное дно, а крупные «складки» стен создают материальную границу между реальностью и художественным вымыслом. В малом зале на 400 мест, предназначенном для небольших концертов и перформансов, звук распространяется так же, как в главном, благодаря специальной акустической системе, разработанной с технологией компьютерного моделирования.

Появление оперного театра в Гуанчжоу повлекло за собой реализацию других проектов неподалеку. Рядом вскоре возникли музей, архив и библиотека, архитектура которых выделяется на фоне однотипных классических офисных зданий, расположенных вдоль Жемчужной реки.