Стиль
Впечатления Где и как встретиться со своим цифровым двойником
Стиль
Впечатления Где и как встретиться со своим цифровым двойником
Впечатления

Где и как встретиться со своим цифровым двойником

Фото: пресс-служба
Российские медиахудожники устроят на Венецианской биеннале перформанс Faced2Faced. А летом пользователи смартфонов смогут скачать одноименное приложение и познакомиться со своим цифровыми двойниками. Подробности мы узнали в разговоре с авторами проекта.

Над воплощением идеи работала целая команда: медиахудожники Наталья Алфутова и Ярослав Кравцов, эксперт по искусственному интеллекту Дмитрий Горюнов, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation Дмитрий Волков, куратор Анастасия Козаченко-Стравинская и креативный менеджер Юлия Архипова. В итоге получилось нечто неожиданное — приложение для смартфонов, с помощью которого можно познакомиться не просто со своей визуальной копией, а с настоящим цифровым двойником.

Идея создания медиаклона принадлежит Наталье Алфутовой. У художницы за спиной «цифровое» прошлое: она закончила механико-математический факультет МГУ, затем серьезно увлеклась режиссурой и отучилась в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. «Я уже давно исследую, как современные технологии меняют наше сознание. Как через машины можно изучать человечество и его привычки», — рассказывает художница. Такой бэкграунд объясняет, почему практически все работы Алфутовой созданы на стыке искусства и математики.

Наталья Алфутова, Дмитрий Волков, Ярослав Кравцов, Анастасия Козаченко-Стравинская и Дмитрий Горюнов
Наталья Алфутова, Дмитрий Волков, Ярослав Кравцов, Анастасия Козаченко-Стравинская и Дмитрий Горюнов

В основе проекта Faced2Faced — нейросеть. За техническую часть отвечали Ярослав Кравцов и Дмитрий Горюнов, обучившие искусственный интеллект разговаривать на основе открытой информации в Facebook. Чтобы создать двойника, мобильное приложение сканирует лицо пользователя, переводит его в 3D-модель, после чего алгоритм наделяет клон интеллектом, которому свойственны привычки и интересы реального человека.

Фото: пресс-служба

При помощи технологии дополненной реальности цифровой двойник «имплантируется» на руку своего оригинала, становясь его «придатком». На экране, наведенном на ладонь пользователя, вырастает голова-клон, которую можно рассмотреть со всех сторон, даже изнутри. Гибрид наделен сразу двумя сознаниями: биологическим и цифровым. И оба они, благодаря приложению, познакомятся друг с другом, столкнувшись буквально лицом к лицу (отсюда и название проекта). С двойником можно общаться — он будет отвечать на основании информации, доступной в Facebook, и в свою очередь начнет интересоваться реальной личностью.

На биеннале команда проведет серию перформансов. Главными героями представлений станут сами зрители, а точнее — они и их виртуальные клоны. Старт передвижению цифровых мистерий, как их называет команда Faced2Faced, по Венеции даст Дмитрий Волков, меценат и коллекционер российского цифрового искусства, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, и его доппельгангер (двойник).

«Современные технологии, объединенные с художественными опытами, открывают новые возможности для творчества и познания себя. Проект продолжает и эстетику демонстраций неконвенциональной телесности в цирковых шоу XVIII—XIX веков, и по-новому переосмысляет практики био-арта, в частности — опыт Стеларка по вживлению в руку уха», — говорит Дмитрий Волков.

Композитором на проекте выступил Дмитрий Мазуров, его музыку можно услышать не только во время перформанса, но и в тизере. Он намеренно использует расстроенные инструменты, искаженные цитаты из поп-музыки и шумы. Действие тизера происходит на грани цифровой и настоящей реальности, в мире, как говорят авторы проекта, «с новой кибернетической чувственностью, «уродливой красотой», характерной для искусства эпохи постинтернета». Участников венецианского перформанса ждут сюрпризы. Например, прежде чем познакомиться со своим двойником и стать членами секретного культа, каждому нужно будет подписать несколько соглашений, которые будут гарантировать сохранность информации.

«Искусство не может идти отдельно от времени, в котором оно создается, — рассуждает Наталья Алфутова. — Наша эпоха — это технологии. Поэтому продолжать создавать искусство старыми методами, ограничиваясь живописью или скульптурой, на мой взгляд, неверно. Нам было важно представить проект на Венецианской биеннале, поскольку это одна из наиболее легендарных платформ, где мир впервые знакомится с новыми инновационными формами. По ходу перформанса мы поделимся со зрителями эксклюзивным доступом к приложению, а уже летом им смогут воспользоваться все желающие. Но главное, что в таком виде проект будет жить, развиваться и оставаться произведением искусства».