Стиль
Впечатления Зачем ехать на 58-ю Венецианскую биеннале
Впечатления
Зачем ехать на 58-ю Венецианскую биеннале
© коллаж: Лера Сноз (@lerasnoz)
С 11 мая по 24 ноября в Венеции пройдет биеннале современного искусства. Главная «фишка» выставки в этом году — большинство павильонов отдали на откуп художницам. Рассказываем, каких еще сюрпризов ждать от 58-го смотра совриска.

58-я Венецианская биеннале озаглавлена May You Live in Interesting Times, что в русском варианте звучит как назидание: «Чтоб вам жилось в интересное время», но на деле является выдуманным древнекитайским проклятием «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Куратор биеннале Ральф Ругофф — художественный и литературный критик, директор лондонской Hayward Gallery — растолковывает тему так: «Искусство должно помогать принимать решения в эпоху неопределенности, когда любые новости и факты могут оказаться фальшивыми».

Неофициальное название выставки не менее интересно: ее уже нарекли Biennale Donna — женская биеннале, потому что помогать публике принимать эти самые непростые решения будут в первую очередь художницы. И хотя говорить об эпохе победившего феминизма пока рано, он господствует в павильонах большинства стран-участниц. Например, в павильоне Австрии расквартировалась знатная арт-феминистка Рената Бертльманн, в 1979-м шокировавшая публику перформансом «Беременная новобрачная с кошелем для подаяний». Художница, изображая девушку в отпугивающей маске, просила милостыню для «реликвии» — фаллической фигурки. Именно за неугасающую провокационность Ренату и пригласили на биеннале.

© richardsaltoun.com

Франция в лице Лор Пруво будет баловать мультимедиа-проектами. Пруво прославилась в 2013 году как «художница поколения Instagram» — она монтирует динамичные видео, изображающие скорее эмоции, чем действия.

Отличится и Австралия. Анжелика Месити вспомнила о старенькой стенографической «машине Микела», сконструированной на основе клавиш фортепиано, и тоже решила смиксовать звук и текст, только наоборот: превратив поэму «Быть написанным на другом языке» в музыкальное произведение. Многообещающий перформанс «Ассамблея» готовила огромная команда танцоров, музыкантов и саундпродюсеров.

© Bonnie Elliott

За российский павильон в этом году отвечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он привезет в Венецию коллаборацию режиссера Александра Сокурова со студентами Института живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина и инсталляцию «Фламандская школа» петербургского сценографа Александра Шишкина-Хокусая. Общую экспозицию озаглавили «Евангелие от Луки 15:11−32». Третий год подряд отечественный павильон активно поддерживает «ЦУМ Art Foundation». В конце мая фонд закатит торжественный ужин в ДЛТ с Михаилом Пиотровским, Александром Сокуровым и Александром Шишкиным-Хокусаем, а в июле откроет экспозицию, перекликающуюся с венецианской.

ГМИИ им. Пушкина рука об руку с фондом Stella Art Foundation облюбовал церковь Сан-Фантин. Выставка «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» — важная глава масштабного проекта «Пушкинский XXI», объединяющего совриск и классику. Символично, что в церкви хранилась работа самого Тинторетто, венецианского живописца эпохи позднего Ренессанса, а теперь святые стены примут работы его эпигона Эмилио Ведовы, а также современных художников — Дмитрия Крымова, !Mediengruppe Bitnik, Гэри Хилла и Ирины Наховой. Марина Лошак и Ольга Шишко — кураторы проекта (они настаивают именно на слове «проект», а не «выставка») — гордо именуют затею «арт-мессой» и обещают, помимо живописи и инсталляций, устроить перформансы, провести экскурсии и организовать тайное сообщество виртуальной реальности.

Третьяковская галерея привезет в Палаццо Фоскари суровую живопись Гелия Коржева, участвовавшего в биеннале в 60-х. Выставка так и называется — «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию».

У Украины две радости: во-первых, с «индивидуальной программой» от страны выступит поборница паблик-арта Жанна Кадырова. Во-вторых, украинский павильон впервые расположится на центральной площадке биеннале — в Арсенале. Курирует его «Открытая группа» — объединение львовских художников Юрия Билея, Антона Варги, Павла Ковача и Станислава Турины. Они придумали перформанс «Падающая тень "Мрии" на сады Джардини»: на открытии биеннале в небо взмоет мощнейший транспортный самолет Ан-225 «Мрия», который облетит город и отбросит тень на знаменитый парк. На борту самолета будет находиться жесткий диск с информацией об украинских художниках — участниках проекта.

Сады Джардини — одна из двух главных площадок биеннале. Парковая зона по приказу Наполеона Бонапарта раскинулась недалеко от Дворца дожей. В 1894 году здесь возвели Pro Arte — центральный (и до 1907 года единственный) выставочный павильон. На второй площадке биеннале — Арсенале — до 1980 года строили и оснащали военные корабли. Потом символ экономической мощи Италии переквалифицировался в символ мощи архитектурной и живописной.

Помимо основной программы

Арт-директоры Пьер Паоло Скельзи и Валентина Джойя Леви возвели арт-квартал с галереями и тремя выставочными павильонами Giudecca Art District на острове Джудекка (да, прямо по соседству с Элтоном Джоном и Миуччей Прадой). Их резиденции слегка потеснили арт-центр Giudecca Art District Gallery & Garden, павильоны Нигерии, Исландии и Эстонии и еще шесть галерей, включая Studio la Città, Chiesa delle Zitelle, Starak Foundation, Spazio Bullo.

В пространстве V-A-C Zattere российские и зарубежные художники (Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки») озадачатся функцией времени в XXI веке.

Препарировать секунды, минуты и часы будут комплексно: сначала представят 13 работ, осмысливающих разработку искусственного интеллекта и инженерные чудеса Древнего Египта, затем устроят сеанс быстрых знакомств, откроют кафе, где говорят о смерти (death cafe), и, наконец, отправятся исследовать окрестности пешком.

И конечно, стоит посмотреть на поднятые со дна, вычищенные останки рыболовецкого судна, перевозившего мигрантов и затонувшего в 2015 году. Его выставляют в Арсенале как инсталляцию художника Кристофа Бюхеля.