Хейтеры, AR-вирус и digital-доктор: в России сняли первый интерактивный сериал
Фантастическая история «Digital Доктора» разворачивается вокруг бродяги-гения, роль которого исполнил актер сериалов «Интерны», «Молодежка» и «Звоните Ди Каприо» Данила Якушев. Он спасает город от странных цифровых заболеваний, гоняет на беспилотной тачке, лечит и стирает память своим пациентам. Среди заболеваний — обострение хейтерства и AR-вирус: инстаграм-маска попросту прилипла к лицу пользователя после выхода из социальной сети.
«Digital Доктор» — первый интерактивный российский сериал, снятый на основе комикса. Его придумал режиссер проекта Виктор Кравченко. Всего год назад он вместе с женой Викторией основал инди-студию «Дикий Digital», оставив прежнюю работу ради мечты заниматься кино и сериалами. Первые инвестиции студия получила зимой 2018 года от фонда Funcubator, поддерживающего развлекательные проекты, — на съемки сериала для YouTube. За год команда выпустила несколько короткометражных роликов, сериал про хакеров и набрала 100 тысяч подписчиков. Но оказалось, что для создания масштабных и качественных диджитал-проектов нужны гораздо большие бюджеты. Интерактивный сериал потребовал не только расходов на продакшен, но и разработку платформы, создание игровых механик и довольно сложной графики. Виктору Кравченко пришлось быстро освоить рекламный бизнес — зарабатывать на создании роликов и веб-сериалов для брендов и реинвестировать бюджеты в сложные истории, такие как «Digital Доктор».
«Идея снять сериал про доктора появилась у нас случайно, — рассказывает Виктория Кравченко. — Я наблюдала за тем, как в ленте инстаграма время от времени появляется дочь одной из моих подруг, налепив на себя при этом всевозможные стикеры, фильтры и маски. А что если бы они остались на ее лице и в жизни? Мне показалось, что из этого может получиться интересная история. Правда, вместо одного ролика мы придумали целый сериал про персонажа, который борется с цифровыми заболеваниями».
Создатели проекта решили не останавливаться на формате привычных веб-сериалов и пошли дальше: создали отдельную платформу для просмотра, добавили геймификацию и придумали для зрителей логические задачки. Они рассудили, что интерес к интерактивным сериалам только продолжит расти: доказательством этому послужил нашумевший эпизод сериала «Черное зеркало» от Netflix, где можно было выбрать развитие сюжета.
Обращаясь к истории, можно вспомнить, что первый интерактивный фильм был представлен еще в 1967 году в Чехословакии. Для премьеры черной комедии «Киноавтомат» («Человек и его дом») построили отдельный кинотеатр, оборудованный пультами для голосования. Правда, несмотря на выбор зрителей, финал фильма был всегда одинаковый. Возможно, поэтому он не получил признания, а позже и вовсе был запрещен.
До Netflix интерактивный формат уже опробовали нидерландцы в триллере «Андроид». А в 2016 году на экраны вышел швейцарско-британский фильм «Ночная игра», в котором было заготовлено сразу семь исходов финала. Следующим стал сериал «Мозаика», снятый Стивеном Содербергом. Он вышел сразу в двух версиях: обычной и интерактивной. У пользователей была возможность выбрать, глазами какого героя видеть происходящее, а также смотреть или не смотреть флешбэки, раскрывающие детали истории.
Сериал «Digital Доктор» полностью построен на взаимодействии со зрителем, поэтому для просмотра обязательно потребуются не только экран, но также клавиатура и курсор. «Вам предстоит выбрать за Дока не только развитие сюжета, но и помочь ему спасти мир, починить сломавшийся гаджет с помощью задачки, написать код, почувствовав себя программистом, или просто бодро "потапать" по клавиатуре, чтобы двинуться дальше», — объясняют создали проекта.
Самым сложным этапом в создании интерактивного сюжета оказался постпродакшен. Если съемки практически не отличались от работы над фильмом или сериалом и длились всего два месяца, то над интерактивной частью команда трудилась около полугода, что вызвало множество проблем. «На площадке все, кроме нас с Витей, были уверены, что снимается обычный сериал, — вспоминает Виктория Кравченко. — И в процессе съемок мы сами до конца не понимали, каким именно он станет в итоге. Знали, что вставим что-то туда и сюда. Но что и как? Нормально ли перебивать сериал логическими задачами? На эти вопросы пришлось отвечать уже после. Было смешно видеть лица людей, когда мы представляли будущую графику, стоя в обычной квартире и тыкая пальцем в пластиковую бутылку, которую пафосно называли батареей для хранения заряженных частиц вируса».
Сериал, бюджет которого составил около 4 млн руб., состоит из четырех эпизодов длительностью по 15 минут, которые до выхода полноценного сезона дополнит серия комиксов. В следующем году команда планирует снять продолжение. Посмотреть «Digital Доктор» можно будет только на специальной платформе, оплатив контент. «Мы впервые решили сделать контент платным, долго переживали по этому поводу. Разговаривали с экспертами и все-таки пришли к выводу, что мировые тенденции движутся в эту сторону. В России еще не было проектов, которые продавали бы на платформе единичный медиапродукт. Так почему бы нам не стать первыми?» — рассуждает Кравченко.
За «Digital Доктором» можно следить в инстаграме, где персонаж ведет собственный аккаунт. В свободное время Доктор мечтает набрать больше подписчиков, рассказывает о своей жизни, рассуждает о цифровых вирусах и частенько ругается на хейтеров.