Автор «пластиковых» масок в Instagram — об искусственной красоте и будущем AR
В мае 2017 года Instagram ввел в оборот маски-фильтры для Stories. Вскоре эта функция, аналогичная Snapchat, стала платформой для коллабораций с известными брендами (например, маски со средневековыми париками от Gucci или неоновыми очками Off-White) и популярными артистами (маски с кепкой от Уилла Смита и помадами от Кайли Дженнер). Разработками занималась исключительно креативная команда социальной сети. Однако в начале 2019 года среди всем известных фильтров внезапно появилось несколько новых. Джоанна Ясковска из Берлина стала одной из первых digital-дизайнеров, не связанных с Instagram, кому удалось создать и выпустить уже четыре фильтра. Маски, создающие на лице эффект плотного глянцевого сияния словно от жидкого пластика, тут же полюбились пользователям социальной сети и стали настоящими хитами. Буквально за несколько дней к ее аккаунту johwska присоединились толпы новых подписчиков (сейчас их 260 тысяч).
О том, как устроен процесс создания масок, Ясковска рассказала корреспонденту «РБК Стиль» Юлии Вахониной.
Моя основная деятельность — цифровой креатив. Я придумываю и разрабатываю новые концепции для брендов и рекламных кампаний, делая при этом акцент на новые технологии и инновации. Меня интересуют WebGL, WebAR, AR, блокчейн. Существует масса возможностей взаимодействия с новыми технологиями — разнообразие стимулирует мою работу.
Изначально я не планировала создавать маски для пользователей Instagram. Я работала над одним проектом, в котором хотела использовать AR-фильтры. Требовалось подробно изучить это направление и детально прописать прототипы. Когда я погрузилась во все тонкости, оказалось, что сейчас абсолютно любой может загрузить свои AR-фильтры в Facebook.
Буквально несколько месяцев назад Facebook открыл платформу и для Instagram. Теперь разработчики могут подать заявку на получение доступа к бета-версии и придумывать собственные маски. Именно так я получила возможность поработать с этой социальной сетью. При этом все участники комьюнити помогают команде Spark AR, курирующей направление в Instagram, улучшать функции AR-масок. Мы сообщаем о багах, задаем вопросы и делимся своими мыслями. Все это делается для того, чтобы в скором времени функции создания и публикации масок-фильтров стали доступны каждому пользователю Instagram.
Моя первая маска под названием Zoufriya так понравилась людям, что я решила сделать еще несколько. Самый захватывающий этап работы — когда маска закончена и мне остается получить одобрение модераторов соцсети. Каждый раз с нетерпением жду ответа и очень волнуюсь.
Есть некоторые правила, которые нужно уважать. Маска должна быть политкорректной, она не может никого оскорблять, задевать чьи-то чувства. Но в целом процесс работы довольно свободный и открытый, ведь речь все еще идет о бета-версии. Главное, чтобы все это было чистым творчеством, а не инструментом продвижения собственного бизнеса. Но когда функция станет доступной для всех, думаю, ее активно будут использовать и в коммерческих целях.
У тебя может быть удивительная идея, но при этом технологию, которая позволит воплотить задуманное в жизнь, пока не придумали. Именно поэтому между концепцией и технологией должен быть баланс. Я стараюсь его соблюдать.
В основном я работаю над созданием масок самостоятельно. Однако фильтр Blast был придуман совместно с изданием @blastmagazine — идея пришла во время общения с их командой. На создание Blast нас вдохновил фильм «Ад» (1964) режиссера Анри-Жоржа Клузо.
В своих первых фильтрах я старалась сделать акцент на освещении — на том, как свет позволяет придать лицу еще больше красоты. Вскоре я заметила, что это определенный стиль моей работы.
Красота играет важную роль в фильтрах дополненной реальности. Например, в фотографии важен идеальный свет, который может выгодно подчеркнуть вашу внешность. И как раз с AR-технологиями вы можете имитировать этот свет. Именно это и было моей главной идей и задачей, когда я придумывала фильтры.
Из всех своих масок я особенно люблю ту, что называется Beauty3000. Сегодня тема «пластиковой», то есть искусственной красоты особенно актуальна в обществе. Говоря об идеальном теле и идеально гладкой коже, люди часто подразумевают пластическую хирургию и косметологию. В некотором смысле фильтр Beauty3000 гиперболизирует тему искусственности.
Пользователям удивительно видеть себя такими — словно людьми из будущего. С Beauty3000 лицо как бы становится совершенным — но в рамках представления о красоте будущего, а не настоящего. Я знала, что эта маска будет гораздо более популярной, чем другие. Но даже не могла подумать, что настолько.
Вспомните первые AR-фильтры в Instagram — они имитировали макияж. На мой взгляд, это не имеет никакого смысла. AR-макияж бесполезен, потому что многие и так пользуются косметикой в повседневной жизни. Своим примером я показываю, что можно сделать куда больше, чем просто фильтр с макияжем или солнцезащитными очками.
AR-технологии ждет большое будущее. Но Instagram и Facebook делают только первые заметные шаги. В будущем мы точно будем использовать дополненную реальность и на других платформах. Думаю, когда-нибудь в обиход войдут AR-очки или контактные линзы. Но пока общество к этому не готово — потребуется время. Тем не менее я бы хотела видеть больше социально полезных AR-проектов, которые помогали бы облегчить нашу жизнь. Например, найти дорогу в незнакомом районе.