Стиль
Впечатления События апреля: куда пойти
Впечатления
События апреля: куда пойти
Отправиться в Гамбург на поставленную Кириллом Серебренниковым оперу или остаться в Москве, чтобы посмотреть спектакль с андроидом в главной роли, погрузиться в мир документального кино или музыки Эдуарда Артемьева — решать вам.

«Набукко»

Гамбургская государственная опера

2, 5 апреля

Прославившую в свое время Джузеппе Верди оперу «Набукко» Кирилл Серебренников ставил, не покидая пределов московской квартиры. Это не первая работа режиссера, которую он выпускает, находясь под домашним арестом. Сюжет оперы напрямую связан с сегодняшней действительностью, так что среди декораций появляется, к примеру, зал Совета Безопасности ООН, а в повестке — тема миграционного кризиса.

 

 

«Пушечное мясо»

МХТ имени А. П. Чехова, Новая сцена

2, 20 апреля

© mxat.ru

Спрятавшись от реальности и личных драм в абстрактном пространстве некоей галереи современного искусства, три молодые женщины живут и питаются воспоминаниями, сплетая из них свою собственную действительность. Мужчины на этой территории появляются в виде почти теней. Тени эти, впрочем, не бессловесны. Более того, без них расшифровать мысли и чувства героинь было бы значительно сложнее. В поставленном Филиппом Григорьяном по пьесе современного драматурга Павла Пряжко спектакле занято новое поколение «брусникинцев» — студенты 4-го курса Школы-студии МХАТ из мастерской Дмитрия Брусникина.

 

 

Фестиваль «ДОКер»

Киноцентр «Октябрь»

3–8 апреля

© коллаж: Валерия Сноз

Фестиваль «ДОКер» вот уже пятый раз берется рассказывать, какое оно — документальное кино со всего мира. Его программа демонстрирует, насколько разные темы волнуют режиссеров-документалистов. Кого-то — история заклинателя призраков («Охотник за привидениями», режиссер Бен Лоуренс), кого-то — виртуальный мир, способный обеспечить успешность и славу, а заодно подмять под себя реальную жизнь («Народная республика желания», режиссер Хао Ву).

 

 

«Французские каникулы Жан-Даниэля Лорье»

Центр фотографии им. братьев Люмьер

4 апреля — 23 июня

Разглядывая снимки Жан-Даниэля Лорье, запросто можно пополнить запас эпитетов. Синее небо в самых впечатляющих своих оттенках, разливающаяся до горизонта морская гладь — все это на них есть, и в избытке. Лорье, начинавший как военный фотограф на Алжирской войне, никогда не относился к моде как к чему-то легкомысленному. Лучшие пейзажи, лучшие модели, яркие и контрастные цвета: его жизнь в искусстве действительно похожа на каникулы, длящиеся уже много десятилетий.

 

 

Run / «Ударница»

«Хлебозавод», «Бойлерная»

5, 6, 7 апреля

За 20 минут можно успеть доехать из точки А в точку B (на московские пробки это утверждение распространяется не всегда), выпить кофе или заказать ужин. Также за 20 минут можно получить изрядное количество впечатлений. Каждый из хореографических перформансов — Run Ренате Кээрд и «Ударница» Татьяны Чижиковой — укладывается в хронометраж меньше получаса и доказывает, что в это время умещаются самые разные, но одинаковые по силе чувства, стремящиеся со сцены прямо к зрителям. Другими словами, это тот пластический театр, который не скупится на красноречие.

 

 

«Зловещая долина»

Новое Пространство Театра Наций

6, 7, 12, 13, 14, 19, 20, 21 апреля

«Зловещая долина» — спектакль, главный герой которого не человек, а робот. Это двойник немецкого писателя Томаса Мелле, с разрешения самого Мелле рассуждающий со сцены об эмоциональном расстройстве. Затылок ему заменяют десятки проводов, подсказывающие нам, что игнорировать появление андроидов мы не можем уже даже в театре.

 

 

«Иранская конференция»

Театр Наций

9–12 апреля

 

 

Пьеса Ивана Вырыпаева, которую Театр Наций выпускает на своей основной сцене, состоит из череды монологов. Ее герои собираются на конференцию, чтобы поговорить о правах и свободах, а точнее, о том, как именно они нарушаются на Ближнем Востоке. Место в рассуждениях находится и более личным темам, ведь герои — фигуры сплошь интересные: от политолога и журналиста до дирижера и священника. В ролях — первые имена театрального мира: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Вениамин Смехов и другие хорошо знакомые нам артисты.

 

 

«Три жизни Аньес Варда»

Мультимедиа Арт Музей, Москва

12 апреля — 26 мая

29 марта в возрасте 90 лет скончалась Аньес Варда, каждый день своей жизни доказывавшая, что можно интересоваться многим, не теряя запала и не сбивая фокус. Кино художественное и документальное, фотография, история искусства — во всем Варда не уставала искать и находить новое, увлекаясь самыми разными жанрами и стилями. Очередное тому доказательство — экспозиция в Мультимедиа Арт Музее. «По такой разнообразной подборке моих фотографий можно догадаться, что жизнь сводит меня с очень разными людьми и странами», — писала музею несколько недель назад сама Аньес в строчках, которые видела затактом к своей ретроспективе. Эти очень разные лица (от ребенка, запечатленного на рисовой плантации в Китае, до Лукино Висконти) и точки на карте (от Парижа до Лос-Анджелеса) оказывались в ее объективе, не терявшем своего любопытства.

 

 

«1968. Новый мир»

Музей современного искусства «Гараж»

15 апреля

© garagemca.org

Несколько артистов сидят на ступеньках, ведущих на второй этаж «Гаража», и зачитывают тексты из журнала «Новый мир». Напротив них — мозаика, изображающая рыжеволосую девушку, — ее точно помнит каждый, кто хоть раз заглядывал в бывший павильон «Времена года» и сегодняшний музей современного искусства. Родом из того самого времени, о котором идет речь в спектакле Дмитрия Волкострелова, она становится молчаливым свидетелем происходящего: того, как 1968-й перекликается с днем сегодняшним, а театр порой отступает, чтобы уступить место хронике событий.

 

 

«Эдвард Мунк»

Третьяковская галерея, Инженерный корпус

16 апреля — 14 июля

Если назвать знакомому фамилию Мунк и попросить вспомнить хотя бы одно произведение художника, в ответ прозвучит, скорее всего, «Крик». Не обходя вниманием одну из самых известных работ норвежского экспрессиониста, Третьяковская галерея напоминает, что ей одной дело не ограничивается: в музей приедет около 100 работ Эдварда Мунка, среди которых будет не только живопись, но и графика.

 

 

Фестиваль SOUND UP: Эдуард Артемьев / ULTRA /

Концертный зал «Зарядье»

18 апреля

© zaryadyehall.com

Без участия Эдуарда Артемьева не обошлись ни «Солярис» и «Зеркало» Тарковского, ни «Курьер» Шахназарова, ни пара сотен других фильмов — и культовых, и только выходящих в прокат. Один из самых известных и титулованных композиторов страны, Артемьев предпочитает проводить все время в своей студии, где создает произведения в самых разных жанрах. Музыка для него давно стала важнее слов.

 

 

ММКФ

КАРО «Октябрь»

18–25 апреля

© instagram.com/mmkf_official/

Московский международный кинофестиваль, в 2018 году занявший место в апрельском календаре из-за чемпионата мира по футболу, в этом году вновь проходит весной. Конкурсная и многочисленные внеконкурсные программы смотра обещают смешать авторские высказывания, доставленные прямиком из Венеции или Берлина, с потенциальными коммерческими хитами.

 

 

Cirque du Soleil, шоу «Торук — первый полет»

Москва, дворец спорта «Лужники»

19 апреля — 5 мая

Cirque du Soleil соединяет мечтательность, свойственную странствующим циркачам, с мастерством и необычайной слаженностью, которые привели канадскую компанию к успеху. Частый гость в Москве и Петербурге, на этот раз Cirque du Soleil приезжает с шоу «Торук — первый полет», чтобы отправить зрителей на планету Пандора — ту самую, из фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Так что одним из главных цветов постановки явно станет синий.

 

 

«Ингер / Браун / Прельжокаж»

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

20–22 апреля

© teatr-stanislavskogo.su

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который театралы чаще всего сокращают до уменьшительно-нежного «Стасика», продолжает программу одноактных балетов очередной премьерой. В центре внимания окажется хореография трех громких имен, имеющих три разных авторских взгляда на танец: Йохана Ингера («Прогулка сумасшедшего» на музыку Равеля и Пярта), Триши Браун («О сложная» по произведениям Лори Андерсон) и Анжелена Прельжокажа («Свадебка» Стравинского).

 

 

Концерт Кирилла Рихтера

Концертный зал «Зарядье»

25 апреля

 

 

Композитор-минималист Кирилл Рихтер решил задуматься о взаимоотношениях со временем. Тема, одновременно философская и насущная, вылилась в альбом под названием Chronos. Его презентацией и станет концерт, на котором в центре внимания окажутся фортепиано (место за ним займет сам Рихтер), скрипка и виолончель.