Стиль
Впечатления «Биология добра и зла»: зачем читать новую книгу Роберта Сапольски
Стиль
Впечатления «Биология добра и зла»: зачем читать новую книгу Роберта Сапольски
Впечатления

«Биология добра и зла»: зачем читать новую книгу Роберта Сапольски

Фото: пресс-служба издательства
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла свежая книга известного американского приматолога и нейроэндокринолога Роберта Сапольски. Рассказываем, чем она примечательна и как ее автор стал одним из главных популяризаторов науки наших дней.

Давно доказано: в дневниках Льва Толстого можно найти эпиграф для любого текста. Например, в 1898 году он писал: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот». Эта фраза вполне передает краткое содержание новой книги Роберта Сапольски «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки». Она действительно новая: ее переводили на русский по горячим следам, в отличие от «Записок примата», которые были изданы в США в начале нулевых, а до российского читателя добрались только в этом году и почти мгновенно стали бестселлером.

«Биология добра и зла»: зачем читать новую книгу Роберта Сапольски

Роберт Сапольски

Ныне профессор Стэнфордского университета, Сапольски начинал свою научную карьеру с наблюдения за павианами в Серенгети — экологическом регионе на территории Восточной Африки. Павианы — общественные животные, их отношения строго иерархичны. Сапольски хотел выяснить, как положение каждого отдельно взятого самца на социальной лестнице влияет на уровень стресса, который он испытывает, а также на его здоровье в целом. Молодой ученый посчитал это поле для исследований настолько перспективным, что в течение последующих двадцати с лишним лет регулярно возвращался в Кению и продолжал скрупулезно вести летопись жизни одного стада павианов. А чтобы животных было удобнее различать, дал им библейские имена. Увы, павианихе Бупси такового не досталось: она была слишком томной и сексуально активной.

Те, кто читал «Записки примата», скажут: на самом деле научный интерес в случае с Сапольски наверняка был вторичен. Он просто полюбил этих павианов и каждое лето мчался к ним, как на встречу со старыми друзьями. Трудно прийти к другому выводу, когда видишь, с какой любовью, нежностью и теплотой Сапольски описывает зверей, которые занимаются в основном тем, что спариваются и дерутся. При этом самоирония автора поднимает обаяние «Записок примата» до высот, неведомых многим «настоящим» писателям.

Обложка книги «Записки примата»
Обложка книги «Записки примата»

Впрочем, что мешает нам считать Сапольски настоящим писателем? Документальная проза часто бывает более захватывающей и богатой смыслами, чем художественная. Над приключениями Иисуса Навина, Вениамина и Рахили не смеялся, а над финалом «Записок примата» не плакал только тот, у кого нет сердца. Точно так же в детстве и юности мы смеялись и плакали над книгами Джеральда Даррелла. Благодаря своим мемуарам Сапольски на первый взгляд вполне может показаться эдаким Дарреллом для взрослых. Но его роль как ученого и популяризатора науки состоит все-таки в другом.

Конечно, на руку Сапольски сыграл тот факт, что последние годы ознаменовались всплеском интереса к наукам о человеке и человечестве: антропологии, когнитивной нейробиологии, психологии. Но не потому, что мы вновь осознали себя венцом творения и обратились к философии антропоцентризма. Скорее, наоборот. Среди сегодняшних трендов — осознанность, развитие эмоционального интеллекта и этичное потребление. Чтобы научиться «правильно» жить в новой реальности, нужно сперва разобраться, кто мы вообще такие, от кого произошли, какие механизмы управляют нашими действиями и можно ли их контролировать.

В «Биологии добра и зла» Сапольски подробно отвечает на два последних вопроса. Вполне вероятно, что эта книга хоть немного, но разочарует поклонников «Записок примата». Перед нами — уже не увлекательные мемуары, кое-где разреженные информацией о том, как ставятся опыты в полевых условиях, а настоящий, добросовестный научпоп. Те, кто смотрел знаменитые Стэнфордские лекции Сапольски, без труда узнают характерную для него манеру давать материал: лаконичное и даже порой схематично-обобщенное описание психофизиологических процессов, подкрепленное множеством примеров и рассказов о результатах конкретных экспериментов.

Именно так и должна строиться книга, автор которой замахнулся на крайне амбициозную задачу: систематизировать обширную и сложную область знаний. Сапольски объясняет, как работают разные части мозга, попутно разбираясь, можно ли говорить, что каждая из них отвечает лишь за какой-то конкретный набор функций. Рассуждает об истинной роли гормонов. Растолковывает, почему буквально на любой из наших поступков оказывают влияния события, которые происходили не только за минуту или за час, но и за десятилетия до него.

Обложка книги «Биология добра и зла»
Обложка книги «Биология добра и зла»

По сути, он продолжает логическую линию, намеченную еще нидерландским приматологом и этологом Франсом де Ваалем, который в книге «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» четко дал читателю понять, что нет никаких высших (или низших) сил, заставляющих нас быть хорошими или плохими. Есть только нравственный закон внутри нас, созданный эволюцией: на протяжении миллионов лет она учила людей помогать соплеменникам, чтобы всем вместе выжить и продолжить род, и отказывать в помощи тем, кто не оправдал доверия. Разница заключается в том, что Сапольски копнул существенно глубже в сторону естественных наук. А еще — в тоне повествования.

Если де Вааль говорит с нами голосом мягким, добродушным, но все-таки немного назидательным, то Сапольски-рассказчик — прямолинейный, динамичный, местами даже резковатый, с неизменным юмором относящийся к себе и своей профессии. Именно отсутствие бескомпромиссной, железобетонной серьезности и отличает хорошего популяризатора чего бы то ни было. Люди в целом придерживаются мнения, что ученые занимаются чем-то сложным и непонятным. В итоге кто-то почтительно отстраняется от мира науки, а кто-то — реагирует на умников из университетских лабораторий весьма агрессивно.

Роберту Сапольски удалось нащупать тонкую грань. С одной стороны, он не пытается обмануть нас и сказать, что исследовать мир научными методами — легко. Нет, еще по «Запискам примата» мы понимаем, что это непросто: изо дня в день, месяцами караулить павианов, чтобы в удачный момент взять у них кровь на анализ, и параллельно обивать пороги кабинетов чиновников, чтобы они помогли тебе создать если не оптимальные, то хотя бы сносные условия для исследований, — удовольствие, прямо скажем, для избранных. Вместе с тем, если верить Сапольски, нет ничего более увлекательного и захватывающего, чем попробовать разобрать человека, павиана, любое другое животное по винтикам, а потом — собрать снова.

Вероятно, некоторые идеи из «Биологии добра и зла» кому-то покажутся слегка устаревшими: биологически мы меняемся гораздо менее заметно, чем в социальном смысле, и у Сапольски как будто не всегда получается угнаться за дискурсом идентичности, гендера, мультикультурализма. Но он, безусловно, покоряет читателя и зрителя личным обаянием, а также редкими для ученого такого масштаба скромностью и простотой. Неудивительно, что у некоторых его лекций более миллиона просмотров на YouTube. Роберт Сапольски — тот самый препод, о котором мечтают, учась в школе или университете. Требовательный и проницательный, но сохранивший способность оставаться живым человеком — веселым и непосредственным. Не высоколобый академик в сером костюме, а самый обычный примат. Как и все мы.