Всем девчонкам пример: 7 документальных фильмов о выдающихся женщинах
«Меркурий 13», 2018
В 1960-х, в разгар космической гонки США и СССР, в НАСА активно вели подготовку будущих космонавтов. В порядке эксперимента было решено протестировать группу женщин. Все участницы испытаний были пилотами, большинство из них получили летную подготовку в период Второй мировой войны, когда мужчин-летчиков не хватало. При этом военных званий они не имели, а в рейс отправлялись в платье, с укладкой и на каблуках — что в фильме подтверждают кадры из архивных съемок.
После ряда неприятных физических тестов 13 женщин отобрали для психологической проверки — при этом они показали лучшую выдержку и самообладание, чем мужчины (например, в камерах сенсорной депривации). Несмотря на весьма успешные результаты, к третьему этапу тестов — непосредственно к полетам — женщин не допустили. Мысль о том, что женщины могут отправиться в космос наравне с мужчинами, была революционной — и по тем временам возмутительной. Отказ обусловили тем, что у женщин «другая социальная функция» и недостаточно налета часов. При этом, когда одну из участниц программы, опытного пилота и 40-летнюю мать восьми детей, спросили, почему она захотела отправиться в космос, та ответила: «Будь у вас восемь детей, вы бы тоже захотели улететь на Луну или Марс».
Программу «Меркурий 13» закрыли, но ее участницы не отчаялись. Большинство из них продолжили работу в гражданской авиации, некоторые переключились на правозащитную деятельность — в частности, американка Джейн Харт, та самая мать восьмерых, стала одной из основательниц организации National Organization for Women, которая борется за права женщин.
«Джейн Фонда: Жизнь в пяти актах», 2018
Фильм о стальной воле, гибком разуме и силе, которая исходит из способности учиться на своих ошибках. Джейн Фонда не только всемирно известная актриса и обладательница «Оскара», но также филантроп и политическая активистка. Ее интервью режиссеру Сьюзен Лейси длилось 21 час и легло в основу этой двухчасовой биографической ленты.
Актриса делит восемь прожитых десятилетий на условные акты, каждый из которых закончился поворотной точкой в ее жизни. Фонда откровенно рассказывает о том, что скрывается за блестящей обложкой жизни секс-символа, которым она никогда не хотела быть. Самоубийство матери, отец — легендарный актер, чьей любви и тепла она так и не смогла добиться, три распавшихся брака, бесконечные ярлыки дивы, фитнес-гуру, иконы стиля, которые навешивали на нее со всех сторон, невроз и расстройство пищевого поведения — и это не весь список. Однако травмы и потрясения так и не смогли сломить дух Джейн и заставить ее отказаться от феминистических и антивоенных убеждений. В свои 80 лет Фонда по-прежнему бодра, рассудительна, прекрасно выглядит и являет собой пример стойкости и жизнелюбия, на который хочется равняться.
«Он назвал меня Малала», 2015
Подробный рассказ о жизни и деятельности пакистанской правозащитницы Малалы Юсуфзай — самой молодой лауреатки Нобелевской премии мира. С ранней юности Малала выступала против режима талибов и за образование для девочек, за что подверглась нападению террористов и чудом выжила после ранения в голову. В 16 лет она выступила с докладом в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке — ее речь разошлась на цитаты, а сама Малала получила всемирную известность и несколько гуманитарных премий.
Самые тяжелые эпизоды из жизни Малалы показаны в виде анимационных вставок, а дополнительную глубину фильму придают домашние съемки с семьей, где она открывается с другой стороны: как обычный тинейджер, заботливая старшая сестра и любящая дочь. Об отце, который полностью разделяет ее убеждения, Малала отзывается с особой нежностью: «Мы живем в разных телах, но у нас одна душа», «Если бы меня воспитал другой человек, то в 17 лет у меня было бы уже двое детей». Как и отец, Малала убеждена, что лучший способ бороться с терроризмом — это вооружать детей не автоматами, а книгами, бумагой и ручками. Список ее достижений к 21 году выглядит впечатляюще, а отвага и преданность своей идее восхищают. Удивительно, но факт: всего одна смелая девушка из страны третьего мира, которая не желает мириться с несправедливостью, способна помогать сотням и вдохновлять миллионы людей.
«Мой друг доктор Лиза», 2010
Елизавета Глинка, известная всему миру как доктор Лиза, погибла в декабре 2016-го в авиакатастрофе над Черным морем, когда летела в охваченную войной Сирию с партией лекарств для университетского госпиталя. Будучи реаниматологом по первому образованию и специалистом по паллиативной медицине, Глинка посвятила свою жизнь помощи онкологическим больным, обездоленным и жертвам военных действий — кормила и лечила бездомных, собирала средства и вещи для пострадавших от лесных пожаров и наводнения в Крымске.
В 50-минутном фильме Тофика Шахвердиева бесстрашная доктор Лиза заботится о людях из отверженных слоев общества. Ее не волнуют их национальность, гражданство, внешний вид и способность связно выражаться. Она полна энтузиазма и энергии, находит подход к каждому и не жалеет слов поддержки и сочувствия. Доктор Лиза откровенно рассказывает о том, чем живет: о первом прыжке с парашютом, о фонде, где работает без зарплаты, и о своей главной идее — что медицина должна быть человечной и бесплатной для каждого. В 2011 году картина получила национальную кинематографическую премию «Ника» как лучший документальный фильм.
«Франка. Хаос и творчество», 2016
Очень личный кинопортрет покойной Франки Соццани, главного редактора итальянского Vogue, созданный ее сыном Франческо Карроццини. Материал для фильма Карроццини собирал четыре года. Изначально Соццани была против проекта, но со временем поняла, что фильм совсем не похож на прижизненный монумент, а сами съемки помогают ей сблизиться с сыном.
Соццани была одиозной фигурой в мире глянца. Она задала новые нормы допустимого в модном мире: боролась против чрезмерной худобы моделей, поддерживала темнокожих женщин, выпускала журналы с необычными обложками и съемками вопреки увещеваниям руководства и маркетологов. Об упорстве, мощной энергетике и непростом характере Франки рассказывают ее именитые друзья и коллеги: модельер Карл Лагерфельд, режиссер Баз Лурман, фотограф Брюс Вебер, художница Марина Абрамович и многие другие деятели моды и искусства.
Пронзительный и эмоциональный, этот фильм повествует не только о внешнем лоске и успехах Соццани, но и о ее внутреннем творческом поиске, уязвимых сторонах и слабостях — с той огромной любовью, которую может передать только камера собственного сына.
RBG, 2018
Аббревиатура в названии фильма расшифровывается как Рут Бейдер Гинзбург — так зовут легендарную американскую правозащитницу и одну из первых женщин в мире, сумевших занять пост в Верховном суде. Мать Рут мечтала дать дочери хорошее образование, чтобы та могла работать учительницей истории, но Рут пошла дальше.
В 1956 году Гинзбург стала одной из девяти студенток на факультете права на курсе из 500 человек. В 60-е выучила шведский язык, чтобы вникнуть в гражданские права в Швеции, в те времена более продвинутой в плане женского и мужского равноправия. В 70-е провела ряд успешных судебных процессов в Верховном суде, где доказала, что дискриминация вредна не только женщинам, но и мужчинам: например, добилась, чтобы вдовцы могли получать пенсию по потере супруга наравне со вдовами. Именно Гинзбург ввела в американское судопроизводство понятие гендера вместо пола (в английском sex), чтобы судьи не отвлекались на двоякое значение слова. Тихая, но упорная, она последовательно добивалась всех своих целей и внесла неоценимый вклад в мировую историю гендерного равноправия. В феврале 2019 года на российские экраны также выходит беллетризованная версия биографии Рут Бейдер Гинзбург «По половому признаку» с Фелисити Джонс в главной роли.
«Неугомонная: Венди Уэлан», 2016
Драматичная хроника угасания карьеры американской балерины Венди Уэлан. В 1984 году юная и целеустремленная Венди поступила в престижную труппу New York City Ballet, а в 1991 году стала ее примой. Она танцевала в постановках Баланчина и работала с Ратманским, для нее писали партии самые именитые балетмейстеры мира.
Спустя 30 лет блистательных выступлений Венди находится на пороге балетной пенсии из-за травмы бедра, которая мешает ей танцевать. Венди всеми способами пытается сохранить возможность заниматься делом своей жизни, но приговор врачей суров: ее ждет операция, а затем долгое восстановление. Однако великую балерину этим не испугать, и уже на операционном столе она допрашивает хирурга, сможет ли выйти на сцену через два месяца.
Железный характер и несгибаемая воля ее не подводят — спустя полгода после операции Венди готовит спектакль-бенефис, вспоминает свой путь к успеху, раскрывает секреты закулисной жизни в хореографии и делится собственными сомнениями. Каково взрослой балерине танцевать с юными партнерами? Как свыкнуться с неизбежным старением? В процессе репетиций ей придется столкнуться с самым серьезным противником — собственным телом. Сначала укротить его, а затем капитулировать — и принять свое поражение с присущими ей элегантностью и достоинством, а также познать совершенно новое чувство — смирение.