Стиль
Впечатления Как и зачем модные бренды превращают свои шоу в технически сложные перформансы
Стиль
Впечатления Как и зачем модные бренды превращают свои шоу в технически сложные перформансы
Впечатления

Как и зачем модные бренды превращают свои шоу в технически сложные перформансы

Фото: Balenciaga
«РБК Стиль» изучил концепции и детали самых обсуждаемых показов парижской недели моды и вместе с экспертами разобрался, зачем именитые бренды превращают свои показы в перформансы и что такое «многоканальное влияние».

Минувшая неделя моды в Париже запомнилась не только ожиданием и последующим обсуждением коллекции Celine в версии Эди Слимана, но и по-настоящему зрелищными показами. Грандиозные, технологически сложные шоу с необычными локациями и известными артистами для Парижа не новость, но в этот раз их масштабы были особенно впечатляющими.

 

Многоканальное влияние и иммерсивное погружение

Удерживать внимание публики в эпоху мультимедиа и высоких скоростей обмена информацией становится все сложнее. Чем больше каналов воздействия работают на создание впечатлений, тем больше эмоций испытывают зрители.

Показ состоит из многих элементов: от пригласительного до места действия, сет-дизайна, света, музыки и самого шоу. Все они теперь не только отвечают единой концепции, но и имеют свой характерный смысл. В результате взаимодействия с каждым из элементов у зрителей формируется долгосрочная связь с брендом.

Так например, в Gucci решили подчеркнуть влияние Парижа на коллекцию. Гостям разослали интерактивные приглашения — небольшие коробки, внутри которых находились настоящие луковицы, корни цветов и растений. Упаковкой послужили иллюстрации из старого американского флористического каталога Rare Flowers, Vegetables and Fruits 1897 года.

Оставить упакованные клубни растений в качестве сувенира или вырастить их на подоконнике, гости решали сами. Местом действия стал легендарный зал Théâtre Le Palace. Модное шоу было построено на сильных и самодостаточных мультимедийных приемах: показ открывался итальянским фильмом, модели проходили между рядов партера, а после главная муза Сержа Генсбура англичанка Джейн Биркин спела вживую одну из своих известных песен, перенеся гостей в атмосферу камерных парижских вечеров.

Dior: танцевальный перформанс и успех в Instagram

По данным издания WWD, самым популярным парижским шоу в Instagram стало зрелище от Dior. При этом на пятом месте по вовлеченности в происходящее оказались пользователи из России. Концепция показа, режиссером которого выступил авторитетный продюсер Александр де Бетак, была построена на движении и танцах. Шоу анонсировали коротким роликом с репетиции и словами хореографа Шэрон Ял — «дело начинается с тела» («The story comes from inside the body»).

Показ проходил не в традиционном для Dior музее Родена, а на отреставрированном ипподроме Лоншам, расположенном в Булонском лесу. Здесь построили огромный крытый шатер площадью 1200 квадратных метров, на фасаде которого были размещены цитаты знаменитых танцовщиц: балерины Айседоры Дункан, авангардистки Пины Бауш и самой Шэрон Ял, отвечавшей за хореографию шоу. Внутри павильона гостей ждал абсолютный минимализм — темные стены, дощатый пол, как в старых танцевальных студиях, и море света. Пока модели демонстрировали новую коллекцию Марии Грации Кьюри, в центре подиума происходил танцевально-световой перформанс. 135 подвижных прожекторов, дождь из лепестков роз, диджей-сет Ори Лихтика, восемь танцоров и, собственно, дефиле. 

«Перформанс и световые инсталляции прочно входят в нашу жизнь. Все переходит в более открытый формат, где мода выступает связующим звеном между эксклюзивностью и повседневностью. Еще одним фактором становится стремительное развитие цифровых технологий. Cегодня всем важно, как картинка выглядит на экране телефона. Создание контента, световые инсталляции и театральность открывает больше возможностей для игры как со зрителем в зале, так и с виртуальным подписчиком», — считает Полина Захарова, представитель студии интерактивных медиа Sila Sveta USA.

 

Balenciaga: видеоинсталляции в стиле Tekken

На принципах многослойного влияния, иммерсивного погружения и возможности воздействовать на широкую аудиторию был построен и показ Balenciaga, который также стал одним из самых обсуждаемых. Креативный директор бренда Демна Гвасалия погрузил гостей своего шоу в мир будущего из фильмов и видеоигр. Показ проходил под Парижем — в одной из студий огромного кинопроизводственного комплекса Люка Бессона. На экраны, создающие подобие бесконечного видеотуннеля, выводились работы художника Джона Рафмана, и таким образом зрители, сидящие по бокам от подиума, практически сливались с видеопроекцией, а внимание привлекали исключительно модели и видеоарт.

«Джон Рафман познакомился с Демной Гвасалией в июне на ярмарке Art Basel, тогда же мы начали диалог о концепции проекта, — рассказывает арт-консультант, продюсер видеоинсталяции Balenciaga Полина Дубик. — Основная масса работы была сделана за пять недель, что просто невероятно для такой амбициозной с технической и артистической точки зрения задачи. Коллаборация получилась органичной — Демна и его команда дали Джону полную свободу действий, что очень важно для художественного процесса. Видео было сдано без единой поправки, при этом мы работали над ним вслепую, не зная, ни как выглядит коллекция, ни какой будет саундтрек. В итоге сочетание одежды, музыки и видеоряда получилось идеальным. В коллекции и видео даже есть параллели по цветам и принтам — это абсолютно не запланированное совпадение».

Техно-микс от цюрихского диджея BFRND, визуальный ряд, новая коллекция с тенденциями конца 90-х и нестандартные фактурные лица моделей — все это выглядело словно финальный кастинг фильмов «Блэйд» или «Матрица» и создавало ощущение полного погружения. «Концепция развивалась вокруг образа искусственного интеллекта из будущего, перерабатывающего информацию о человечестве, — уточняет Дубик. — На визуальный ряд повлияла эстетика видеоигр 90-х и начала 2000-х, особенно японской игры Tekken. Это была потрясающая возможность использовать новые для нас программы и разработки из мира визуальных спецэффектов и физического моделирования. Никто не ожидал ничего подобного. Видеозаписи и фотографии, к сожалению, не передают того эффекта, который производила инсталляция вживую. На репетициях коллеги сидели со слезами на глазах. После шоу Balenciaga зрители не вставали с кресел, потому что не понимали, что же с ними произошло. Это был совершенно уникальный визуальный опыт. К сожалению, его смогли получить только несколько сотен человек».

 

Chanel: масштабные декорации на тему моря

Сложно спродюсированным и детально продуманным оказался и показ Chanel. Карл Лагерфельд, который уже более десяти лет удивляет публику дорогостоящими декорациями, в этот раз превратил выставочный центр Гран-Пале в морское побережье. Все элементы взаимодействия с аудиторией способствовали погружению в атмосферу Биаррица или Сен-Тропе: модели дефилировали по песку босиком, держа обувь в руках, а в саундтреке слышались крики чаек, шепот волн и легкий свист ветра. Кстати, море в шоу Chanel было сделано без привлечения высоких технологий — никаких проекций или видеоряда: морской горизонт создали с помощью огромных фотообоев, из-под которых вполне натурально выплескивались волны.

 

Какими станут модные шоу в будущем

«У некоторых может сложиться впечатление, что создание световых инсталляций или иммерсивных перформансов обходится дешевле, чем создание физических инсталляций, — замечает Полина Захарова. — Но это заблуждение — по сравнению с физическими декорациями, где практически весь процесс производства проходит по примерно одному сценарию, создание высокотехнологических проектов включает больше факторов, влияющих на стоимость. Это и программирование, и тесты отдельных элементов, которые могут занимать недели. Крупные бренды готовы тратить на хайтек-показы миллионы евро, тогда как небольшие дома не могут себе этого позволить. Но в то же время существует миллион приемов мультимедиа, которые доказывают, что за небольшие деньги можно добавить в шоу сумасшедших эффектов. Например, несколькими лазерами обыграть показ так, что о нем будут говорить неделями».

Модные бренды уже давно придумывают грандиозные шоу, но с появлением новых технологических возможностей они становятся масштабнее в другом смысле — не только на этапе производства, но и на этапе взаимодействия с офлайн- и онлайн-аудиторией. «Работая над шоу для Balenciaga и решая технические задачи, мы иногда шутили, что строим адронный коллайдер. Не уверена, что такой проект можно было бы осуществить пять лет назад», — отмечает актуальность симбиоза моды и технологий продюсер Полина Дубик.

Учитывая, что удачных примеров интеграции дополненной реальности в развлекательную индустрию становится все больше, можно рассчитывать, что в будущем модные показы начнут использовать и эту технологию. «На мой взгляд, было бы классно поиграть с треккингом моделей — размышляет Полина Захарова. — Скажем, чтобы модели сами управляли происходящим и создавали свое шоу. Сейчас почти не использовались кинетические инсталляции, дополненная реальность, не было гигантских световых засветок, поэтому могу предположить, что скоро будет сделан шаг именно в эту сторону. Главная фишка нашей индустрии в том, что границ нет — можно воплощать в жизнь самые сумасшедшие идеи». К слову, это же правило безусловно и для моды, поэтому впереди нас ждут еще более удивительные показы и высокотехнологичные коллаборации.