Кинопутешествия: фильмы, после которых хочется собраться в дорогу
Италия
«Большой всплеск», «Зови меня своим именем», «Великая красота»
Соблазнительные и томные итальянские ландшафты можно повстречать во многих фильмах. На фоне безмятежных пейзажей особенно ярко разворачиваются драматичные детективные сюжеты. Только что сияло теплое солнце и волны Лигурийского моря разбивались о побережье, и вдруг резко меняется чья-то жизнь.
В 1999 году к неаполитанским достопримечательностям киноманов привлек фильм Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли», а спустя два десятилетия действие драмы Луки Гуаданьино «Большой всплеск» развернулось в сицилийском регионе, на острове Пантеллерия.
На острове есть что посмотреть: потухшие вулканы, термальные источники, земли горячего пара и газа, руины жилищ древних обитателей острова. На Пантеллерии отдушину найдут как дайверы, так и любители пеших прогулок и пляжного отдыха. Гуаданьино, например, обмазал своих героев лечебной грязью, которой богато соленое озеро Зеркало Венеры (Specchio Di Venere). Здесь можно принимать ванны в соленой воде и делать маски из натуральной грязи.
Другая картина режиссера— «Зови меня своим именем» — воспевает итальянский север. Особняк, в котором проходит жизнь главных героев, после успеха фильма выставили на продажу. Дом XVI века, признанный памятником архитектуры, расположен в небольшом городе Москаццано на севере Италии.
Еще одна привлекающая внимание локация в фильме — городок Крема — благодаря «Зови меня своим именем» стала едва ли не символом Ломбардии, потеснив знаменитые Комо и Бергамо. Герои фильма катаются на велосипедах и ведут разговоры посреди площади Piazza del Duomo, окруженной старинными зданиями и залитой жарким летним солнцем.
Фильм «Великая красота» Паоло Соррентино можно назвать одой Риму. Лента, получившая в 2014 году «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», приковала внимание к фонтану Аква-Паола, базилике Санта-Бабина, Парку акведуков, термам Каракаллы и Колизею. Другими словами, Соррентино практически устроил зрителю киноэкскурсию по «великой красоте» древнего города.
Швейцария
«Молодость», «Зильс-Мария»
Как известно, лучше гор могут быть только горы. Другая работа Паоло Соррентино — «Молодость» — снималась в восточной части швейцарских Альп. Среди многочисленных живописных планов можно заметить железнодорожную станцию в Визене, расположенную между Санкт-Морицем и Давосом. Затерявшийся среди альпийских вершин санаторий, где герои в перерыве между очищающими процедурами, прогулками и вечерними развлекательными программами перебирают в памяти события прошлых лет, находится как раз на знаменитом курорте Давос в кантоне Граубюнден.
Практически каждый кадр, выстроенный Соррентино, похож на открытку. Съемки также проходили в Национальном парке Швейцарии, коммуне Кандерштег кантона Берн и, разумеется, в легендарном отеле Schatzalp, где жил Томас Манн во время работы над романом «Волшебная гора».
Швейцарская деревня Зильс-Мария стала местом, где проводит время героиня Жюльет Бинош вместе с ассистенткой в исполнении Кристен Стюарт. В фильме «Зильс-Мария» режиссера Оливье Ассаяса главные роли отданы природе и стихии. Героини, размытые во времени и пространстве облачных горных пейзажей и облаков Зильс-Марии, терзаются сомнениями о прошлом и будущем и, кажется, не способны принять ответственность за свои поступки.
Ассаяс рассказывал, что в деревню, которая послужила местом съемок и вошла в название фильма, его привезли друзья — директор Французской синематеки Серж Тубиана и его супруга, писательница Эммануэль Бернейм. Режиссер выбрал это место за атмосферу безвременья и поместил в нее своих героинь. Если не оглядываться на их эмоциональное состояние и личные истории, то, посмотрев на швейцарское местечко глазами Ассаяса, можно увидеть ландшафты заразительной красоты и всепоглощающего умиротворения.
Испания
«Джульетта», «Вики Кристина Барселона»
В 2016 году Каннский кинофестиваль рукоплескал «Джульетте» испанца Педро Альмодовара — женской истории о молчании и его разрушительных последствиях, разлучающих мать с дочерью. Сюжет разворачивается в Испании, и для съемок Альмодовар вместе со своей командой посетил несколько регионов родной страны, провинцию Уэльва в Андалусии и приморский городок Редес в Галисии. Также в фильме немало сцен, снятых на улицах Мадрида.
Мадрид у Альмодовара зеркально отражает внутреннее состояние Джульетты, переживающей потерю дочери — Антии. Он беспокойный, недоверчивый, непредсказуемый. Однако режиссер не концентрирует внимание только на этой одной стороне города, заливая его песочным солнечным светом и демонстрируя кипящую жизнь через звуки и обрывки разговоров горожан. Это не романтичный Мадрид, но настоящий и, несомненно, притягательный.
Зато американец Вуди Аллен с удовольствием показывает романтизм каталонской столицы — Барселоны — в картине «Вики Кристина Барселона», почти классическом произведении режиссера.
Часть фильма проходит в испанском городе Овьедо, который считается заповедником дороманской архитектуры VIII—IX веков. Здесь, кстати, есть статуя Вуди Аллена в полный рост, установленная в 2003 году. Помимо этой достопримечательности в старинном городе можно посмотреть готический собор Сан-Сальвадор, выйти на площадь Конституции, изучить дороманские церкви на горе Наранко (их 14) и прогуляться по Центральному парку Сан-Франциско.
Один лучших «туристических» фильмов Аллена проведет путешественника по самым примечательным тропинкам Барселоны — от каталонского аэропорта Эль-Прат до храма Святого Семейства, а затем в дом Мила. После увлекательного променада по следам героинь картины можно зайти в ресторан Els Quatre Gats за бокалом терпкого красного.
Франция
«Полночь в Париже», «Париж»
Французский режиссер Седрик Клапиш, снимая «Париж», отказался от туристической патоки — город любви, страстей, приключений и ярких огней. В его Париже нет шумных вечеринок и неиссякаемой жажды запивать жизнь игристым, но есть трудности, бытовые проблемы, рабочие будни, внутренние сомнения, жизненные обстоятельства. Другими словами, все элементы повседневной жизни, понятные каждому зрителю. Впрочем, есть в фильме и любимый туристами, обворожительный Париж. Клапиш показывает всем известные панорамы французской столицы, концентрируя в этом пространстве истории своих героев. После просмотра фильма вам наверняка захочется выпить чашечку кофе с круассаном, а еще забраться на мансарду, с которой открывается вид на парижские крыши.
Не остался в стороне и вездесущий Вуди Аллен со своей ностальгическо-исторической мелодрамой «Полночь в Париже». Он собрал все привычные атмосферные парижские штампы, подмешав к ним иллюзии из Парижа 1920-х, и сделал так, чтобы каждый захотел побродить по ночным набережным или оказаться на местном блошином рынке.
Бельгия
«Залечь на дно в Брюгге»
Нацелившись на Бельгию, не пропустите криминальную историю киллера-неудачника и его отечески настроенного коллеги по цеху, помещенную в средневековые стены городка Брюгге. Режиссер Мартин Макдона, испытавший противоречивые эмоции от посещения Брюгге, сумел передать его особенную атмосферу. В кадре оказываются и городская башня Белфорт, которая возвышается здесь уже десять веков и звонит 47 колоколами несколько раз в день, и оплетающие весь город каналы.
Марокко
«Выживут только любовники»
Легендарная лента «Касабланка» Майкла Кертиса, хоть и снималась в студии, создавала образ таинственного Марокко. Другой город страны, Танжер, окраина мира, где Гибралтарский пролив сливается с Атлантикой, мелькнул и в картине Джима Джармуша «Выживут только любовники» вместе с поцелованной вечностью героиней Тильды Суинтон. Сцены, снятые в Танжере, стали одними из самых атмосферных в этом вампирском триллере о любви.
Вооружившись саундтреком к фильму, можно пройтись по городу сновидений, не жалея сил на подъемы и спуски в старом городе, ощутить запахи, погрузиться в шум толпы, найти укромный уголок на «Террасе ленивых» и помечтать, любуясь синевой Гибралтара.
Япония
«Унесенные призраками», «Ан»
О японском образе жизни никто не расскажет лучше японцев. И если голливудская картина «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем в Токио вдохновляет недостаточно, есть смысл обратиться к японскому аниме.
Драма «Твое имя», вышедшая в 2016 году, делит сюжет между Токио и вымышленным городком Итомори, а герои попеременно находятся в городском и сельском ландшафтах.
В области волшебства героем японского аниматографа, почитаемым во всем мире, выступает Хаяо Миядзаки. Маэстро перемешивает мифологию и традиционную культуру, создавая неповторимое воплощение японского менталитета. Увлечение Миядзаки экологическими проблемами и принципами превосходства природы над человеческим урбанистическим обществом сформировали особый язык его творчества. И картины режиссера зарождают в зрителе желание посетить все уютные японские префектуры, покататься на велосипеде по тропинкам между рисовыми полями, попасть на Фестиваль мертвых или Парад лодок в Киото или на Праздник крика в Оваси.
Арт-хаусный японский кинематограф, приветствуемый в Каннах, открывает еще одну грань Японии. В медитативных интонациях вырисовывается и старинный рецепт пирожных дораяки, представляющих собой два бисквитных блинчика с прослойкой из бобовой пасты, и стыдная история резерваций для прокаженных, как, например, в картине «Ан» Наоми Кавасе.
Искать Японию путешественнику нужно в японском кино, пусть оно часто не прибегает к педантизму в отражении туристических нужд. Не встретив названия местности из полюбившегося фильма, не расстраивайтесь. Скорее всего, цветущую сакуру над каменным мостом вы найдете и в Токио, и в Осаке, и в Нагасаки.