Музей Фаберже открыл выставку Модильяни и легенд Монпарнаса
![Фото: Pinacothèque de Paris](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/50/755117883266505.png)
«С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись. Под конец кто-нибудь обязательно напивался, и его выставляли вон». Так Илья Эренбург описывал завсегдатаев знаменитого кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас. Тех, чьи работы в начале XX века не стоили почти ничего, а сегодня продаются на аукционах за миллионы долларов.
«Мы делаем выставки-блокбастеры», — признался директор Музея Фаберже Владимир Воронченко. И третьим по счету за полтора года блокбастером стала экспозиция «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». В Санкт-Петербург привезли собрание Йонаса Неттера. Оно начало складываться с 1915 года, после того как коллекционер познакомился с торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским. Тот сводил Неттера с жившими в бедности художниками, договаривался о том, чтобы тот платил им жалование, а взамен получал их картины. Так, по контракту с Модильяни коллекционер каждый месяц давал живописцу 300 франков, а позднее эта сумма возросла до 1000 франков. И аналогичные соглашения были у Неттера с Сутиным и Утрилло. «Умирая в 1946 году, Йонас Неттер передал коллекцию своей семье. И с тех пор более 70 лет она была закрыта для публики и не встречалась со зрителем. Это всего-навсего третий показ этого собрания», — рассказал Владимир Воронченко. Он также добавил, что экспозиция должна вызвать широкий интерес публики, ведь работ Модильяни почти нет в России. В нашей стране хранятся всего два рисунка художника: один в Пушкинском музее, а второй — в музее Анны Ахматовой.
![Моисей Кислинг. «Мужской портрет (Йонас Неттер)», 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/92/755117886674928.jpg)
![Хаим Сутин. «Бычья туша», 1920](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/99/755117886509991.jpg)
![Амедео Модильяни. «Портрет Жанны Эбютерн», 1918](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/29/755117886465296.png)
![Хаим Сутин. «Подвешенный заяц», 1923](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/54/755117886562545.jpg)
![Андре Дерен. «Большие купальщицы», 1908](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/93/755117886601934.jpg)
![Амедео Модильяни. «Девочка в голубом», 1918](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/78/755117886742787.jpg)
![Амедео Модильяни. «Портрет Хаима Сутина», 1916](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/09/755117886777090.jpg)
![Хаим Сутин. «Красная лестница в Кань», 1918](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/89/755117886821899.jpg)
![Морис Утрилло. «Ворота Сен-Мартен», 1908](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/07/755117886849071.jpg)
«Такого собрания Модильяни, как в коллекции Неттера, нет ни в одном музее мира, — отметил куратор выставки Марк Растеллини. — Уже к 1930 году у Неттера было чуть меньше 60 его полотен. И в этом собрании были настоящие шедевры, например, "Девочка в голубом"». Ее, как и несколько портретов возлюбленной Модильяни Жанны Эбютерн привезли в Санкт-Петербург.
«Здесь представлено великое собрание современника таких коллекционеров, как Щукин, Морозов, Барнс. Франция прекрасная страна, но, к сожалению, лучшие коллекции французского искусства не были собраны французами, это сделали американцы и русские. В этом смысле Неттер — исключение», — рассказал Растеллини. И добавил, что символично показать в России работы Хаима Сутина — уроженца местечка Смиловичи Минской губернии. В музее Фаберже зрители увидят работы художника разных жанров: портреты, натюрморты и пейзажи. Кстати, о портретах. Первым на выставке зрителей встречает изображение самого Йонаса Неттера кисти Моисея Кислинга.
В Музее Фаберже также появились полотна Мориса Утрилло, Андре Дерена, Сюзанны Валадон, Жанны Эбютерн и других легенд Монпарнаса. Об исключительности коллекции Йонаса Неттера говорит и тот факт, что страховая стоимость привезенных в северную столицу картин составила без малого $1 млрд. После Санкт-Петербурга собрание отправится в Латинскую Америку — в Мексику и Бразилию.
Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» продлится до 25 марта 2018 года.