Секс, смерть и видео: выставка Нобуёси Араки в Италии
В появившемся в 2012-м некоммерческом фонде архитектуры и дизайна Fondazione Bisazza покажут 70 работ Араки — для иного художника огромная ретроспектива, но не для этого. На его счету несколько сотен выпущенных книг (еще в 2008-м их число перевалило за 450) и сложно представить, какое количество снимков: в свои 77 он продолжает снимать каждый день — как говорят, минимум одну цветную и одну черно-белую пленку в сутки. Так что для него 70 — не такое уж и большое число, тем не менее выборка получилась репрезентативной, и все это определенно стоит видеть.
«От обнаженных женщин до композиций с цветами в их самом чувственном выражении, от городской жизни и токийского неба до запечатленных вспышек света… О женщинах, сексе и смерти, о тех чувствах, которые они пробуждают», — говорится в релизе выставки.
Выбрано для экспонирования в Fondazione Bisazza было несколько по-настоящему знаковых серий Араки. О женщинах и городе — двух константах его творчества. Есть среди работ и те, за которые его обвиняли в порнографии, цензурировали, за которые закрывали его выставки со скандалом.
«Переводить Араки, по общему убеждению, невозможно: он разговаривает каламбурами и шутками», — вспоминала свою встречу с ним американская фотохудожница Нан Голдин. Его художественный язык не менее сложен для перевода.
«Сентиментальное путешествие», работы из которой представлены на выставке, — одна из точек отсчета. Началось оно в 1971 году. Окончив класс фотографии и кинематографа в университете Тиба, Араки устроился работать фотографом в рекламное агентство Dentsu, где и познакомился со своей будущей женой Йоко Аоки. В 1971-м они поженились и отправились в свое «Сентиментальное путешествие». Он бытописал их медовый месяц, снимая ее скучающей в поезде, спящей на лодке, томно взирающей на него обнаженной в ванной, потом — улицы, развешанное белье, кошки, и снова — она… По возвращении Араки выпустил альбом тиражом 1 тыс. экземпляров на собственные средства. А «Сентиментальное путешествие» продолжилось. «Жизнь — это сентиментальное путешествие. А для него фотография — это сентиментальное путешествие», — говорила об Араки жена.
Она умерла от рака в 1990-м. Он снимал ее до самой смерти. В 1991 году вышла книга «Сентиментальное путешествие/Зимнее путешествие» с фото ее последних дней, фото похорон и Йоко в гробу. Араки как-то сказал, что, если бы ему пришлось выбирать свои три самые любимые фотографии, он бы выбрал фото своего отца, матери и жены в гробу. И он не провоцирует. Он вообще не провоцирует, он живет и фиксирует эту жизнь. С чувственностью, сексом, смертью. Фото для него вообще смерть, потому что «превращает динамику в статику», как сказал он однажды. Альбом «Зимнее путешествие» продолжается и после похорон — те же улицы, снова кошки, другой человек, снимающий все это.
«По мере того как работы Араки приобретают известность, я уверена, что некоторые люди найдут их женоненавистническими. Я их такими не считаю... Я наблюдаю за ним и знаю его как человека великодушного, относящегося с большим интересом к людям и жизни; знаю о его нежном отношении к женщинам и о его мальчишеских проказах в отношении общественных табу и всего того, к чему у людей слишком серьезное отношение. В его работах часто можно видеть девушек в школьной форме, девушек, обвязанных веревками, и девушек в «отелях любви»: все это популярные темы в японской порнографии. Но Араки пересекает границу между порнографией и искусством. Его работы отмечены любовью и преклонением — перед женщиной, красотой и его собственными желаниями», — вспоминает Нан Голдин в своей статье «Обнаженное путешествие…».
«Девушки, обвязанные веревками» — это японское kinbaku, старинное искусство бондажа. Серии со связанными обнаженными — одни из самых знаменитых у Араки и самых провокационных для общественного восприятия. Хотя и его цветы тоже обвиняли в порнографичности. И Hana Kinbaku, и цветы (серия Painting Flowers) можно видеть на выставке в Fondazione Bisazza.
Работы из недавней серии — Love on the Left Eye — c абсолютно черной правой стороной кадра — еще одна история жизни Араки, она о том, как он потерял зрение на правом глазу.
Есть здесь и немного рекламного. Сотрудничество Bisazza с Араки началось с рекламной кампании для этой специализирующейся на интерьерной мозаике итальянской компании. На этих фото — связанные женщины в традиционных кимоно на фоне мозаичных плиток. Сдержанно для Араки и очень смело для Bisazza. Часть выставки — и видео о работе над этой кампанией, снятое в Токио.
«Почему мои фотографии такие эротичные? Да потому что их снял я!» — сказал как-то Араки. Почему это выставка, которую нельзя пропустить? Да потому что тут то, что снял Араки.
Выставка «Araki» Нобуёси Араки в Fondazione Bisazza продлится до 3 декабря.