Стиль
Впечатления Взрывной «Октябрь»: русская революция глазами Цая Гоцяна
Стиль
Впечатления Взрывной «Октябрь»: русская революция глазами Цая Гоцяна
Впечатления

Взрывной «Октябрь»: русская революция глазами Цая Гоцяна

Цай Гоцян. «Звук»
Цай Гоцян. «Звук»
Колонны главного входа в Пушкинский музей не рассмотреть за десятками берез и сотнями детских кроваток и люлек. Инсталляция «Осень» с улицы готовит зрителя к выставке художника Цая Гоцяна, которую уже окрестили самой «взрывоопасной» экспозицией осени.

Определение «взрывоопасная» как нельзя лучше подходит к выставке современного китайского художника Цая Гоцяна, которая открывается в Пушкинском музее 13 сентября. Его основной творческий инструмент — порох, с помощью которого он создает свои картины. Именно Гоцян был автором пиротехнического шоу во время церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине. Правда, как отметила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак, «инструменты Гоцяна значительно масштабнее», а его цель не разрушение, а созидание.

В юбилейный год 100-летия революции Пушкинскому музею было важно коснуться этой исторической темы. «Мы мечтали о том, чтобы поговорить о юбилее Октября. У нас было много разных идей, но все достаточно традиционного толка. Пытаясь тем не менее глубже подойти к этой задаче, мы стали думать, с кем было бы интересно сделать проект и какое это должно быть высказывание. Так появилась фигура Цая Гоцяна, которая стала идеальной в этом разговоре». Почему именно китайский художник обратился к теме русской революции? Во-первых, Россия и СССР всегда занимали важное место в жизни Гоцяна. С детства Цай учился рисованию и живописи по работам русских и советских художников. А во-вторых, Гоцян сам был свидетелем китайской «культурной революции» при Мао Цзэдуне.

Цай Гоцян
Цай Гоцян

Специально для своей первой выставки в России китайский художник создал серию пороховых работ, а также масштабную 16-метровую инсталляцию «Осень». Люльки и детские коляски для нее музей собирал на протяжении нескольких месяцев, а приносили их простые горожане. «Это инсталляция о человеке и его локальных чувствах. О микромире, в котором семья и ребенок оказываются важнее всего, что происходит вокруг», — рассказала Марина Лошак. Частью инсталляции также стали десятки молодых берез. Вместе с сезоном деревья поменяются, сбросят листья, что будет символизировать скоротечность и изменчивость человеческой жизни.

О революции в рамках своей выставки Цай Гоцян говорит не просто как об историческом событии, а как о потрясении, связанном с каждой отдельной человеческой жизнью. Так, для работы «Река» художник отобрал фотографии со сценами повседневной жизни русских людей за последние сто лет. При помощи трафаретов и пороха он перенес их на длинный холст, создав тем самым «реку ушедших воспоминаний».

Цай Гоцян. «Река»
Цай Гоцян. «Река»

Напротив «Реки» — «Сад» Цая Гоцяна, созданный при помощи цветного пороха, работать с которым художник начал пару лет назад. «Я использовал плакаты советских времен, на которых видно, как люди стремились к прекрасной мечте», — рассказал Гоцян. «Сад» китайского художника — это мир мечты в котором живут идеи светлого будущего. Но они призрачны, поэтому то проступают сквозь пятна пороха, то исчезают.

Цая Гоцяна. «Сад»
Цая Гоцяна. «Сад»

В Белом зале Пушкинского музея и на колоннаде зрители увидят миллион пшеничный колосьев, серп и молот, летящую в космос ракету, красную звезду и черный квадрат. А кульминацией выставки станет видеоработа «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». Небо над главной площадью страны художник из Поднебесной хотел разукрасить фейерверками, взрывающимися в небе под музыку Чайковского, но сделать это в реальности ему не дали. Поэтому проект был осуществлен внутри Пушкинского музея.

Выставка «Цай Гоцян. Октябрь» продлится до 11 ноября 2017 года.