От Бьорк до быта Чукотки: гид по 7-й Московской биеннале
![Кэйити Танаами. «Death Bridge», 2012](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/22/755051435388224.png)
«Заоблачные леса»
Где: Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10
Когда: с 19 сентября 2017 года по 18 января 2018 года
«Заоблачные леса» — основной проект 7-й Московской биеннале. Его куратором, как и всего арт-смотра, стала японка Юко Хасегава — профессор Токийского университета искусств и арт-директор Музея современного искусства в Токио. Участники «Заоблачных лесов» — более полусотни художников, среди которых есть такие громкие имена, как Бьорк, Олафур Элиассон и Мэтью Барни. Последний привезет в Москву четыре новые работы, которые оценивают в $1 млн. «Заоблачные леса» — попытка художников в условиях кризиса сформулировать отношение к современному миру. Он передан через метафору леса: люди — это деревья в меняющейся окружающей среде. И единственный шанс для человечества сохранить себя в стремительно трансформирующихся реалиях — это искусство.
![Михаэль Наджар. «Космический сад», 2013](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/62/755046104081623.jpg)
![Мэтью Барни. «Космическая охота 1», 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/10/755046104072108.jpg)
![Матьё Мерле-Бриан. Tryptich Google Red, Google Yellow, Google Blue. Hommage à Alexandre Rodtchenko, 2015](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/57/755046104081574.jpg)
![Пьер Юиг. «Без названия (Человеческая маска)», 2014](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/69/755046104081699.jpg)
![Тистер Гейтс. «Двойное алюминиевое книгохранилище», 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/23/755046104082236.jpg)
«Бранкузи»
Где: Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
Когда: с 16 сентября по 12 ноября 2017 года
Самым дорогим лотом, проданным в первой половине 2017 года аукционным домом Christie’s, стала скульптура Константина Бранкузи «Спящая муза». В мае она ушла с молотка за $57 млн. В Москву помимо скульптур Бранкузи привезут его рисунки и фотографии. Один из главных представителей абстракционизма в скульптуре много фотографировал. Он снимал свои работы, мастерскую и друзей. Так, один из портретов композитора Эрика Сати оказался настолько удачным, что тот использовал снимок Бранкузи для рекламной открытки своего издателя Руара, а также сам заказал большой тираж крупного формата, предназначенный в качестве сувенира для своих лучших друзей. Куратором выставки «Бранкузи» выступит лично директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
![Константин Бранкузи. Спящая муза, 1910](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/36/755045332638364.jpg)
![Константин Бранкузи. Вид против света на центр «Колонны без конца» в Тыргу-Жиу, 1938](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/09/755045332845096.jpg)
![Константин Бранкузи. Вид мастерской: макет колонны «Врата поцелуя» (1935–1937), «Петух» (1935), «Птица в пространстве» сине-серый мрамор (1925–1931), Изысканная девушка (1925–1927), «Большие петухи от I до IV (1924?, 1930, 1930–1934, 1941–1944), «Поцелуй» (начало 40-х годов?), «Царь царей» (1938?) 1945–1946](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/04/755045333217042.jpg)
![Константин Бранкузи. «Застенчивость», 1917](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/65/755045333253655.jpg)
«Нематерик»
Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский б-р, 10, стр. 1
Когда: с 21 сентября по 22 октября 2017 года
Софья Гаврилова — молодая художница из Москвы. Но «героем» ее исследования и фотопроекта «Нематерик» стал Чукотский край. Жители самого удаленного от столицы региона называют центральную Россию «материком» и сильно ощущают как географический, так и культурный разрыв с центром. Софья Гаврилова исследовала быт коренного населения Чукотки, его устои и обычаи. Собранный фото- и видеоматериал вместе образует тотальную инсталляцию, дающую представление о современных социальных и культурных процессах в регионе. Любопытно, что Гаврилова работает на стыке своих специализаций. До того как окончить школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, художница отучилась на географическом факультете МГУ и там же защитилась в аспирантуре. Гаврилова исследует территориальное окружение, влияющее на эмоции и поведение человека.
![Софья Гаврилова. «Нематерик»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/03/755051408344032.jpg)
![Софья Гаврилова. «Нематерик»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/59/755051408344591.jpg)
![Софья Гаврилова. «Нематерик»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/71/755051408344711.jpg)
![Софья Гаврилова. «Нематерик»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/92/755051408344928.jpg)
![Софья Гаврилова. «Нематерик»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/35/755051408344352.jpg)
«Миша Most. Эволюция 2.1»
Где: «Винзавод», Цех Белого, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Когда: до 8 октября 2017 года
Миша Most — один из самых известных российских уличных художников и автор самого большого в мире граффити. Его Most в 2017 году нанес на фасад металлургического завода в городе Выкса. Персональная выставка художника на «Винзаводе» — своего рода эксперимент. Ведь на этот раз Миша Most работал не один, а с помощником — искусственным интеллектом. Пространство Цеха Белого превратилось в своего рода лабораторию, где робот создал ряд живописных и скульптурных работ по эскизам художника. «Мы приближаемся ко времени, когда искусственный интеллект все чаще будет замещать реальный. Возможно, совсем скоро в музеях будут показывать произведения, созданные синтетическим разумом. Размышляя над креативными процессами будущего, я пригласил в соавторы группу программистов и робота», — рассказал Миша Most.
![«Миша Most. Эволюция 2.1»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/87/755051412844876.jpg)
![«Миша Most. Эволюция 2.1»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/92/755051412880926.jpg)
![«Миша Most. Эволюция 2.1»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/91/755051412965914.jpg)
Кэйити Танаами «Страна зеркал»
Где: галерея Гари Татинцяна, Серебряническая наб., 19
Когда: с 28 сентября по 18 ноября 2017 года
Кэйити Танаами — еще один японский художник, чью персональную выставку этой осенью покажут в Москве (второй — Такаси Мураками, чья экспозиция «Будет ласковый дождь» откроется в Музее современного искусства «Гараж»). В основу всего творчества Танаами легли пережитые им события и встречи. Так, самолеты, прожекторы и охваченные огнем города на полотнах — воспоминания художника о перенесенных в детстве бомбардировках Токио. В 1967 году Танаами впервые посетил Нью-Йорк, где познакомился с Энди Уорхолом. С этого началось увлечение японца поп-артом. «Я решил, что, как и Уорхол, не стану ограничиваться только одним направлением, например, только изобразительным искусством или только дизайном, — отмечал Танаами, — и вместо этого попробую себя в различных направлениях». В Москву привезут красочные иллюстрации художника и работы, выполненные в смешанных техниках.
![Кэйити Танаами. «Death Bridge», 2012](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/07/755051416651075.jpg)
![Кэйити Танаами. «What the Shadows Imply», 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/40/755051416649409.jpg)
![Кэйити Танаами. «The Catalogue of Eccentricity Series» Part 19, 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/39/755051416648395.jpg)
![Кэйити Танаами. «The Catalogue of Eccentricity Series» Part 15, 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/28/755051416649284.jpg)
«Противостоящий берег»
Где: ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер., 18
Когда: с 23 сентября по 20 октября 2017 года
Границы в современном мире. Именно они стали предметом анализа для 12 художников из разных стран. Начиная с 80-х годов прошлого века, популярность набирал лозунг «Мир без границ». В 1985 году было подписано шенгенское соглашение, упростившее паспортно-визовый контроль на границах Европы, а западный мир укреплял принципы свободы перемещения и торговли. Но сегодня ситуация изменилась. Так, США принимают декреты о запрете въезда мусульманам, а британцы голосуют за Брексит. Задачей проекта «Противостоящий берег» стал анализ неоднозначной природы границ и их политические и физические качества. В рамках выставки будут представлены фотографии, инсталляции, скульптуры и видеоработы авторов из Великобритании, Франции, Мексики, Кипра и Украины, а кураторами проекта выступят Кивели Маврокордопулу и Саша Певак.
![Реми Дюпра. «Бюргет», 2015](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/63/755051427814636.png)
![Вансан Вуала. «Бетонные волны, революционный сувенир», 2015](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/27/755051427815272.png)
![Шанталь Пеньялоса. «Над авеню Мексики», 2013](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/24/755051427814246.png)
![Йонас Фишер. «Камуфляж I», 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/41/755051427815419.png)
![Аслан Гайсумов. «People of No Consequence», 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/12/755051427817127.png)
![Мари Вуанье. «Международный туризм», 2014](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/26/755051427818267.png)
![Бади Даллул. «Без названия», 2016](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/58/755051427819580.png)
Реми Дюпра. «Бюргет», 2015
Вансан Вуала. «Бетонные волны, революционный сувенир», 2015
Шанталь Пеньялоса. «Над авеню Мексики», 2013
Йонас Фишер. «Камуфляж I», 2016
Аслан Гайсумов. «People of No Consequence», 2016
Мари Вуанье. «Международный туризм», 2014
Бади Даллул. «Без названия», 2016