Галерист Анна Нова об арт-сцене Петербурга и молодых художниках
— Расскажите про новое пространство в вашей галерее. Как родилась идея, что послужило причиной?
— Галерея существует уже 12 лет, начинали мы с одного этажа, потом стали разрастаться. Сейчас первый и второй этажи — это выставочное пространство, плюс там же находятся офис и хранилище, куда некоторые коллекционеры тоже заглядывают. Недавно мы поняли, что у нас нет пространства, куда мы могли бы приглашать гостей, чтобы пообщаться в спокойной и уютной атмосфере — и мы решили его создать.
— То есть это была потребность именно клиентов?
— Да. Смотреть искусство в интерьере легче: ты видишь, как то или иное произведение встраивается в твой дом или квартиру. Мы показываем работы не просто на белой стене, а вписанными в уютный интерьер. В Collector’s Lounge мы создаем свободную атмосферу, будем проводить там дружеские и приватные встречи.
Первым здесь устроили ужин Be Curious Martell в исполнении петербургского дуэта шеф-поваров Duoband — Дмитрия Блинова и Рената Маликова (Tartarbar, Duo gastrobar). Мы собрали друзей, коллекционеров. Опробовали новое пространство — и прекрасно провели время. В дальнейшем мы планируем устраивать здесь лекции, модные показы, к нам уже обращаются бренды, которые хотят проводить мероприятия в галереях или в принципе сотрудничать с искусством. Еще мы будем проводить камерные выставки в закрытом формате, создадим клубную систему. Идей много, и раскрывать все сейчас пока не хочется.
— Как вы выбираете художников для галереи? Ориентируетесь ли на молодых авторов?
— Мы занимаемся концептуальным современным искусством, и художники у нас совершенно разного возраста. Самым молодым был, наверно, Стас Багс, мы тогда сами только начинали работать. Сейчас возрастные рамки начинаются лет с 25-26, хотя некоторым нашим художникам уже за 70.
— В моем понимании и в 70 можно быть молодым художником, если только начинаешь.
— Конечно. Мы знаем великолепные примеры художников, дизайнеров, архитекторов, которые уже во взрослом возрасте создают первые шедевры.
Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить.
— А как вы определяете художников, которые вам подходят? Есть ли определенные критерии, которым они должны соответствовать?
— Думаю, что это в какой-то степени интуиция. У Марины (Виноградовой, арт-директора галереи, — прим. ред.) прекрасное искусствоведческое образование, у нас все в коллективе имеют подобный бэкграунд. Кроме меня. У меня изначально финансово-экономическое образование.
В выборе художников — и для работы в галерее в принципе — очень важна определенная насмотренность. Складывается понимание, что такое современное искусство, какие есть критерии, как им соответствовать.
Чтобы мы начали работать с художником, должны сложиться пазлы: актуальность, ощущение, что это будет интересно на Западе, немаловажно и оказаться в нужном месте в нужное время. Но во главе все равно находятся художник и его творчество. Если не за что зацепиться, невозможно из этого что-то вырастить. В тебя должны верить: зритель, коллекционер, галерист.
В поиске «своих» авторов нам помогает конкурс для молодых художников, который мы проводим уже в шестой раз. Вместе с жюри отсматриваем заявки, в этот раз их пришло около 350! Часть отсекается сразу же, но можно найти и очень интересные проекты.
— Хочется побольше узнать от вас про этот конкурс.
— Конкурс называется «Новые проекты для галереи Анна Нова». Мы заинтересованы в сторонней объективной оценке и формируем независимое жюри, вместе с которым выбираем проект-победитель. (В этом году выиграла выпускница ИПСИ Алиса Керн, чья выставка состоится осенью 2017 года — прим. ред.).
Начиналось все очень легко и органично, будто пазлы сложились. Открылась галерея, у нас тогда работала Катя Андреева, которая подбирала художников и организовала конкурс. Она придумала первые темы, составила его регламент. А дальше это настолько органично вписалось в наше существование, что стало развиваться само по себе. За 12 лет это уже шестой конкурс — и мы видим сильные изменения. Из локального он стал международным: заявки приходят из Турции, Бельгии, США. В этом помогает и международное жюри, серьезные имена привлекают художников. В этом году в жюри у нас были Каролин Христов-Бакарджиев, она курировала 13-ую Документу, Джоанна де Вос, бельгийский куратор и со-куратор выставки Яна Фабра в Эрмитаже. Были и Дмитрий Озерков, Валентин Дьяконов.
— А в дальнейшем? Может ли конкурс быть создан как отдельная организация?
— Я бы не отказалась, если бы это взял на себя, например, «Манеж». Хочется передать конкурс в надежные руки. Или делать его вместе с кем-то. У Насти Курехиной есть прекрасная премия... Делать все самостоятельно нам уже сложно. У нас есть попечительский совет, выставка, премия. Мы даем художникам возможность поехать в резиденцию, сделать дополнительную выставку — на усмотрение попечительского совета. Который, кстати, у нас существует всего второй год. Грантов и конкурсов для художников должно быть больше в нашей стране.
— Вы участвуете в ярмарке Cosmoscow. Эта ярмарка для вас — об имидже? Или еще и прибыльное дело?
— Получилось так, что для нас последние две ярмарки Cosmoscow очень прибыльные, вообще весь стенд продается. Картины Дашевского, Кулькова, объекты Aljoscha очень интересуют московских коллекционеров, причем как опытных, так и начинающих.
И покупают не только наши постоянные коллекционеры, но и те, от кого не ожидаешь. Увеличивается интерес к современному искусству на внутреннем рынке, что меня очень радует — мы видим, что все наши усилия дают плоды. Мы много работаем над тем, чтобы современное искусство стало более востребованным. Наша деятельность — миссионерская в какой-то степени: помимо конкурса мы проводим круглые столы, встречи, делаем выставки вне галереи. Недавно ездили в Сочи, где сделали выставку. Теперь в Сочи хотят с нами сотрудничать, чтобы мы дальше организовывали выставки, хотят паблик-арт выставлять на своих площадках.
Работа художника Aljoscha (Алёша)
— Но это частный интерес? Частная компания?
— Да, пока частная.
— Еще хотел обсудить летний период в Санкт-Петербурге. Странно, что все дома там еще не превратились в отели, потому что это время года действительно очень активное. К вам летом приходит много, так скажем, «случайных» клиентов? То есть, туристов?
— Да. Зашел-купил. У европейцев это нормальная практика, это мы отстаем лет на 50.
— А такие туристы потом возвращаются, кто случайно зашел?
— Пока, по-моему, не было. Но мы общаемся, контактируем, отправляем информацию.
— Да, это абсолютно правильно. Про московские галереи, для сравнения, я таких историй не слышал, и они как раз обычно закрываются на лето.
— У нас была такая же практика, мы на август закрывались. Первых лет пять мы работали в таком режиме, а потом я уже поняла, что в Петербурге это единственное время, когда что-то активно происходит. Лучше уйти в отпуск, допустим, в феврале.
— Куда вам было бы интереснее двигаться дальше — в Европу, Азию..?
— В наших планах Америка. Впрочем, Азия тоже заинтересована в российском искусстве. Я даже не думала, что их так привлекает наше искусство, обычно они поддерживают свое, развивают, покупают. В Азии сейчас вообще сильный интерес к культуре, они готовы инвестировать во все бренды мирового уровня, которые имеют хорошую доходность.
— Но вы все равно пока думаете об Америке?
— В Азии по статистике самый крупный арт-рынок. Просто участие для нас дорого. Хотелось бы ездить максимально везде, но так как государство никакой поддержки не оказывает, нужно самим как-то это решать, и логистика пока для нас дороговата.
— А с какими художниками вы хотите в дальнейшем работать? Вы будете заниматься русскими художниками за рубежом?
— Мы хотим показывать хорошее искусство, у нас нет цели показывать только российских художников. Нам хотелось бы также сотрудничать с какими-то галереями, которые по рейтингу либо выше стоят, либо наравне с нами. И, может, объединить наши усилия, чтобы получить больший охват.
Мы делаем периодически такие проекты — этим летом с американцами, раньше с польскими художниками работали, с французскими, в прошлом году сотрудничали с Aljoscha (Алеша). Он изначально из Украины, но много лет живет в Германии. Его выставка, кстати, была одной из самых посещаемых, пришли люди, которые даже, наверное, не знали о существовании галереи Anna Nova. Своими яркими необычными объектами он привлек молодых людей, студентов.
— Да, надо правильно воспитывать молодых коллекционеров.