Стиль
Впечатления 10 фильмов ММКФ, которые нужно увидеть даже самым занятым
Стиль
Впечатления 10 фильмов ММКФ, которые нужно увидеть даже самым занятым
Впечатления

10 фильмов ММКФ, которые нужно увидеть даже самым занятым

10 фильмов ММКФ, которые нужно увидеть даже самым занятым
22 июня начался Московский международный кинофестиваль — одно из главных кинособытий года в России. Внимательно изучив программу, «РБК Стиль» выбрал 10 фильмов, ради которых стоит отложить все дела.

«Мешок без дна» Рустама Хамдамова

В ролях: Светлана Немоляева, Анна Михалкова, Кирилл Плетнёв

Основной конкурс

В этом году в основном конкурсе ММКФ участвуют 13 картин, три из которых — российские. Одна из них, «Мешок без дна», снята Рустамом Хамдамовым, режиссером и первым российским художником, чьи работы при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа. Хамдамов создавал костюмы для «Нечаянных радостей» и «Щелкунчика и Крысиного короля» Андрея Кончаловского, а сценарист Тонино Гуэрра однажды назвал его «человеком великой тайны». В основу черно-белого «Мешка без дна» легла новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которой был снят еще один великий фильм — «Расёмон» Акиры Куросавы. Но в фильме Хамдамова действие происходит во время правления русского императора Александра II, а история с убийством самурая превращается в рассказанную придворной фрейлиной сказку о мистическом убийстве царевича. Тем, кто смотрел шедевр Куросавы, наверняка будет интересно сравнить эти картины, остальные же определенно оценят оригинальный визуальный язык Хамдамова.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru

 

 

«Купи меня» Вадима Перельмана

В ролях: Светлана Устинова, Анна Адамович, Иван Добронравов

Основной конкурс

Любопытный проект, осуществленный украинским режиссером Вадимом Перельманом, уехавшим на Запад и снявшим в своем трижды номинированном на «Оскара» «Доме из песка и тумана» Бена Кингсли и Дженнифер Коннелли, и сильной продюсерской команды, в которую вошли Александр Агеев (сериал «Измены», «Шапито-шоу»), Вячеслав Дусмухаметов («Интерны») и Федор Бондарчук (в лишних представлениях не нуждается). Фильм исследует жажду успеха, движущую многими современными женщинами. Катя, девушка из хорошей семьи, меняет обучение в Париже на модельную карьеру в Эмиратах — и это решение влечет за собой множество последствий, далеко не всегда положительных для героини.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса

В ролях: Луи Гаррель, Стейси Мартин, Беренис Бежо

Программа «8 ½ фильмов»

На Каннском кинофестивале вокруг этой картины развернулся целый скандал, причем не связанный с художественной составляющей: просто перед пресс-показом в зале был обнаружен подозрительный пакет, из-за чего всех зрителей эвакуировали, а просмотр задержали на час. Сам фильм получил неоднозначные отзывы критиков: одни писали, что он поверхностный, но смешной и красивый, другие называли глупым. В основу «Молодого Годара» легли мемуары дочери русского аристократа, актрисы и писательницы Анны Вяземски, которая снималась у Годара в «Китаянке» и некоторое время была замужем за классиком французской «новой волны». Самого режиссера тут изображает Луи Гаррель в солнцезащитных очках и с проплешиной: он участвует в студенческих волнениях, экспериментирует с киноязыком и ходит под ручку с Вяземски, которую играет звезда «Нимфоманки» Стейси Мартин.

 

 

«24 кадра» Аббаса Киаростами

Программа «Мастера»

В этой программе будут показаны и драма Энга Ли «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» о военных, после боевой операции в Ираке ненадолго отправленных в футбольный промо-тур по Америке, и «На пределе» Фатиха Акина с Дианой Крюгер, отмеченной за свою роль наградой в Каннах, и раскрученный в СМИ, но обруганный критиками «Роден» Жака Дуайона, повествующий об отношениях великого скульптора и его модели Камиллы Клодель. Но особое внимание стоит обратить на последнюю работу иранского классика Аббаса Киаростами, скончавшегося в июле прошлого года. Документальная лента «24 кадра» представляет собой набор сделанных режиссером фотографий и картины Питера Брейгеля Старшего, которые сплетаются воедино и становятся частью общего изображения. Над этим проектом Киаростами работал три года, а завершал съемки его сын Ахмад. «Меня всегда интересовала способность художника отобразить реальность. Я сделал фильм, в котором попытался рассказать, что могло происходить до и после каждого запечатленного на фотографии мгновения», — говорил об этой работе сам автор. Критики приняли картину благосклонно, отметив иронию и необычный взгляд Киаростами, так что если вы устали от развлекательного кино, то вам стоит посмотреть этот фильм.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru

 

 

«Нежность» Джанни Амелио

В ролях: Элио Джермано, Джованна Меццоджорно, Грета Скакки

Программа «Мастера»

На ММКФ привезут и последнюю работу итальянского классика Джанни Амелио, не очень известного в России, однако снискавшего множество наград у себя на родине, а также номинировавшегося на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за «Похитителя детей» (1992) и отмеченного «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за «Так они смеялись» (1998). В своих картинах Амелио, в детстве брошенный отцом, нередко затрагивал отношения детей и родителей: «В самом сердце» через эту призму рассматривается проблема терроризма, в «Ключах от дома» некогда отказавшийся от больного сына герой знакомится с ребенком заново и открывает для себя новый мир. Отцам и детям посвящена и «Нежность» — драма о пожилом адвокате со скверным характером, подружившимся с соседской семьей и осознавшим, что привязался к ней больше, чем к собственным детям.

 

 

«По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки

В ролях: Вилле Виртанен, Кати Оутинен, Шерван Хаджи

Программа «Эйфория окраины»

В программу, куратором которой стал известный кинокритик и президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов, по большей части вошли фильмы стран бывшего соцлагеря, в том числе Румынии и Польши. Исключением стал «По ту сторону надежды», снятый классиком современного финского кино Аки Каурисмяки и затрагивающий острую для всей Европы тему мигрантов. В этой меланхоличной и трогательной картине режиссер с присущим ему сдержанным юмором показывает историю разведенного коммивояжера Викстрема, вложившего деньги в небольшой ресторан и пытающегося помочь молодому сирийскому беженцу Халеду. Премьера «По ту сторону надежды» состоялась на Берлинале, где Каурисмяки вручили «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

 

 

«О теле и душе» Ильдико Эньеди

В ролях: Геза Морчаньи, Александра Борбей, Золтан Шнайдер

Программа «Эйфория окраин»

Фильм-победитель нынешнего Берлинале, в придачу к «Золотому медведю» получивший и приз ФИПРЕССИ. Действие венгерской драмы разворачивается на скотобойне — далеко не самом подходящем месте для любовной истории. Тем не менее именно тут работают главные герои, менеджер по качеству Мария и ее немолодой замкнутый начальник Эндре. Сначала отношения между ними не складываются, однако со временем Мария и Эндре обнаруживают, что им снятся одинаковые сны — и это могло бы стать началом прекрасной дружбы, если бы не перетекло в нечто большее.

 

 

«Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио

В ролях: Даниэла Вега, Алин Куппенхайм, Франсиско Рейес

Программа «Фильмы, которых здесь не было»

Еще одна картина, вызвавшая множество дискуссий на Берлинале. Главная героиня Марина Видаль работает официанткой, подрабатывает певицей и счастливо живет со своим немолодым возлюбленным Орландо. Ее жизнь круто меняется, когда Орландо умирает. Во-первых, Марину считают причастной к его смерти. Во-вторых, Марина — транссексуал, и из-за этого ей приходится пережить немало неприятных моментов, когда родные Орландо начинают предъявлять претензии на его имущество. Эта эмоциональная картина о несправедливости и силе ее преодолеть особенно актуальна для общества, в котором человека зачастую оценивают по его расовой принадлежности и сексуальной ориентации, а не по словам и поступкам.

 

 

«Андрей — голос вина» Марка Челищева

Программа «Русский след»

Документальная лента о судьбе русского аристократа Андрея Челищева, после революции эмигрировавшего в Европу, а затем в США. Челищев сыграл огромную роль в становлении калифорнийского виноделия, предложив местным производителям новые для этого региона техники. Он во многом способствовал тому, что ничем не примечательное ранее калифорнийское каберне прославилось на весь мир. После смерти Челищева в долине Напа ему установили памятник. Режиссером этого фильма стал внучатый племянник винодела Марк Челищев, а музыку к картине написал Алексей Айги.

Фото: 39.moscowfilmfestival.ru

 

 

«Бахубали. Начало» и «Бахубали. Завершение» С.С. Раджамаули

В ролях: Прабхас Раджу Уппалапати, Таманна Бхатия, Анушка Шетти

Программа «Открытие: Кино регионов Индии» и фильм-открытие

У большинства российских зрителей индийское кино ассоциируется с плясками, трясками, Зитой, Гитой, потерянными и обретенными родственниками, усатыми злодеями и героями в белых штанах. Киноэпопея «Бахубали», вторая часть которой станет фильмом-открытием ММКФ, представляет другую сторону кинематографа Индии, страны, по объему кинопроизводства лишь немного уступающей США. Исторический блокбастер, рассказывающий о принце Шивуду, воспитанном простолюдинами и вступившем в борьбу за престол со своим братом Бхаллаладевой, способен удивить количеством трюков и качеством спецэффектов, не уступающих голливудским. Возможно, многие будут смотреть этот фильм больше из страноведческого интереса. Но именно этим и хороши кинофестивали: они дают редкую возможность увидеть кино, которое не выйдет в широкий прокат.

 

 

Между Севером и Югом

В этом году на ММКФ будут представлены две специальные программы, посвященные корейскому кино. Фильмам Южной Кореи отведена «Республика Корея: история и современность. Фильмы Юн Джегюна». В «северокорейскую» «Открытие: Сегодня о Корее» вошли документальная картина «Город Кэсон, где были в поисках женьшеня» и игровые «Аттестат зрелости» и «История нашего дома» (в аннотации к последнему сказано, что «фильм наглядно показывает правду о дружном корейском обществе и Партии, которая является домом для всего народа Северной Кореи»).

Кадр из фильма «Аттестат зрелости»
Кадр из фильма «Аттестат зрелости»

Сравнить кинематограф этих двух стран, бывших некогда одной, будет как минимум любопытно, особенно с учетом того, что Северная Корея входит в число самых закрытых и загадочных государств в мире. «Обе программы были нам предложены соответствующими посольствами, — рассказывает программный директор ММКФ Кирилл Разлогов. — Программу «Открытие: Сегодня о Корее» я первоначально хотел назвать «От женьшеня до идей чучхэ». Она представляет взгляд на жизнь, историю и культуру КНДР изнутри. Документальный фильм дает основу для понимания глубокой истории на пересечении природы (это регион женьшеня) и конфликтов прошлого. Две игровые картины взаимно дополняют друг друга. В одной рассказывается биография учительницы, жизнь которой охватила несколько периодов существования страны, а вторая очерчивает судьбу конкретной семьи, которая показывает, что всю страну при нынешнем политическом режиме можно рассматривать как большую семью. Юн Дже-гюн меня заинтересовал тем, что он одновременно продюсер и режиссер фильмов, популярных внутри страны, но мало известных за рубежом. Это опять-таки открытие того кино Южной Кореи, которое не представлено на международных кинофестивалях и отличается от творчества Пак Чхан-ука и Ким Ки Дука».