Американское кино в лицах: новая программа в «Гараже»
«Американский кинематограф в лицах» организован Музеем современного искусства «Гараж» и Центром документального кино. «Идея программы "Кино о кино" родилась после того, как в этом году на одном из крупнейших фестивалей "Сандэнс" состоялась мировая премьера документальной картины "78/52", представляющей собой детальный разбор самой известной сцены убийства в истории мирового кинематографа, — рассказывает куратор программы Майя Кузина. — Стало ясно, что документальные картины, подобные этой, удачно складываются в образовательный цикл. Взяв за отправную точку фигуру Альфреда Хичкока, в этом сезоне мы решили сфокусироваться на американском кинематографе. Другими героями программы стали признанные голливудские классики Стэнли Кубрик и Орсон Уэллс, а также Ричард Линклейтер, классик современного кинематографа.
Так как изучение творческого наследия режиссера предполагает не только рассказ о его методах и эстетике, но и знакомство с самими работами, к каждому документальному фильму мы добавили по одной из значимых картин автора, разбив программу на четыре блока. Кинопоказы будут сопровождаться лекциями, подготовленными "Кинопоиском"».
«Американский кинематограф в лицах» продлится с 20 июня по 6 сентября. Откроется цикл творчеством Альфреда Хичкока. 20 июня любители кино осмотрят ленту «78/52» Александра О. Филиппа, посвященную анализу съемки леденящей кровь сцены убийства из фильма «Психо». 78 планов и 52 монтажные склейки понадобились, чтобы на свет появился этот двухминутный эпизод, ставший одним из самых знаменитых в истории кино. Перед показом кинокритик и киновед Нина Цыркун прочитает получасовую лекцию о режиссерском методе Хичкока. Сам «Психо» зрители смогут посмотреть на следующий день.
Вторым героем цикла станет Ричард Линклейтер, известный широкой публике прежде всего как режиссер «Отрочества», пятикратно номинированного на «Оскар». «Он считается певцом независимого американского кино, и без него история американского кинематографа была бы неполной, — говорит Майя Кузина. — Так что у нас есть три фигуры, представляющие классическое кино США, и есть Линклейтер, продолжатель всех этих традиций и современный классик, на которого ссылаются и опираются, который по-прежнему продолжает работать». Как первые фильмы этого режиссера, малобюджетные и бессюжетные «Бездельник» и «Под кайфом и в смятении», стали образцами независимого американского кино, каким путем Линклейтер шел к успеху и какое влияние оказал на карьеру Итана Хоука, рассказывается в документальной ленте «Следуй за мечтой» Карен Бернстайн и Луиса Блэка, которую покажут 12 июля.
13 июля зрители посмотрят «Бездельника», картину о жителях американского Остина, снятую за $23 тыс. и заработавшую в прокате $1,2 млн. «С этой картины началась история Линклейтера как одного из главных независимых режиссеров, — объясняет этот выбор Майя Кузина. — Даже "Под кайфом и в смятении", одна из его наиболее цитируемых картин, продолжает темы, затронутые еще в "Бездельнике". Мы хотели показать, с чего все начиналось».
Стэнли Кубрику, которого широкая публика любит за «Сияние» и «С широко закрытыми глазами», а фанаты кино — еще и за «Убийство» и «Цельнометаллическую оболочку», будут посвящены августовские кинопоказы. 15 августа в Garage Screen продемонстрируют «Комнату 237» Родни Ашера — документальную картину об истории и скрытых смыслах «Сияния», названную изданием Variety «одним из величайших фильмов про фильмы». Сам триллер с Джеком Николсоном в главной роли будет показан 16 августа.
Последним героем цикла станет Орсон Уэллс, автор «Гражданина Кейна», «Печати зла» и «Процесса», признанный в 2002 году величайшим режиссером всех времен по результатам опроса Британского института кино. 5 сентября зрители увидят документальную работу «Знакомьтесь, Орсон Уэллс» Клары и Жюлии Куперберг, в которой режиссер показан глазами старшей дочери Кристофер и коллег Питера Богдановича и Мартина Скорсезе. В ленте рассказывается об отношениях режиссера с актрисой Ритой Хэйворт, о его увлечении магией и знаменитой радиопостановке «Война миров», в свое время принятой слушателями за настоящее вторжение инопланетян. 6 сентября программу кинопоказов закроет «Леди из Шанхая» — пожалуй, самая непростая работа Уэллса: в свое время она провалилась в прокате, а продюсеры обвиняли режиссера в том, что его визуальные приемы отвлекают зрителей от сюжета. Со временем «Леди из Шанхая» признали образцом жанра нуар и одним из лучших творений Уэллса. «Признание профессионального сообщества пришло к фильму "Леди из Шанхая" спустя десятилетия после его выхода, — говорит Майя Кузина. — В программе "Кино о кино" мы представим отреставрированную версию, которая была специально подготовлена к 100-летию режиссера в 2015 году и представлена на Каннском кинофестивале. Здорово, что у нас есть возможность с помощью современных документальных фильмов актуализировать классику».