Поколение бунтарей: выставка-блокбастер про 60-е в Лондоне
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/74/754840553309745.png)
За 1826 дней, а именно столько длится показанный на выставке исторический период, кураторы лондонского музея искусства и дизайна насчитали семь революций и уложили их в семь залов. И это увлекательнейшее путешествие во времени. Сделана выставка по последним музейным модам: приближаетесь вы к стенду про The Beatles, только завидели круглые очки Леннона, а в наушниках уже слышится сакральное «отключи свой ум, расслабься и плыви по течению». А еще несколькими минутами ранее защитники ЛСД в архивных интервью объясняют про вклад психоделических препаратов в историю. Так, британский психиатр Хамфри Осмонд уверен, что без них не работала даже макробиотическая диета, что уж говорить о культурных революциях. Впрочем, к моменту официального запрета ЛСД в 1966 году они шли уже полным ходом.
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/09/754840536852090.png)
Символом раскрепощения становится мода. Главной улицей — Карнаби-стрит, а лицом свингующего Лондона — 16-летняя Твигги, худющая девчонка на велосипеде, с огромными глазами, в коротком платье и гольфах. Магазины начинают работать до поздней ночи, и в них продаются самые диковинные вещи. Все яркое, пляшущее. Мини идет под руку с макси. Этника с психоделикой. Парикмахер Видал Сассун отменяет высоко поднятые начесы и отправляет лаки-спреи в помойку. Вместо них — летящие «боб-каре» и игривые челки на глаза. «Вы можете вставить пальцы в волосы! Это свобода!», — пищали от восторга критикессы Vogue. Миф о красивой картинке и о кино как ее части тоже родом из 60-х. Микеланджело Антониони снимает «Фотоувеличение» — прекрасную притчу о непознаваемости жизни, ставшую манифестом целого поколения. А Терри О’Нил, Дэвид Бейли, Брайан Даффи — кумиров этого поколения: Дэвида Боуи, Брижит Бордо, Катрин Денёв, Грейс Коддингтон и других красивых, знаменитых и свободолюбивых.
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/19/754840554644193.jpg)
«Человек не бывает глупым или умным: он либо свободен, либо нет» — такие мысли долго бродили в Париже по бульвару Сен-Жермен-де-Пре и в районе Сорбонны, пока в мае 1968 года студенты не полезли на баррикады. Требования восставших были столь обширны — от недовольства Де Голлем и старыми авторитетами до желания побольше музыки и секса, — что в общем сводились к фразе, сформулированной кем-то из бастующих: «У меня есть, что сказать, но я не знаю толком, что именно».
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/75/754840542929755.jpg)
Зато проблем с формулировками не испытывали копирайтеры. Потребительская лихорадка 60-х стремительно захватывала умы. Впрочем, они не особо сопротивлялись. Ведь предыдущее поколение даже мечтать не могло о домах, в которых теперь жили их дети. С экранов телевизоров лился поток рекламных объявлений, сулящих и «отличный вкус отличных сигарет "Парламент"» и «недостижимые небеса с водкой "Смирнов"». «Когда я смотрю телевизор, приходит человек и рассказывает, какими белыми могут быть мои штаны!» — пели The Rolling Stones. Вооружившись свеженькими кредитными картами, которые добрались до Старого света только в 1966-м, потребители осаждали павильоны Всемирной выставки «Экспо-67» в Монреале, которая побила все рекорды посещаемости. А ведь она бы могла проходить в Москве, если бы советские вожди не отказались по причинам, известным только им одним. Хотя, судя по цифрам, павильон СССР в Монреале оказался едва ли не самым популярным. Спустя еще три года «Экспо» прошла в Осаке — и вновь успех. Чего на этих выставках только не было — от сенсационных геодезических куполов Ричарда Фуллера до футуристических очков Оливера Голдсмита и невиданных ранее кресел-шаров из пластика финского дизайнера Ээро Аарнио.
![Выставочный стенд СССР на Всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/22/754840555234220.jpeg)
В зале с записями концертов на «Вудстоке» и в Монтерее негде сделать и шага — боишься угодить кому-нибудь по голове. Зрители лежат в полутьме на огромных подушках на полу и им здесь всяко покомфортнее, чем тем сотням тысяч хиппи, которые 15 августа 1969 года собрались на ферме Ясгура под Нью-Йорком, чтобы под проливным дождем послушать Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, The Who, Jefferson Airplane и других идолов того времени. Но собравшимся плевать было на дождь и прочие бытовые неудобства, ведь у них для счастья было главное — много секса, марихуаны и музыки. Тут же по периметру зала выставлены костюмы и музыкальные инструменты (туника, едва прикрывающая грудь американской рок-дивы Грейс Слик, откуда рвалась «потребность кого-то любить», пиджак и гитара Хендрикса), а также джинсы Levi's, рубашки Оззи Кларка и платья Теи Портер — киты, на которых держалась мода хиппи. «Одежда должна делать людей счастливыми», — без конца твердила Портер.
![Экспозиция «You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/82/754840547018827.jpg)
![Экспозиция «You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/63/754840547108636.jpg)
![Экспозиция «You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/73/754840547061733.jpg)
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/24/754840547170245.jpg)
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/46/754840547200468.jpg)
![Фото: vam.ac.uk](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/54/754840547243544.jpg)
После «Лета любви» 1967 года в поисках все того же счастья и свободы хиппи стали уходить из городов, чтобы жить в автономных коммунах на природе. Никаких запретов и никакой политики. Свободная любовь, музыка и наркотики. Из одного такого хиппи в философа, гуру зеленых и вырос Стюарт Бранд, знаменитый автор «Каталога всей Земли» — практического пособия о том, как бережно относиться к планете, и глобально — как построить утопию.
«Библией своего поколения» назвал «Каталог» Бранда Стив Джобс. «Это что-то вроде Google в бумажной версии, за 35 лет до его появления. Идеалистическая публикация, переполненная большими идеями», — сказал про него Джобс. Так кураторы выставки перебрасывают мост из 60-х поближе к нашему времени. Остановившись на первой компьютерной мыши Дугласа Энгельбарта и на первом Apple, они ведут зрителей в заключительный зал. А там видеонарезка, которая лихо скачет по новостным заголовкам, меняя узнаваемые картинки и выхватывая, как бы сегодня сказал Google, ключевые слова-теги: я проснулся утром и спросил, где мое счастье; покупать, утюги, космос, bbc, евровидение, кока-кола, дискеты, полароид, подопытные мыши, компьютеры, интернет, маргаретт тетчер, дэвид боуи, бил клинтон, секс, миллениум, 11 сентября, джордж буш, афганистан, pussy riot, путин, бен ладен, кейт уинслет, анонимус, игил…
![Экспозиция «You Say You Want a Revolution? Records and Rebels 1966-1970»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/96/754840546672966.jpg)
Кураторы предлагают зрителям поразмышлять, что же дали 60-е c их утопией свободы и поисками совершенного мира миру сегодняшнему, который, судя по этому фильму, на всех скоростях летит в тартарары. «Вместо граждан — потребители, вместо общины — торговые центры. Конечный результат — это разобранное на части общество отдельных людей, чувствующих разложение и социальную беспомощность», — приведенная здесь же цитата американского лингвиста и философа Авраама Хомского звучит как приговор. Но тут вспоминаются слова Стюарта Бранда, повторенные Стивом Джобсом: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными», и кажется, что все еще возможно.