Конструктор будущего: Lexus Hybrid Art в Санкт-Петербурге
За плечами Lexus Hybrid Art впечатляющее прошлое: команда проекта привозила в Москву работы Хулио Ле Парка, Ивана Наварро и Конрада Шоукросса, устраивала для гостей открытия концерт Девендры Банхарта, имела честь первой в России показать видеоинсталляцию Билла Виолы (его ретроспективу, намеченную на 2017 год, примерно в то же время анонсировал ГМИИ им. А.С. Пушкина), заполняла сложносочиненным искусством павильон «Оптика» на ВДНХ, Центральный Манеж и Театр «Россия» — последний превращали буквально в многозальный центр перформансов, где Дэвид Биркин предлагал «измельчить» свои страхи, записанные на бумаге, а Леандро Эрлих — затеряться в лабиринте примерочных.
В этом контексте седьмая выставка проекта — не «энциклопедия чувств», которой год назад рукоплескала московская публика, и не выставка достижений «гибридного» искусства, а своего рода «точечный удар». Будущее у каждого свое, но у всего мира — общее, тема, с одной стороны, серьезна и фаталистична, с другой — не может быть раскрыта без легких, свежих и неожиданных нот. Все это в зале петербургского «Манежа», в июне открывшемся после реконструкции, исследует главный и единственный герой новой Lexus Hybrid Art Дуглас Коупленд. Канадский художник, дизайнер, футуролог, визионер и автор знаменитого романа «Generation X» задался целью показать, что будущее желанно, что оно уже здесь, рядом, легкое и податливое, как размягченная глина — достаточно осознать, что его можно облечь в любую форму. Анализировать переживания настоящего перед лицом будущего Коупленд начал в прошлом веке — в статьях для журналов Vice и Wired и своих книгах 20-летней давности ему удалось предвосхитить многие происходящие сегодня вещи. И теперь резиденту Академии культуры Google, кавалеру французского ордена Почетного легиона и обладателю многих наград в области дизайна удается несколькими штрихами изобразить наше коллективное бессознательное.
Видеофрагменты на каждой из шести возведенных на выставке сцен — с танцующими людьми, бесконечно меняющимися цифрами или сверкающими бриллиантами — хранят частицы первозданной энергии, немного научных изысканий, нечто от индустриального бума. Здесь все про движение, впечатления и эмоции. «Вечная молодость — суть всех работ Коупленда», — отмечает куратор Lexus Hybrid Art, бразилец Марселло Дантас. — Он безошибочно улавливает дух времени и воплощает его в своих произведениях». По словам Дантаса, выставка создает многомерный и многослойный портрет нескольких поколений — от знаменитого коуплендского «поколения Х» до так называемого «поколения Y», глубоко вовлеченного в цифровые технологии.
Желтый — ученым, пурпурный — любителям вечеринок, красный — рабочим... Для всего, что пробуждает вдохновение, в том числе ковбоев, которых Коупленд приравнивает к отшельникам, и космонавтов, был разработан особый цветовой код: один из основных в моделях CMYK и RGB цветов присвоили каждой из сцен. Все они населены взаимодействующими со зрителями артистами: на сцене цвета циан, например, живут спортсмены — они всегда приводили Коупленда в восторг и изумление. «Быть «внутри» своего тела и делать с ним все то, что сознание хочет, — это, пожалуй, сравнимо только с жизнью после смерти», — признается художник, обходя выставку за час до ее официального открытия.
Всем, кто думает о будущем как о чем-то далеком или неизбежном, Дуглас Коупленд отвечает так: «Мы каждый день живем в будущем, сегодняшний и завтрашний день, очевидно, уже слились друг с другом. И будущее — отнюдь не приговор, оно — приключение, которого стоит ожидать с тем же нетерпением, с каким мы предвкушаем путешествие в Австралию». Созерцая разработанные им сцены и внося свой вклад в гигантский конструктор посередине выставочного зала, увериться в том, что все мы — живые участники будущего (и того, чем оно может стать), не так-то трудно: здесь нет никаких правил и есть сотни вдохновляющих деталей.
Выставка «Предвосхищение. Конструктор будущего» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге открыта с 12 по 25 октября.