Стиль
Впечатления Одиссея — 2015: гид по современному космическому туризму
Стиль
Впечатления Одиссея — 2015: гид по современному космическому туризму
Впечатления

Одиссея — 2015: гид по современному космическому туризму

Фото: depositphotos.com; virgingalactic
«РБК Lifestyle» разбирается, кто занимается разработкой космического туризма, сколько нужно заплатить, чтобы посмотреть на Землю из иллюминатора, и как подготовиться к путешествию в космос.

 

История космического туризма

 

Пытливое человечество всегда мечтало начать летать в космос. В конце прошлого века исследователи и инвесторы начали всерьез заниматься орбитальным туризмом. В 1986 году на Международном конгрессе по астронавтике прозвучал доклад одного из первых космических экономистов Патрика Коллинза о финансовой стороне вопроса, и тогда стало очевидно, что нет ничего невозможного. В том же году специальное подразделение НАСА, созданное для организации гражданских орбитальных полетов, собиралось запустить первый корабль Challenger с американской учительницей Кристи Маккоф на борту. Именно она должна была открыть эру космических путешествий, но трагически погибла еще при запуске. В том же году власти США на некоторое время запретили полеты в космос непрофессиональным астронавтам, поэтому вскоре все немногочисленные желающие стали пользоваться услугами советских, а затем и российских предприятий. Российский модуль МКС и корабли «Союз ТМ-11» / «Союз ТМ-10» и «Союз ТМ-12» «Союз ТМ-11» долгое время оставались единственной возможностью для космических туристов добраться до орбиты: стоил весь тур на орбиту $20 млн, которые отправлялись в Роскосмос. С 2001 года на МКС слетали семь туристов, а в этом году на землю из космоса посмотрит британская актриса и певица Сара Брайтон.

Федеральное управление гражданской авиации США говорит об экономическом росте в сфере космического туризма: через 20 лет отрасль станет многомиллиардной индустрией. Агентства статистических данных прогнозируют рост потребности в космических гидах, экологах и проводниках. Сейчас сразу несколько американских и европейских корпораций разрабатывают свои варианты коммерческих путешествий, но только некоторые из них обещают начать полеты на орбиту в ближайшие несколько лет.

 

 

Кто разрабатывает программы туров на орбиту

 

SpaceX 

Американский частный производитель ракет-носителей Falcon принадлежит одному из основателей PayPal и CEO Tesla Motors Илону Маску. Компания сама занимается разработками всех частей ракет и всех сопутствующих материалов и устройств на своей базе в Калифорнии и в период с 2006 по 2009 год уже отправила несколько коммерческих кораблей на МКС. Новая разработка компании — капсула Dragon, возможно, и станет транспортом для будущих космических туристов, готовых воспользоваться услугами SpaceX. На официальном сайте компания делится новостями о своих разработках, включая проект по колонизации Марса.

 

Boeing

В начале 2010 года НАСА поддержало компанию-производителя самолетов в разработке первого космического транспорта CST-100. К июню следующего года НАСА вложило в проект больше $100 млн, и разработка перешла в активную фазу. Boeing разрабатывает капсулу для транспортировки грузов и экипажа к МКС и Луне и в будущем планирует выйти на туристический рынок со своим коммерческим предложением. Произойдет это, правда, не раньше 2017 года, когда корабль «обкатают» в беспилотном и пилотируемом режимах.

 

 

Space Adventures LTD

Компания Space Adventures LTD — первая в индустрии. Именно она сотрудничала с Роскосмосом, когда российские корабли отвозили туристов к МКС. Сейчас, когда отечественные корабли временно недоступны для коммерческих полетов, компания взялась за разработку собственных кораблей. На этот раз Space Adventures LTD. будет доставлять туристов на Луну. Стоимость путешествия пока совершенно космическая: $50 млн за полет. Кроме этого, компания занимается разработкой и непродолжительных выходов на орбиту: до двух часов. Этот вид путешествия будет стоить около $110 000.

 

 

Все эти компании, как и некоторые другие, например Excalibur Almaz, занимаются полетами на МКС или Луну: предприятия весьма опасные и недешевые. Но это не единственное поле для разработки в области космического туризма. Суборбитальные полеты рассматриваются как один из вариантов для бизнеса сразу несколькими компаниями. Главное отличие суборбитальных полетов от всех остальных — непродолжительность и относительная дешевизна. Ракета отправляется в космос и поднимается до 100 км над землей, а после сразу же начинает спуск. За это время туристы могут успеть посмотреть на звездное небо, не размытое стратосферой, увидеть изгиб земной поверхности и провести в невесомости около 6 минут. Обходиться это будет примерно в $200 000, и, судя по всему, первые счастливчики отправятся смотреть на Землю в иллюминаторе уже через пару лет.

Одна из главных компаний — разработчиков программ туристических полетов за пределы стратосферы принадлежит сэру Ричарду Бренсону, владельцу группы компаний Virgin и экстравагантному покорителю мировых рекордов. Корабль VSS Enterprise готовился к запуску еще в 2014 году, и к этому моменту компания успела продать 700 билетов на регулярные рейсы в космос, но во время испытаний корабль вышел из строя, поэтому Virgin Galactic перебросил свои ресурсы на совершенствование второго корабля. Пока что именно у компании Бренсона больше всего шансов стать пионером в суборбитальном туризме, а о том, как идет подготовка, можно узнавать на официальном канале компании на YouTube.

 

 

Разработок, связанных с космическим туризмом, с каждым годом появляется все больше: идея отеля на МКС, организация Citizen in Space, пытающаяся отправить граждан США в космос в познавательных целях, космический трамвай и пусковая петля — все эти начинания помогут сделать космический туризм интересным, безопасным и относительно недорогим. Например, бизнес-магнат Роберт Бигелоу, который построил свою империю отелей в США, готов вложиться в проект комфортабельной гостиницы, прикрепленной к МКС. Самым известным и нашумевшим проектом, впрочем, все равно остается Mars One — разработанный одноименной голландской компанией план колонизации Марса. Mars One целиком поддерживается частными предпринимателями и благотворительными организациями, поэтому является крупнейшим негосударственным предприятием по покорению космоса. В 2015 году организаторы закончили первый этап отбора кандидатов, выбрав 100 мужчин и женщин со всего мира, которые должны будут полететь на Марс и прожить там жизнь, и немного сбавили обороты: раньше 2027 года на Марс никого не отправят, а это на три года позже ранее анонсируемого срока. Космическое путешествие в один конец планируют снимать на видео от начала и до конца, а научное сообщество бьется в дискуссиях о том, состоится ли запуск первого корабля вообще.

 

 

Как полететь в космос

 

Ресурсы, которые специализируются на рассказах о полетах в космос, советуют начинать с изучения теории: просмотра фильмов о космосе, как художественных, так и документальных, сверки своего физического состояния с необходимым для полета на орбиту, и избавления от фантазий, связанных с освоением космоса.

Физические тренировки, которые помогают космонавтам жить на МКС по несколько месяцев, не нужны для несколькочасового полета, но выносливость, сила и здоровье необходимы для того, чтобы туда добраться. Постоянные занятия на тренажерах-стимуляторах и работа над собственным эмоциональным состоянием — одна из главных рекомендаций для полета в космос.

Следующий шаг — подбор компании, которая готова заключить сделку с туристом и начать подготовку к отправлению на орбиту. Кроме тренировок и изучения строения корабля, путешественнику подбирают одежду для МКС и необходимое снаряжение (в случае если они собираются заниматься исследованиями на орбите). Кроме этого, в путешествие не запрещают брать любимую еду, которую вместе со всем остальным необходимо отправить на экспертизу за месяц до полета. После всех проверок ее правильно упакуют и отправят в полет.

Чтобы отправиться в космос, нужно выполнять целый список условий и быть готовым к путешествию морально и физически.

Многие компании, которые собираются отправлять туристов на орбиту, сами строят свои гайдлайны, и они, разумеется, немного отличаются друг от друга. Несмотря на это, кое-что общее между ними есть. Путешественнику должно быть больше 18 лет, весить можно от 50 до 95 кг при росте от 160 см и в целом нужно обладать крепким здоровьем. Перед отправлением на МКС профессионалы тренируются по 7–9 лет, но для туристов этот срок максимально сократили: например, когда Роскосмос осуществлял коммерческие полеты, туристы тренировались на стимуляторах не больше 10 дней.

 

 

Космические путешественники, которые уже сделали это

Чарлз Симони

Симони летал на орбиту два раза — в 2007 и в 2009 годах.

 

Деннис Тито

Первый турист отправился на МКС в 2001 году. Американский мультимиллионер провел на станции 8 дней и облетел Землю 128 раз. Тито стал первым непрофессиональным космонавтом, оплатившим полет из своего кармана.

 

Марк Шаттлворт

Британский подданный южноафриканского происхождения прилетел в российский отсек МКС в 2002 году. Оттуда он пообщался с Нельсоном Манделой и поучаствовал в экспериментах по изучению генома. На подготовку у Шаттлфорта ушло 12 месяцев, 7 из которых он провел в российском Звездном городке.

 

Грегори Олсен

Основатель компании Sensors Unlimited Inc. стал третьим космическим туристом. Его сначала не хотели допускать к полету по соображениям здоровья, но Олсен сумел договориться с организаторами и, рискуя жизнью, отправился на МКС.

 

Ануше Ансари

Ансари отправилась на МКС в 2004 году и стала первой женщиной-путешественником. Она провела исследования, связанные с влиянием невесомости и радиации на микроорганизмы, и была первой, кто вел блог, находясь на орбите Земли.

 

Ричард Гэрриот

Разработчик компьютерных игр Ultima, Lineage, Lineage II и Tabula Rasa отправился в космос в 2008 году.

 

Ги Лалиберте

Основатель и руководитель Cirque du Soleil не только посетил МКС в качестве туриста, но и написал сценарий к художественному фильму о противостоянии космонавтов религиозным фанатикам «Тревожная вахта космонавта Сураева».

 

 

Манан Кошер

сотрудник исследовательского
института космоса и атмосферы
Мичиганского университета

Когда космический туризм перестанет быть чем-то фантастическим и превратится в развлечение для богатых, компании, скорее всего, будут ослаблять свои требования к здоровью клиентов и уделять меньше внимания подготовке. Может так получиться, что кому-то будет нелегко справиться с ускорением и торможением пилотируемых космических кораблей. Кинетоз, или обыкновенная морская болезнь, и даже истощение и переутомление — это не те вещи, которые мы ассоциируем с дорогими каникулами, но они могут быть побочными эффектами таких путешествий. Другая проблема связана с изменением постоянной ускорения свободного падения и невесомостью: как с этим справляется организм человека, все еще изучается. Не поймите меня неправильно: я настроен скорее оптимистично. Проблемам здоровья в космосе уделяют огромное внимание, в их решения вкладывают деньги, исследования на эту тему ведутся постоянно. Вопрос колонизации космоса открыт и обсуждается, так что проблемы здоровья космических туристов так или иначе решат заодно.

 

 

 

 

 

Коммуникации

Ни один оператор сотовой связи не может похвастаться покрытием на МКС, поэтому космических путешественников наравне с профессиональными астронавтами учат пользоваться связью, немногим отличающейся от любительского радио, которое в Советском Союзе осваивал каждый второй школьник. Именно с помощью тех же самых техник космонавты общаются с семьей и связываются с Землей в случае чрезвычайной ситуации.

 

Еда

Мифы о космической еде нам рассказывают с детства: все в тюбиках, как зубная паста. На самом деле не все, но особого разнообразия в космической пище все-таки нет. Фрукты космонавты могут есть так же, как на Земле, а вот соль и перец на орбите жидкие — чтобы не разлететься по кораблю и не попасть в вентиляторы или глаза путешественников. Блюда вроде пасты или картофельной запеканки на орбите готовятся не так, как на Земле: с большим количеством воды и в специальных контейнерах. Попробовать завтрак астронавта можно и не выходя на орбиту: в некоторых музеях, посвященных поп-науке, продают настоящее космическое мороженое, а напиток Tang, точно такой же, какой доставляют на МКС, даже продается онлайн.

 

Невесомость

Технически говоря, гравитация на орбите все-таки существует, просто притяжение значительно сокращается, позволяя путешественникам чувствовать себя невесомыми. Чтобы привыкнуть к этому состоянию, туристы проходят кратковременные тренинги на нескольких земных базах (например, в Звездном городке в Подмосковье). Нескольких дней хватает, чтобы обучить туристов основным моментам, ведь на МКС они проводят не больше 10–12 дней; для профессионалов обучение растягивается на несколько лет: за месяцы в невесомости можно потерять мышечную массу и способность управлять своим телом после возвращения на Землю.

 

Экология

Экологи время от времени публикуют научные статьи, в которых указывают на разрушение озонового слоя, которое происходит в результате выброса в атмосферу карбона (это происходит при запуске ракет). Выходы за пределы стратосферы могут разрушить щит, защищающий нас от солнечной радиации, а вопрос космического мусора поднимают в большинстве исследовательских институтов.

 

 

Манан Кошер

Космос перестал быть исключительно государственной вотчиной: частные компании и фонды давно получили право на освоение космоса наравне с космонавтами, служащими своим государствам. В то время как технологии стремительно развиваются и приближают нас к космическим полетам для развлечения, вопросы космической экологии и избавления от космического мусора (остатки старых спутников, части ракет-доставщиков и так далее) пока что не обсуждаются широко. Если так будет продолжаться, то возникнет вполне настоящая проблема: орбитального мусора станет так много, что у новых кораблей появится шанс врезаться в него при полете.

Меня захватывает идея космического туризма, но я думаю, что очень важно сейчас собрать какую-то организацию из всех стран, которые занимаются космическими разработками, и подписать договор, который будет регулировать количество ежегодных выбросов. Этичное поведение частных компаний — вопрос, который должен обсуждаться отдельно, иначе радость от возможности собрать сумку, долететь до станции и посмотреть на Землю быстро померкнет перед новыми экологическими проблемами.

 

 

 

 

 

5 полезных или интересных ссылок на ресурсы о космосе

 

 

nasa.gov

Официальный сайт НАСА, на котором сотрудники компании рассказывают о том, какими исследованиями они занимаются, как тренируют своих сотрудников и отправляют из на МКС.

 

twitter.com/marscuriosity

Twitter-аккаунт марсохода Curiosity, в котором публикуют фотографии поверхности планеты и новости о проекте.

 

howmanypeople
areinspacerightnow.com

Небольшой и очень просто устроенный ресурс, рассказывающий о том, сколько человек находятся в космосе прямо сейчас.

 

space-travel.com

Информационный ресурс о путешествиях на орбиту, который исправно собирает новости о молодой индустрии.

 

 

federalspace.ru

На официальном сайте Федерального космического агентства обновляются блоги и новостные ленты. Кроме этого, на сайте рассказывают об устройстве МКС и исследованиях, которые проводят россияне в космосе.