Морской бой: как в Москве «топили» плавучие рестораны
На этой неделе разобрали и отогнали куда подальше дебаркадер с Космодамианской набережной. Плавучие рестораны, особенно в центре города, закрываются один за другим. Но не будем спешить с прогнозами: Юрий Лужков свою войну с дебаркадерами бесславно проиграл. Да и чиновники нынешнего московского правительства еще совсем недавно благожелательно о них отзывались. И правда – Москва-река и дебаркадеры столько вместе пережили.
Миграция на воду
Поголовье дебаркадеров стремительно увеличилось в мутных водах начала 1990‑х. Исключительное право разрешать или запрещать установку любых плавсредств вдоль берега Москвы-реки тогда имели федеральные власти. И стоит предположить, что добиться положительного решения не стоило большого труда. Тем более выгода была очевидна: аренда метра «водной площади» стоила в десятки раз меньше, чем помещения на суше.
Ресторанов, ночных клубов и казино, желавших переселиться на воду, было так много, что дебаркадеры оказались в дефиците! В итоге на прикол у московских берегов начали ставить и обычные корабли.
Новенькому теплоходу «Александр Блок» не повезло с датой рождения: его спустили на воду незадолго до развала Советского Союза. Поэтому, отплавав с туристами всего три навигации, он встал на прикол у Краснопресненской набережной. Там его переоборудовали под ресторан, а потом под казино с примесью борделя. «Женский стафф казино обеспечивает очарование от игры. А аквариумные рыбки (постоянно занятые размножением, по словам девушек-крупье) намекают посетителю, что неплохо было бы остаться в гостинице «Блока» в объятьях красавицы нежной до утра», – расхваливал теплоход один из путеводителей того времени.
К счастью для теплохода, в середине 2000‑х казино разорилось, а в 2011‑м его все же отшвартовали и отправили на реконструкцию, чтобы снова возил туристов. С дебаркадерами так просто не получилось.
Борьба с «экологическими террористами»
В 2006 году, назвав «экологическими террористами», Юрий Лужков начал на них атаку: мол, стоят, где хотят, всю грязь сливают прямо в реку. Отозвать федеральные лицензии мэрия не могла и начала осаду. Для начала – «вечный» ремонт набережных, чтобы клиенты не могли к ресторану ни пройти, ни подъехать. Потом отключили воду, потом – свет. Не помогло. Мосэнерго и вовсе попало под санкции Федеральной антимонопольной службы: мало того что пришлось подключить свет обратно, так еще и штраф заплатили – 31 млн руб.
Пару дебаркадеров все же закрыли, но скорее потому, что на стороне Лужкова сыграл неуемной энергии и амбиций Олег Митволь, возглавлявший тогда Росприроднадзор. Питающий слабость к громким акциям, Митволь отправил по реке своих сотрудников. И, например, почти в центре Москвы у Нескучного сада те обнаружили примечательный дебаркадер. Тот представлял собой пристань для катеров, ресторан «Как на Канарах» с двумя бассейнами, наполненными водой отнюдь не из Москвы-реки. И не имел ни одного разрешительного документа.
Что самое примечательное, владельцем «Канар...» оказался один из руководителей ГУП «Берега Москвы» – структуры мэрии, которая и должна была поддерживать порядок на этих самых берегах. Неудивительно, что при таких соратниках «войну» Лужков проиграл.
А в 2010 году дебаркадеры неожиданно начали гореть. Первым в апреле превратился в пепел ресторан «Викинг» на Бережковской набережной. А в июне та же судьба постигла популярнейший плавучий ресторан «Мама Зоя». Долгое время он считался лучшим грузинским рестораном в Москве. Здесь даже в разгар антигрузинских санкций вас душевно встречали и поили – назло Онищенко – настоящим домашним вином.
Ресторан «Викинг» был одним из самых красивых дебаркадеров на Москве-реке,
но сгорел в 2010 году
Скромность подвела
Новые московские власти долгое время не могли определиться в своем отношении к дебаркадерам. К тому времени мэрия уже добилась права согласовывать их установку. Оставалось понять – мы за или против.
Сначала вроде были «за». Структура мэрии – Москомстройинвест – даже презентовала проект создания 50 гостиниц на дебаркадерах – к чемпионату мира по футболу. А потом без объявления причин все пошло не так. Неожиданно забраковали гостиничную программу. Следом мэрия запретила продавать на дебаркадерах алкоголь, чем подкосила бизнес ресторанов. В сентябре начались масштабные проверки. Комиссии приходят на дебаркадер и пытаются понять – это судно или нет (то есть сможет ли в случае чего поплыть или вросло бетонными сваями в дно). Если вросло, то его можно исключать из Госреестра судов и с чистой совестью демонтировать.
Первый такой демонтаж мы видели на Космодамианской набережной. Вице-мэр Максим Ликсутов подписал приказы о демонтаже еще шести. Всего вдоль московских берегов стоит сто с лишним дебаркадеров.
Многие мэрию за наступление на дебаркадеры ругают. И правда, полная «стерильность» набережной – тоже ведь не благо. Дебаркадеры придают дополнительный шарм многим европейским городам вроде Парижа и Вены.
Но там это сооружения куда более скромные и не бросаются в глаза, как в Москве. Хозяев же многих московских дебаркадеров, судя по всему, подвела нескромность. Исходя из принципа «больше метров – больше посетителей», они надстраивали над своими плавучими платформами по несколько этажей. Тот же дебаркадер на Космодамианской набережной резали на глазах у всей Москвы не в качестве публичной казни. Вполне ведь могли тихо разрезать железную коробку в каком-нибудь затоне. Два верхних этажа срезали только для того, чтобы остальная конструкция протиснулась под московскими мостами, высота самого низкого из которых, к слову, около 10 м.
Виктор Дятликович