"Будущее - за пошивом костюмов по меркам"
Ник Лурье: У компании Scabal есть несколько направлений в бизнесе. Одно из них — производство тканей. Это собственная фабрика в Хадессилде, в Англии. Эти ткани используются для производства собственных костюмов Scabal, а также продаются ведущим итальянским портновским домам и брендам и множеству других компаний, занимающихся пошивом мужских костюмов. Пошив собственных костюмов Scabal производится на фабрике в Германии, где отшиваются порядка 300 костюмов в сутки. Есть также фабрика в Италии, на которой производится значительно меньшее количество — порядка 20 костюмов в сутки, но это ручная работа. Не так много предприятий осталось, которые могут обеспечить такое качество. В Италии, к примеру, значительное количество фабрик шьют по меркам, но с индустриальным подходом: 100-150 штук в сутки. А фабрики, которые производят по 20-30 единиц, - это определенные традиции. Есть еще готовые коллекции Scabal, в которых представлены и кашемировые свитера, джинсы, плащи, галстуки.
"РБК-Стиль": Какова география шоу-румов Scabal?
Н.Л.: Портновский дом Savile House by Scabal - проект совершенно уникальный. Мы начали делать такие шоу-румы 3-4 года назад. И на данный момент их всего несколько в мире — в Париже, Франкфурте, Лондоне и Москве. По той же России достаточно много компаний, которые напрямую работают со Scabal, покупают их костюмы. Разница в том, кто снимает мерки, насколько он знает систему именно этой фабрики, а также в состоянии поддерживать систему сервиса, характерную для Scabal. Мы, например, работаем исключительно за закрытыми дверями: клиент пришел — с ним работают сразу несколько менеджеров, закройщик, который уже 40 лет шьет костюмы и снимает мерки. Выбираются детали, подкладки. Представьте, на фабрике Scabal в Германии более 200 всевозможных опций: цвет пришивания пуговиц, цвет петли, цвет рамок, молнии можно вставить. Мы называем это индивидуализацией.
"РБК-Стиль": Вы работаете исключительно по системе made-to-measure или по bespoke тоже?
Н.Л.: Для меня эта тема очень важна. Я даже написал несколько статей, посвященных различию made-to-measure от bespoke. Многие компании и в России, и в мире не очень понимают это различие, вводят в заблуждение себя и клиентов. При этом я уверен, что они не всегда знают, что они ошибаются. Bespoke — это очень сложный процесс. Вся конструкция костюмы строится специально под клиента. Происходят минимум три примерки. Made-to-measure — более простая и быстрая технология. Мы снимаем мерки, вносим изменения с помощью тех возможностей, которые могут предоставить фабрики. Причем если речь идет о МТМ, то костюм шьется с использованием исключительно тех лекал, с которыми работает фабрика. Наибольшую свободу подгонки лекал предоставляют Ermenegildo Zegna и Scabal. А bespoke — это создание костюма с нуля, полностью под фигуру клиента, это 3-4 примерки. В bespoke еще очень важно, как шьется костюм. В России немало ателье, которые вроде бы делают полноценный bespoke, но при этом костюмы изготавливаются клеевым методом — по промышленной быстрой технологии, характерной для крупных производств. С обратной стороны ткани приклеивается клеевой материал, который позволяет держать форму. Клеевой костюм делается за 5 часов. А bespoke — это 100 часов работы. Поэтому производство костюма bespoke занимает 3-4 месяца, это очень эксклюзивная, индивидуальная и качественная вещь. Например, на нашей фабрике в Италии, которая занимается пошивом bespoke, мы можем заказывать костюм по системе МТМ, но он придет в виде заготовки: без рукавов, с незавершенными бортами... Мы делаем здесь примерку и отправляем обратно на завершение. Полностью ручной труд, шьется костюм шесть–восемь недель — это уже с натяжкой можно назвать bespoke.
"РБК-Стиль": Сколько по времени занимает изготовление костюма по технологии МТМ, а сколько - по bespoke?
Н.Л.: МТМ шьется 2-3 недели плюс время на доставку и растаможку. Мы берем на себя обязательства сдать костюм МТМ за 5-6 недель. Но бывают срочные заказы, когда клиент хочет успеть к свадьбе или какому-нибудь другому событию. Тогда срок выполнения заказа можно снизить до 2-3 недель. В таком случае доплата за срочность составляет около 30%. Костюм двенадцатой линии Scabal, отшитый на итальянской фабрике, доставляется клиенту за 8 недель. Если мы говорим о полноценном bespoke, то срок выполнения такого заказа — 3-4 месяца. При этом костюм несколько раз курсирует между Россией и Италией, что связано с необходимостью нескольких примерок. Это долго, дорого, но есть люди, которые хотят именно такой костюм. Это не значит, что у человека проблемы с фигурой. Просто для некоторых людей пошив костюмов превращается в приятный процесс. У мужчин есть в жизни немного вещей для фана. Машины, девушки, костюмы. Это фан, игрушки для взрослых. Кому-то доставляет удовольствие выбирать цвет петель, а кто-то звонит по телефону: "10 костюмов, 20 сорочек — на ваш вкус".
"РБК-Стиль": Говорить о среднем ценнике костюма bespoke бессмысленно?
Н.Л.: Почему же? У нас цены на bespoke стартуют от 150 тысяч рублей. За границей — дороже. В Париже хороший костюм bespoke стоит от 7 тысяч евро. Речь не идет о потрных, которые дома сидят и шьют. Это цены на продукцию солидных салонов, которые имеют возможность предоставлять хороший уровень сервиса, могут работать с лучшими тканями.
"РБК-Стиль": Лекала, которые используют на немецкой фабрике Scabal, они именно немецкие, не адаптированные под особенности российской фигуры?
Н.Л.: Да, лекала немецкие. Но при этом они ежегодно модернизируются, исходя из запросов клиентов. Вот в июле выходят новые лекала, и мы будем менять свои мастер-костюмы. Но фабрика дает возможность так сильно менять конструкцию, что мы любые лекала можем посадить на любую фигуру. Я говорю прежде всего про пиджак, подогнать брюки значительно проще. Например, частные итальянские портные традиционно брюки сами не шьют. Этим занимаются специальные брючницы — швеи, которые шьют брюки по крою. А пиджак портной обычно и кроит сам, и шьет. У нас немного другая схема по системе bespoke, так как мы шьем не один костюм в месяц, а 20-30.
"РБК-Стиль": В ассортименте Scabal очень много интересных тканей...
Н.Л.: В мире есть несколько компаний, которые являются лидерами в производстве тканей. В том же регионе Бьелла Италия производств очень много. Это обусловлено прежде всего тем, что там есть хорошая вода. Вода — самое главное в производстве тканей. Понятно, что и сырье должно быть превосходным — мериносовые породы овец, которые выращиваются в Австралии, Новой Зеландии и Тасмании. Но среди этого множества фабрик есть всего четыре топовых компании — Lora Piano, Dormeuil, Zegna и Scabal. Lora Piano и Zegna – более индустриальные производители, хотя и они тоже продают ткани в отрезах. Dormeuil и Scabal специализируются исключительно на поставках тканей в отрезах. Так было исторически всегда. И обе эти компании изготавливают ткани в Англии, где все еще сохранились очень древние традиции производства и контроля качества. Если вы возьмете английскую и итальянскую ткани с одинаковыми весом и толщиной нитки, то итальянская будет всегда мягче. Кому-то эта мягкость нравится. Но такая ткань гораздо менее ноская. У меня есть костюмы из английской ткани, которым исполнилось уже 10-12 лет, они до сих пор в великолепном состоянии и будут такими еще через 20-30 лет. Может быть порвана подкладка, но ткань прекрасно сохраняется, как и внутренний пакет, при производстве которого англичане используют конский волос, шерсть верблюда, овцы. Но для меня, как для человека, который пошивом костюмов занимается уже 12 лет, ткань не так важна: главное, чтобы костюм сидел. Вот где настоящее искусство. Чтобы получать новые ориентиры в крое и черпать вдохновение, я часто смотрю американские сериалы про юристов. Лучше всех в Штатах одеваются адвокаты. Там стоит обращать внимание на детали: карманы, лацканы, пуговицы. Вообще, хороший кинематограф — это кладезь вдохновения для портных. В частности, Scabal очень плотно сотрудничает с Голливудом. В Scabal были одеты герои "Титаника", "Уолл Стрит". Даже некоторые Бонды одеты в наши костюмы.
Что же касается интересных, эксклюзивных тканей, то особенность Scabal в том, что очень тщательно разрабатывается дизайн каждого артикула. Обычно в каталогах Scabal немного артикулов. Именно поэтому производство имеет возможность детально прорабатывать каждый из них. Одна из самых известных тканей Scabal — это Diamond Chips. Так как штаб-квартира компании находится в Брюсселе, недалеко от Антверпена, мирового центра торговли драгоценными камнями, то дизайнеры придумали сделать ткань с алмазной крошкой. Эта ткань очень светлая, лучащаяся, в ней много шелка. И если посмотреть на солнце, то можно увидеть маленькие искорки — как раз микроскопические бриллиантовые "чипсы". Это возможность заказать что-то, что ты не увидишь ни на ком другом. Такие ткани выпускаются в очень ограниченном количестве — 30, 60 или 120 метров, притом что в среднем на костюм уходит 3,5 метра ткани. Крайне интересными могут быть сочетания волокон, например шерсть super 200 с шелком или с викуньей. Такой костюм стоит 400-500 тысяч рублей. Обычно их заказывают на 12-й линии, чтобы это была полностью ручная работа. У меня есть клиенты, которые до сих пор хранят подобные костюмы, сшитые много лет назад, и уверены: это уже музейная ценность, семейная реликвия. Тело уже давно изменилось, но они все равно не избавляются от этих костюмов — в качестве памятной вещи. Костюмы из таких тканей, как Diamond Chips, заказывают обычно не на каждый день, а к какому-то важному событию — на свадьбу, например. Есть в ассортименте Scabal и очень интересные пальтовые ткани. К примеру, 50% кашемира, 50% шиншиллы. Пальто из такой ткани стоит порядка 20 тысяч евро. Одним из самых экзотических материалов для изготовления тканей на данный момент является викунья. У Scabal есть как чистая викунья, так и всевозможные сочетания с ней. Также чрезвычайно эксклюзивный материал — это гуанака. Производится она из шерсти тех же ламовых, что и викунья, но не настолько редкая. Гуанака живет там же, в Андах. Мне рассказывал как-то директор Zegna о своей поездке по местам, где добывается шерсть для этих тканей. Гуанака, как и Викунья, в красной книге. Убивать ее нельзя. Так вот на высоте около 4000 метров живет народ, который с кустов собирает клочки шерсти, которые оставляют эти животные. Конечно, цена такой ткани может достигать 5 тысяч евро за метр. А пальто от Lora Piano из этой ткани может стоить и 30 тысяч евро. Эти ткани очень мягкие, мягче, чем кашемир (и теплее), но абсолютно неноские. Поэтому пальто из такой ткани покупают обычно на выход.
"РБК-Стиль": Сейчас российский рынок пошива на заказ...
Н.Л.: Развивается нереально быстро. Когда я начинал в 2001г., было всего несколько итальянских брендов — и все. Сейчас на рынок вышли китайцы, тунисцы, марокканцы. В общем, производства, которые раньше делали готовые костюмы, а сейчас начали шить индивидуально. Каждый месяц появляются какие-то новые компании. Они, конечно, находятся в другом ценовом диапазоне. Но будущее за МТМ. И нам нравится то, что мы делаем. Нам за это не стыдно.
Беседовал: Алексей Терехов, фото автора
#HORIZONTAL_GALLERY_15880#