Стиль
Впечатления В «Манеже» открылась выставка «Золотой век русского авангарда»
Стиль
Впечатления В «Манеже» открылась выставка «Золотой век русского авангарда»
Впечатления

В «Манеже» открылась выставка «Золотой век русского авангарда»

Фото: Итар-Тасс
Мультимедийную инсталляцию создали британский режиссер Питер Гринуэй и его жена, театральный режиссер Саския Боддеке. Ожидается, что она будет гастролирующей и после Москвы отправится в Лондон. В «Манеже» ее можно будет увидеть до 18 мая.

Живее всех живых

Предупреждая вопросы, Питер Гринуэй подчеркивает: значительный вклад в выставку внесла жена, Саския Боддеке, он же сосредоточился на сценарии. И на объективность проект не претендует, напротив, он весьма и весьма субъективен. На все возможные претензии вроде «я не так представлял себе Маяковского» автор «Контракта рисовальщика» и «Книг Просперо» говорит: «Да, но и я не представлял себе Элизабет Тейлор в роли Клеопатры».

Создатели выставки решили передать средствами кино, новых медиа историю русского авангарда, оживив для этого более тысячи произведений. За сравнительно небольшой период, с 1910 по 1930 год, русские художники создали новый визуальный язык. Чтобы представить его в инсталляции, Гринуэй и Боддеке использовали письма, манифесты, стихи. Объединив живопись, кино, анимацию, 3D-технологии, средствами искусства рассказать зрителю об искусстве.

До середины июня в «Манеже» будет проходить специальная программа «Проекции авангарда». Помимо экскурсий по выставке запланированы лекции, дискуссии, поэтические перформансы. В июне The Chameleons Group устроит мультимедийный перформанс «Бесплодная земля» — автор и исполнитель спектакля Стив Диксон взял за основу поэму Томаса Эллиота. А в Культурном центре ЗИЛ в рамках «Проекций авангарда» состоится перформанс «Смерть Тарелкина».

 


Квадратура круга

Тон всей сценографии «Золотого века русского авангарда» задает «Черный квадрат» Малевича. Зритель, входя в зал, словно проваливается в него. 5 тыс. кв. м «Манежа» затянуты черной тканью и отданы 18 экранам, которые составляют основу инсталляции. На них оживают герои начала XX столетия: Василий Кандинский, Александр Родченко, Владимир Маяковский, Любовь Попова, Всеволод Мейерхольд, Павел Филонов, Вера Ермолаева.

На этих 18 экранах актеры играют выдающихся деятелей русского авангарда. «Уверуйте в то, что ново», — призывает Малевич. «Любовная лодка разбилась о быт», — печалится Маяковский. Татлин рассуждает о башне III Интернационала, Вера Ермолаева рассказывает сказку о лисе. И снова Малевич: «Искусство — не зеркало, отражающее реальность, а молот, ее формирующий».

Кажется, что герои выставки ни на минуту не умолкают, продолжая выкрикивать манифесты, призывая отречься от прежнего искусства, дискутируют о прекрасном будущем, где талант художника не зависит от власти, но служит лишь высшим целям, а искусство проникает во все сферы жизни. Слушать можно довольно долго: для удобства на тумбу в центральном кубе щедро брошены подушки — лежи себе да вслушивайся в голоса гениев.

 


Осадок остался

В тот момент, когда изображения гаснут, зритель снова, как Алиса в кроличью нору, проваливается в черные квадраты экранов. В этом есть некий отрезвляющий момент: при всей пестроте, многоголосности «Золотой век русского авангарда» — проект скорее популярный, чем академический. Больше всего эта полифоническая композиция-выставка похожа на калейдоскоп: одна картинка сменяет другую, чередуются сцены, вереницей проходят работы русских авангардистов, но общей картины по-прежнему не видно.

Оммаж ли это эпохе, подарившей нам Кандинского, Малевича и прочих? Безусловно. Серьезно ли исследование авторов выставки? Лишь отчасти: перевести на доступный современному зрителю язык произведения художников удалось, объяснить их важность — увы, нет. Впрочем, дидактической цели Гринуэй и Боддеке перед собой и не ставили.


Анна Попова