Стиль
Впечатления В Москве легализовали граффити
Впечатления

В Москве легализовали граффити

Фото: artplay.ru
Мастера настенной живописи «вышли из сумрака». Расписать фасады столичных домов они смогли не под покровом ночи, а при свете дня — в рамках биеннале уличного искусства «Артмосфера», которая, к слову, в Москве проводится впервые.

Настоящие имена некоторых художников, которые приехали в Москву на биеннале, неизвестны. И в этом нет ничего удивительного. Английского уличного художника под псевдонимом Бэнкси знают во всем мире, но его лица никто не видел. Бэнкси скрывается от полиции, но при этом его работы выставляются на персональных выставках и становятся лотами аукционов. В феврале этого года кусок стены с черно-белым граффити «Целующиеся констебли» был продан за $575 тыс.

Скрываться под псевдонимом — часть уличной культуры и вынужденная необходимость, поскольку в большинстве стран граффити находятся вне закона. Например, в России они попадают под статью уголовного кодекса «Вандализм». Правда, бывают случаи, когда местные власти выделяют райтерам так называемые легальные стены, где можно рисовать, не боясь, что тебя арестуют. И «Артмосфера» — как раз такой случай.

Биеннале уличного искусства проводится в Москве впервые, но у нее есть все шансы стать событием регулярным. По крайней мере, на открытии «Артмосферы» на это намекнул заместитель руководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов. Разрисовывать Москву в режиме реального времени приехали художники из 15 стран. Среди них и весьма маститые райтеры: испанец Sixe участвовал в оформлении лондонской галереи Tate Modern, а американец Momo — автор 60-метрового панно между Бруклинским и Манхэттенским мостами, созданного по заказу департамента транспорта Нью-Йорка.

В распоряжение уличных художников отдали четыре городских фасада. Монохромный результат с полосами, похожими на окрас зебры, получился на Красносельской улице у итальянского райтера 2501, который в последние годы работает исключительно черными и белыми красками. А аргентинский художник Elian, напротив, разрисовал фасад на Профсоюзной улице цветными сферами.

Но все же главное пространство биеннале «Артмосфера» — это 3000 кв. м в центре Artplay. Сто художников превратили выставочные залы в мегаполис, украшенный граффити, инсталляциями и скульптурами. «Московская биеннале уличного искусства — событие масштабное даже по мировым меркам», — признается куратор «Артмосферы» Сабина Чагина. «Честно скажу, аналогов в мире я пока не встречала, хотя подобные биеннале проходят и в Европе, и в нескольких американских штатах. Но у нас 95% работ было создано именно в Москве, а не привезено в город».

 
Еще один городской фасад, который распишут в столице, правда уже вне рамок «Артмосферы», — стена бывшего сборочного цеха автозавода «Москвич» на территории Технополиса «Москва». На ней 13 сентября нарисуют граффити, которые будут занесены в российскую Книгу рекордов Гиннесса. Площадь рисунка — почти 10 тыс. кв. м, а его высота — 30 м. Верхнюю часть граффити разрисовывали художники, они работали целый месяц и потратили рекордное количество краски — более 4 т. Они пошли на фон и на сам рисунок — формулу теории относительности Эйнштейна, которая символизирует безграничные возможности ученых. А вот зону внизу стены — 300 м в длину и 2 м в высоту — позволят расписать всем желающим.

Анастасия Новикова