Стиль
Впечатления Грех не помыться: где в Москве попариться в Чистый четверг
Стиль
Впечатления Грех не помыться: где в Москве попариться в Чистый четверг
Впечатления

Грех не помыться: где в Москве попариться в Чистый четверг

Фото: depositphotos.com; getty images/fotobank.ru; sanduny.ru; tsar-bani.ru; varshavskie-bani.ru
Каждый год в Чистый четверг, в канун Пасхи, православные смывают с себя накопившиеся грехи. Поход в баню в этот день — национальная традиция. «РБК Lifestyle» выяснил, насколько легко следовать ей в современной Москве.

У москвича Павла Воронцова, отставного военного, банный «стаж» — более полувека. Живет он в Кунцеве и традицию еженедельного похода в баню не прервал даже после того, как в середине 90-х закрыли его любимые Рублевские бани. И вот в конце февраля, после 20-летнего перерыва, их открыли вновь.

«После ремонта они, конечно, сильно изменилась. Но в бане главное — дух, а его сохранили и даже печи оставили такими, как были раньше», — делится Павел своими впечатлениями.

Рубеж веков — действительно «черный» период для банной культуры Москвы.  «В советские годы в Москве было 150 банных комплексов, а в какой-то момент осталось чуть больше 30», — рассказывает «РБК Lifestyle» управляющий Варшавскими банями Артем Букин.

Те же Рублевские бани не спасла даже славная история — их парные помнили маршалов Конева и Тимошенко, да и в более поздние времена встретить там адмирала или маршала было делом обычным.

 


Варшавские бани

 

 

 

А, к примеру, Царицынские бани, закрывшись в конце 90-х, сменили не одного владельца и какое-то время служили даже хранилищем банковских архивов.

Но постепенно банная культура в Москву возвращается. Возродились Рублевские, а Царицынские открылись в конце прошлого года, и сегодня они — одни из самых демократичных бань на окраинах Москвы. Здесь два отделения: мужское и женское, а интерьеры воссозданы в старомосковском стиле, или, иными словами, как в усадьбе Царицыно.

— Сейчас спрос возрастает, поэтому новых комплексов открывается все больше и больше, — подтверждает Букин.

 


Царицынские бани

 

 

 

Конечно, «черные годы» не прошли бесследно. Оказалось, что сегодня очень непросто найти хорошего банщика. «Подбор квалифицированных банщиков занял у нас много времени, — рассказывает "РБК Lifestyle" управляющий Царицынскими банями Константин Мурашев. — Не секрет, что в Москве исторически самыми лучшими банщиками были татары, которые, с одной стороны, обладали мастерством приготовления пара, а с другой — с радостью выслушивали гостей, помогали советом. Ведь хороший банщик — это прежде всего психолог. Поэтому за своими банщиками мы поехали в Казань, где традиции парения бережно передают из поколения в поколение».

 

За банщиками — в Казань

 

Но если нашел хорошего банщика — это окупится сторицей. Слава о нем распространяется быстро. Некоторые посетители специально подстраиваются под время работы своего любимого банщика.

Впрочем, такие легендарные бани, как, например, московские Сандуны, банщиков по другим городам не ищут, а растят сами.

 


Сандуновские бани

 

 

 

«У нас есть Сандуновские школы банного дела, и, чтобы поступить в них, надо выдержать огромный конкурс. Берем не всех, — рассказывает совладелец Сандуновских бань Григорий Соловьев. — Чтобы попасть к нам, нужно иметь спортивное или медицинское образование, быть немного психологом».

Но есть и те, кто становится банщиком «по блату», — это представители династий. В Сандунах их немало. Виталию Солдатову сейчас 38 лет, а в Сандуны он впервые попал лет в восемь. Тогда его совсем не интересовали ни пар, ни веники, как любому ребенку, хотелось поплавать в легендарном бассейне. Но уже скоро он понял, что выбирать профессию ему не придется. «Все мечтали быть космонавтами и полицейскими, а я знал, что буду банщиком», — говорит Виталий.  Все потому, что его отец тоже все свою жизнь проработал в Сандуновских банях.

Через руки Виталия прошло много известных людей: актер Дольф Лундгрен, певица Линда, вице-премьер Дмитрий Рогозин… У каждого банщика, уверяет он, есть своя особая техника парения, свои секреты, которые передаются из поколения в поколения: «Работа вениками — это как музыка, у каждого получается своя мелодия».

К слову сказать, в Сандунах банщики регулярно сдают экзамены на профпригодность. По их итогам могут повысить в «звании», а могут и понизить. «Работа тяжелая, справляются не все. Но те, кто остаются, — остаются на всю жизнь. Мой рекорд — 30 парных за день! Это очень сложно. Большая нагрузка на сердце», — говорит Виталий.

Сегодня Сандуны — универсальная баня. Ходить сюда регулярно могут позволить себе люди с самым разным достатком — есть возможность выбрать разные по цене отделения. Здесь три мужских разряда, два женских и девять отдельных номеров. За многолетнюю историю в бане появились  различные спа-процедуры, американские лазеры, азиатские массажисты — тайки, болийки, вьетнамки и китаянки. «Сейчас заключаем контракт с поставщиками Алтайского края, будем делать легендарные пантовые ванны», — рассказывает Григорий Соловьев.

 

Банщик: мужчины теряют монополию на профессию

 

Новые времена меняют устоявшиеся представления о банях. Так, век назад, да и много позже трудно было представить, что в банях будут работать женщины. Сегодня это уже далеко не редкость.

«Отправляясь в баню, человек настраивает себя на определенный лад — спокойный и размеренный. И это правильно. Баня не терпит обозленных и угрюмых», — рассказывает массажистка Варшавских бань Татьяна Базина.

Татьяна — мама троих детей и молодая бабушка, хотя на вид ей не больше 40. Она молода, стройна и подтянута. Татьяна уверена, что работа в бане помогает женщине сохранить свою природную красоту.

«Если женщина ходит в баню хотя бы раз в неделю и  проводит там определенные процедуры по уходу за телом, она выглядит лет на десять моложе своих ровесниц», — утверждает Татьяна.

Есть женщины и среди банщиц, хотя и не так много. «Работа банщицы очень тяжелая, требует хорошей физической подготовки. В Варшавских банях нас всего две женщины, а мужчин раз в пять больше», — рассказывает  банщица Ольга Гарипова.

Многие думают, что «махать вениками» — это и есть основная задача банщика. На самом деле он должен уметь правильно подготовить парную, следить за чистотой, помочь каждому клиенту подобрать подходящий банный веник. «Веники делают из листьев разнообразных пород деревьев, и каждый отличается от предыдущего своим набором качеств и характеристик. Веничком хороший банщик очищает не только тело, но душу и помыслы», — уверена Ольга Гарипова.

Когда-то она работала в медицинском центре психологом.  Именно этот навык сейчас так помогает Ольге в ее банном искусстве, в общении с посетителями: «С какими только проблемами не приходят в баню, а выходят, будто заново родились». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Банные
истории

 


Из всех московских бань больше всего
баек и исторических анекдотов связано, конечно, с Сандунами. Их история
насчитывает более 200 лет. Тогда бани получили свое название в честь своего первого владельца и строителя Силы Николаевича Сандунова, который, ко всему прочему, являлся актером.

В 1783 году Сандунова приняли в придворный петербургский театр Екатерины Великой. Именно там он познакомился со своей будущей супругой — Елизаветой Урановой, которой покровительствовала сама императрица. Обвенчав влюбленных, государыня пожаловала им в подарок бриллианты, на которые Сандунов купил участок земли в районе реки Неглинной.

Развернулось масштабное строительство. Сначала Сила замышлял построить
на участках вовсе не бани, а жилые кварталы
и магазины. Но, к счастью для себя и для москвичей, передумал. Строительство завершилось к 1808 году. Пожар 1812 года
не тронул историческое здание Сандунов и ни на день бани не закрывались. Поговаривают, что сам Наполеон захаживал туда на помывку.

После смерти Силы бани не раз меняли хозяев, пока, наконец, в 1890 году не
перешли по наследству дочери миллионера Вере Фирсановой. Ее муж Алексей Гонецкий решил Сандуны перестроить, превратив их в «дворец бань, которого Москва еще не видела». И, надо признать, удивил москвичей смелыми инженерными решениями. Теперь вода  поступала по специально сооруженному водопроводу, который тянулся мимо храма Христа Спасителя. Он мог перекачивать объем, равный 20 000 ведер в час. Освещение в банях было электрическим. 1000 16-ватных лампочек питалась от электростанции, построенной при банях. Это была третья по счету электростанция в Москве. Кстати, за ее счет освещались коронационные торжества Николая II в 1896 году. 

 

 

 

 

Баня — забава семейная

 

Постепенно разрушается представление о бане как исключительно о мужском времяпрепровождении. Например, в Варшавских, открывшихся два года назад после масштабной реконструкции, ставку сделали и на семейный отдых.

«Мы создали бани для всей семьи, — говорит Артем Букин. — Для детей баня — это отличный способ закаливания. Контраст температур воды и воздуха отлично укрепляет их иммунитет». В Варшавских банях детей развлекают аниматоры, есть и занятия «как стать банщиком» для самых маленьких.

Бань, куда можно пойти всей семьей, в Москве практически нет, и Варшавские бани удачно заняли эту нишу, уверен Артем.

На протяжении веков мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Люди стремились очиститься от недугов и несчастий, укрепить здоровье. В магию сегодня верят уже далеко не все, но это, безусловно, не повод, чтобы отказать себе в удовольствии сходить в баню.