Стиль
Впечатления В натуре: где творили великие художники
Впечатления

В натуре: где творили великие художники

Фото: getty images/fotobank.ru; depositphotos.com; wikipedia
В какую страну нужно лететь, чтобы оказаться в картинах Мунка,Эль Греко и Моне — РБК LIfestyle рассказывает о местах, где знаменитые художники писали свои полотна.

 

 

 

 

 

 


Осло

Норвегия


 

 

 

Мунк сделал четыре версии «Крика» в разных техниках, не считая литографий. Три года назад пастельный вариант был продан на аукционе Sotheby's за $119 922 600. Увидеть оригиналы «Крика» можно в Национальном музее Осло и в музее Мунка.

История создания первого «Крика» описана в дневнике художника: прогуливаясь в 1893 году по холму Экеберг во время заката, Мунк был сражен пылающим заревом над Осло-фьордом. Современные американские астрономы предположили, что описанное небесное пламя могло быть результатом извержения вулкана Кракатау в Индонезии за десять лет до этого. Небо могли окрасить выброшенные в атмосферу газы и вулканическая пыль.

Мунк работал над своими «Криками» с нескольких ракурсов. На одной из точек сейчас находится смотровая площадка недавно открывшегося парка скульптур Экеберг. Несколько лет назад на том же месте художница Марина Абрамович записала на видео свой собственный крик, а также крики еще 270 жителей Осло, участвовавших в перформансе.

Другая возможная точка находится ниже, под кемпингом Экеберг, на последнем изгибе дороги Valhallveien.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Толедо

Испания


 

 

 

В Толедо Эль Греко жил с 1577 года и до самой смерти. Здесь находится музей Эль Греко, а в церкви Святого Фомы хранится его знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса». Сохранился алтарь капеллы Святого Иосифа, расписанный художником, а также его холсты в Кафедральном соборе.

Эль Греко переехал в Толедо, когда там вовсю шла городская реформа. Центр города перестраивали так, чтобы в лабиринте улиц появилось открытое пространство для проведения праздников и королевских церемоний — в те времена Толедо был одной из резиденций короля Филиппа II. Некоторые исследователи предполагают, что под впечатлением от происходящих перемен Эль Греко создал первый пейзаж, известный европейскому искусству, — «Вид и план Толедо».

На картину попала крепость Алькасар, Алькантарский мост и замок Сан-Сервандо. Эль Греко вольно обошелся с расположением некоторых зданий, развернул фасады, сдвинул собор.

С этой же северной точки Толедо возникает на заднем плане в картине Эль Греко «Лаокоон». Увидеть Толедо с этого ракурса можно, забравшись на смотровую площадку холма по адресу Circunvalación 19 Ctra. А вот увидеть город с ракурса картины «Толедо в грозу» можно со стороны моста на шоссе Nuevo Trazado. 

 

«Вид и план Толедо»  Эль Греко

 

«Вид Толедо» 

 

«Лаокоон»

 

 

 

 

 

 

 

 


Этрета

Франция


 

 

 

В двух с половиной часах езды от Парижа находятся утесы Этрета. Их писали Моне, Делакруа, Буден, Бурден и Курбе. Все, за чем наблюдали великие, по-прежнему на месте: неспокойные волны ледяного Ла-Манша, причудливые скалы, громогласные чайки, быстро меняющееся небо.

Художники, бывавшие здесь, работали сразу над сериями картин. Утесы Этрета, написанные разными авторами, выставлены в музее д’Орсе в Париже. Моне в одном из своих писем так объяснял необходимость работать над несколькими картинами одновременно: «Чтобы написать море по-настоящему, его нужно видеть каждый день и каждый час с одного и того же места, чтобы ощутить жизнь этого уголка. Я пишу один сюжет четыре, а то и шесть раз». Мопассан в своих воспоминаниях подтверждает слова Моне. Писатель наблюдал, как Моне прогуливался по пляжу, выбирая нужную ему точку. Он одновременно работал над несколькими картинами. Местные дети носили за ним шесть-семь холстов, и Моне работал над ними поочередно, по мере того как менялся свет.

В Этрета даже летом дует ледяной ветер, а когда он на минуту успокаивается, становится жарко. Сюда приезжают пообедать мидиями, залезть в выбоины в скалах во время отлива и прогуляться по тропам на вершинах утеса.

Как добраться:

На машине по трассе A13 из Парижа.
На электричке от вокзала Сен-Лазар в Париже до города Гавра, прямо у вокзала в Гавре остановка автобуса до Этрета.

 

 

Клод Моне

 

Гюстав Курбе

 

Эжен Буден

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Онфлер

Франция


 

 

 

Из Парижа в морской порт Онфлер можно добраться за два часа. Славу городу принес композитор Сати (он здесь родился), здесь Моне познакомился с Буденом, тут жил Каро и бывал Ренуар. В начале XIX века порт Онфлер полюбился и английскому художнику Уильяму Тернеру.

Весь город наблюдал, как Тернер то и дело останавливался, чтобы сделать набросок. Возвращаясь к себе, он обрабатывал получившиеся скетчи акварелью или маслом, некоторые пейзажи царапал кинжалом, добавлял мел — пробовал все, что могло произвести необходимый ему эффект. То, что получалось, затем промакивал хлебом, тряпками или газетами. Одним из любимых сюжетов у Тернера стали парусники в гавани XVII века Vieux Bassin. На краю старой гавани по-прежнему стоит каменный Дом лейтенанта, который неоднократно изображали и Моне, и Тернер. В пяти минутах ходьбы от Vieux Bassin находится улица Rue de la Bavole с одноименной картины Моне.

Как добраться:

На машине по трассе A13 из Парижа.
На электричке от вокзала Сан-Лазар в Париже до Гавра, прямо у вокзала в Гавре остановка автобуса №380 до Онфлера.

 

 

Уильям Тернер

 

Жан-Батист Камиль Коро

 

Клод Моне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Самарканд

Узбекистан


 

 

 

В 1867 году Верещагин отправился служить в Среднюю Азию,
где участвовал в обороне небольшого русского гарнизона в Самарканде, окруженного туркестанцами. Художник тяжело переживал увиденное по долгу службы, свои впечатления он отразил в Туркестанской серии — в нее входит «Апофеоз войны». За изображение смерти, ранений и казней Верещагина обвиняли в клевете на русскую армию. Но вместе с ужасами войны художник передал и жар местного лета, красоту минаретов, азиатский колорит, узоры на одеждах, куполах, резных дверях.

Некоторые из объектов еще можно увидеть своими глазами: в прошлом веке Самарканд бурно реставрировался, часть памятников попала под охрану Юнеско. На площади Регистан находятся средневековые духовные учебные заведения, медресе Улугбека, Тилля-Кари и Шердор. Несколько раз Верещагин рисовал медресе Шердор: например, на картине «Торжествуют» перед сооружением на колах насажены головы казненных.

В десяти минутах ходьбы от площади Регистан — невероятно украшенный мавзолей Гур Эмир, шедевр исламской архитектуры. В нем находятся усыпальницы Тамерлана и его родственников. Гур Эмир возникает на нескольких картинах Верещагина.

 

 

 

Василий Верещагин 

 

«Триумф»

 

 

«Самарканд»

 

 

«Двери Тамерлана»